Frank Frederick Borman

Фрэнк Фредерик Борман

Порядковый номер - 21 (10)
Количество полетов - 2
Продолжительность полетов - 19 суток 21 час 35 минут 43 секунды.

Статус - астронавт НАСА

Дата и место рождения:
Родился 14 марта 1928 года в городе Гэри (Gary), штат Индиана, а вырос в городе Тусон (Tucson), штат Аризона.
 
Образование и научные звания:
В 1946 году среднюю школу (Tucson High School) в Тусоне.
В 1950 году окончил Военную академию США (U.S. Military Academy) в Вест-Пойнте (West Point).
В 1957 году в Калифорнийском технологическом институте (California Institute of Technology) и получил степень магистра наук по авиационной технике.
 
Профессиональная деятельность:
В 1957 году, оставаясь на военной службе, стал доцентом термодинамики и механики жидкости в Военной академии США.
В начале 1969 года стал консультантом в авиакомпании Eastern Airlines. В декабре 1970 года был назначен вице-президентом оперативной группы авиакомпании. В июле 1974 года был назначен исполнительным вице-президентом - Генеральным менеджером производства и избран в совет директоров. В мае 1975 года был избран президентом и главным операционным директором, а в декабре 1975 года - главным исполнительным директором. В декабре 1976 года он стал еще и председателем совета директоров. Работал в авиакомпании до июня 1986 года.
В 1986 году стал вице-председателем и директором Texas Air Corp. в Хьюстоне (Houston). В 1988 году был назначен консультантом по маркетингу компании Aerospatiale General Aviation в Техасе и главным исполнительным директором корпорации Patlex Corp. в Калифорнии.
 
Воинская служба:
На службу в ВВС США поступил в июне 1950 года. После прохождения летной подготовки на базе ВВС Уилльямс (Williams AFB) в Аризоне в августе 1951 года стал военным летчиком.
С 1951 по 1953 год служил летчиком-истребителем в 44-й истребительно-бомбардировочной эскадрилье (44th Fighter Bomber Squadron) на авиабазе Дарк (Dark Air Base) на Филиппинах.
С ноября 1953 по июнь 1956 год служил строевым летчиком в различных частях на базах ВВС Муди (Moody AFB) в Джорджии и Лак (Luke AFB) в Аризоне.
В 1960 году окончил Школу ВВС США по подготовке пилотов для экспериментальных летных испытаний (Air Force Experimental Flight Test Pilot School, Class 60-C) на базе Эдвардс (Edwards AFB) в Калифорнии.
В декабре 1961 года окончил Аэрокосмическую школу пилотов-исследователей ВВС (Aerospace Research Pilot School, Class 1, 1961) на базе Эдвардс (Edwards AFB) в Калифорнии. После её окончания до зачисления в отряд астронавтов служил пилотом-инструктором Школы. Был также офицером по вопросам реализации проекта модификации силовой установки F-104. Во время одного из полетов на сверхзвуковой скорости двигатель его F-104 заглох, однако после снижения скорости Борману удалось запустить двигатель и благополучно посадить самолет.
Ушел в отставку в июле 1970 года.
 
Воинское звание:
Второй лейтенант ВВС (с 02.06.1950)
Первый лейтенант ВВС (с марта 1952)
Капитан ВВС (с февраля 1955)
Майор ВВС (с февраля 1961)
Полковник ВВС (в отставке с июля 1970).
 
Космическая подготовка:
В сентябре 1962 года был зачислен в отряд астронавтов НАСА во время второго набора. Прошел полный курс подготовки. Специализировался на ракетах-носителях, и стал экспертом по вопросам системы аварийного спасения (САС). Работал вместе с Вернером фон Брауном (Werner Von Braun) над созданием аварийной системы обнаружения неисправностей на РН.
 
В 1963 году вместе с Аланом Шепардом начал готовиться к первому пилотируемому полету на новом двухместном корабле Gemini в качестве пилота, но после того как в конце 1963 года Шепард был отстранен от подготовки к полету в связи с воспалением среднего уха, Борман был переведен пилотом в дублирующий экипаж Gemini 4.
 
Первый полет

Нажать для увеличения

С 4 по 18 декабря 1965 года в качестве командира корабля Gemini 7. Во время полета было проведено сближение на расстояние 30 см с выведеным позже кораблем Gemini 6. После 5-и часового совместного полета корабли вновь разошлись. Сам же полет являлся рекордным по продолжительности.

Продолжительность полета составила 13 суток 18 часов 35 минут 1 секунда.

Нажать для увеличения
 
В сентябре 1966 года был назначен в дублирующий экипаж второго полета по программе Apollo, а в декабре 1966 года был назначен командиром экипажа третьего пилотируемого полета, который должен был стать первым с использованием РН Saturn 5. Однако после пожара в кабине корабля Apollo 1 (SA-204) в январе 1967 года полеты были отменены.
 
В ноябре 1967 года был назначен командиром экипажа корабля Apollo 9 вместе с Уилльямом Андерсом (William Anders) и Майклом Коллинзом (Michael Collins). Программа этого полета, так же, как и Apollo 8 (McDivitt, Scott, Schweickart) предусматривала испытания лунного модуля (LM) на орбите Земли. Однако после того, как летом 1968 года стало ясно, что LM будет готов к испытаниям не раньше марта 1969 года, было решено изменить полетное задание Apollo 8. В качестве новой задачи фигурировал первый облет Луны кораблем Apollo 8 без LM. Однако, так как командир Apollo 8 Джеймс МакДивитт (James McDivitt) потратил уже много месяцев на подготовку к операциям с LM и знал его лучше кого-либо из других астронавтов, было решено поменять местами экипажи Apollo 8 и Apollo 9. Чуть позже в новом экипаже Apollo 8 произошла замена - Майкла Коллинза, у которого возникли проблемы с медициной, сменил Джеймс Ловелл (James Lovell), напарник Фрэнка Бормана по первому полету.
 
Второй полет

Нажать для увеличения

С 21 по 27 декабря 1968 года в качестве командира корабля Apollo 8. 24 декабря корабль перешел на селеноцентрическую орбиту, на которой оставася 20 часов 07 минут, сделав 10 витков. Таким образом впервые в истории пилотируемый корабль вышел на орбиту Луны.

Продолжительность полета составила 6 суток 3 часа 00 минут 42 секунды.

Нажать для увеличения
 
Ушел из НАСА в июле 1970 года.
 
Классность:
Общий налет составлял к моменту зачисления в отряд около 6 000 часов.
 
Публикации:
В соавторстве с Robert J. Serling в 1988 году опубликовал свою автобиографию Countdown: An Autobiography of Frank Borman.
 
Награды:
Награжден Крестом ВВС «За выдающиеся летные заслуги» (Air Force Distinguished Flying Cross), и Космической медалью почёта конгресса США (Congressional Space Medal of Honor).
Награжден также медалью НАСА «За выдающиеся заслуги» (NASA Distinguished Service Medal), медалью НАСА «За исключительные заслуги» (NASA Exceptional Service Medal).
Удостоен премии Посла исследований NASA (NASA Ambassador of Exploration Award) (2006).
Его имя внесено в Зал славы американских астронавтов (U.S. Astronaut Hall of Fame).
 
Семейное положение
Жена - Сьюзан Багби (Susan Bugbee).
Двое сыновей, Фредерик Пирс (Frederick Pierce, 04.10.1951) и Эдвин Слоан (Edwin Sloan, 20.07.1953).
 
Увлечения
Во врему учебы в школе играл защитником в сборной школы по американскому футболу в чемпионате штата.
С детства увлекался полетами и в 15 лет получил лицензию пилота. В свободное время летает на принадлежащих ему истребителях времен Второй мировой войны.
Увлекается также охотой, водными лыжами, гандболом, оздоровительным бегом, тяжелой атлетикой, туризмом. Любит слушать музыку в стиле кантри и читать.
 

NASA-2

С Ш А

Энциклопедия

 Назад