X PRIZE CUP

В июле 2003 года руководство Фонда X-Prize (X Prize Foundation) объявило о проведении ежегодных соревнований на Кубок X-Prize (X Prize Cup), во время которых будут проводиться выставки и презентации новых суборбитальных аппаратов, а со временем и соревнования между ними в следующих пяти категориях:
1) самый короткий интервал между 1-м пуском и 2-м приземлением;
2) максимальное число пассажиров в ходе одного полета;
3) максимальное число пассажиров за период в 2 недели;
4) максимальная высота подъема аппарата;
5) самый быстрый полет.

В качестве постоянного места проведения соревнований был выбран международный аэродром города Лас-Крусес (Las Cruces) в штат Нью-Мексико (New Mexico). Формат проведения этих соревнований стандартен для всех больших аэрокосмических вставок. Первые несколько дней вставка открыта только для специалистов и представителей фирм. Делается это во многом для обеспечения безопасноти во время тестовых и испытательных полётов. А в последний день или два выставка открывается для широкой публики. Такиv образом одновременно проводятся и соревнования (без публики) и выставка с демонстрационными полётами.

 
2005 2006 2007

 

2005

Для специалистов первая выставка X Prize Cup работала 6 - 9 октября 2005 года, а 10 октября аэродром города Лас-Крусес был открвт для всех желающих. За один этот день летное поле международного аэропорта посетило около 20 тыс. человек. В выставке приняли участие 13 компаний из числа боровшихся за X Prize, и 50 другоих аэрокосмических компаний. Не смотря на довольно сильный ветер состоялись два полёта экспериментального «ракетосамолета» EZ-Rocket (компания XCOR Aerospace), демонстрация (на моделе VTOL) работы двагателя вертикально посадки (Armadillo Aerospace) и два показательных испытания двигателя Churchill Mk 2 (Starchaser Industries).
Нажать для увеличения Нажать для увеличения Нажать для увеличения
Нажать для увеличения Нажать для увеличения  

 

2006 - Wirefly X PRIZE Cup

Вторая выставка проводилась с 16 по 22 октября 2006 года, при этом на этот раз для всех желающих она работала не один, а два дня - 21 и 22 октября. В программу соревнований были добавлены три новые категории:
1) Lunar Lander Challenge. В этой категории коспонсором выступило агентство НАСА. Задача - продемонстрировать возможность частных компаний разработать новое поколение аппаратов для выполнения мягкой посадки на Луну. Аппарат должен вертикально взлететь на 50 метров, пролететь 100 метров, приземлиться, а потом еще вернуться на место старта тем же способом после дозаправки топливом. Призовой фонд составляет 2,5 млн.долларов.
2) Vertical Rocket Challenge. Как ясно из названия, для победы в этой категории так же требуется разработать технологию мягкой посадки (в названии не оговорено, но речь идет именно о посадке на Луну).
3) Space Elevator Games. Самая массовая категория, в которой уже участвуют около 20 команд. Задача - создать ракету, которая использует для движения энергию лазера. В 2006 году для победы нужно подняться на высоту не менее 15 метров (50 футов).

Нажать для увеличенияНажать для увеличенияНесмотря множество участников и на новые категории соревнований, до реальных полётов дело не дошло. Выиграть приз за рабочий прототип лунного посадочного модуля в категории Lunar Lander Challenge попробовала компания Armadillo Aerospace. Построенный ею аппарат Pixel выполнил несколько предварительных полётов, но все три попытки выполнить «зачетный» полет завершились неудачей. Более подробная информация о прототипе лунного модуля и о его полётах см. в разделе Armadillo Aerospace.

Остальные компании ограничились макетами, схемами и компьютерными демонстраторами.

 

2007 - Wirefly X PRIZE Cup

В феврале 2007 года было объявлено об изменении правил проведения соревнований в категории Northrop Grumman Lunar Lander Challenge, в рамках которого предполагается создание аппарата, моделирующего взлет с поверхности Луны и выход на её орбиту. Спонсором приза в 2 млн.долларов по прежнему выступает НАСА. Основные изменения касаются разрешения командам ремонтировать свой аппарат между полётами и последовательности полётов.
Зачетные полёты будут проводиться в два этапа. На первом этапе (Level 1) аппарат должен взлететь на высоту не менее 50 метров, и через 90 секунд совершить мягкую посадку на площадке в 100 метрах от места старта. Затем аппарат должен перелететь обратно, при этом оба полёта (вместе с подготовительными операциями) должны уложиться в промежуток не более 2,5 часов.

 

Назад

Суборбитальные полёты

Энциклопедия