Алексей Архипович Леонов

Aleksey Arkhipovich Leonov

Порядковый номер 15 - (11)
Количество полетов - 2
Продолжительность полетов - 7 суток 00 часов 33 минуты 08 секунд.
Выходов в открытый космос - 1 - первый человек, вышедший в открытый космос.
Продолжительность выхода - 23 минуты 41 секунда.

Статус - летчик-космонавт СССР, 1-й набор ВВС
.

Дата и место рождения:
Родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Тисульского района Кемеровской области, РСФСР.
 
Дата смерти:
Скончался 11 октября 2019 года. Похоронен 15 октября на Федеральном военном мемориальном кладбище в г. Мытищи Московской области.
 
Образование и научные звания:
В 1953 году окончил 10 классов средней школы №21 города Калининграда.
В 1955 году окончил 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков в городе Кременчуг (поступил по комсомольскому набору).
В 1957 году окончил Чугуевское военное авиационное училище летчиков (ВАУЛ).
С сентября 1961 по январь 1968 года проходил обучение в Военно-воздушной инженерной академии (ВВИА) им.Н.Е.Жуковского по специальности «Конструкция и эксплуатация воздушно-космических аппаратов и двигателей к ним». По её окончании получил квалификацию «летчик-инженер-космонавт».
В 1981 году окончил адъюнктуру при ВВИА им.Н.Е.Жуковского. 16 марта 1981 года защитил в ВВИА диссертацию и получил степень кандидата технических наук.
 
Профессиональная деятельность:
С 1991 года работал одним из руководителей международной акционерной компании «Четек» и директором фирмы «Четек-космос».
С 1993 года работал президентом чекового инвестиционного фонда (ЧИФ) «Альфа-капитал», инвестиционной компании «Беринг-Восток» и президентом компании «Восток-Капитал».
С 1997 года работает вице-президентом «Альфа-банка», советник первого заместителя председателя совета директоров «Альфа-банка» (в 2009).
По данным на декабрь 2005 года, работал советником по корпоративным отношениям компании (кондитерского объединения) «СладКо», затем - советником генерального директора ОАО «Кондитерское объединение «СладКо».
 
Воинская служба:
С 30 октября 1957 года служил летчиком 113-го истребительного авиационного полка (ИАП) 10-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии (гв.ИАД) 69-й Воздушной армии (ВА) Киевского военного округа.
С 14 декабря 1959 года служил старшим летчиком 294-го отдельного разведывательного авиационного полка 24-й ВА в составе Группы советских войск в Германии.
После отчисления из отряда космонавтов с января 1982 по сентябрь 1991 года служил первым заместителем начальника ЦПК.
12 сентября 1991 года приказом МО СССР был зачислен в распоряжение Главкома ВВС для последующего увольнения с действительной военной службы в запас. 9 марта 1992 года приказом Главкома ОВС СНГ №330 уволен с действительной военной службы в запас по возрасту. Исключен из списков части 23 марта 1992 года.
 
Воинское звание:
Лейтенант (30.10.1957).
Старший лейтенант (28.03.1960).
Капитан (10.07.1961).
Майор (11.01.1964).
Подполковник (18.03.1965).
Полковник (09.11.1966).
Генерал-майор авиации (22.07.1975), с 09.03.1992 - генерал-майор авиации запаса.
 
Служба в отряде космонавтов и ЦПК:
4 апреля 1961 года был назначен на должность космонавта и получил квалификацию «космонавт ВВС». С 16 января 1963 года был космонавтом отряда космонавтов ЦПК ВВС.
14 марта 1966 года был назначен космонавтом-инструктором 1-го отряда космонавтов ЦПК, а с 25 июня 1966 года - заместителем командира 1-го отряда ЦПК.
21 марта 1969 года был назначен старшим инструктором-космонавтом, заместителем начальника 1-го управления.
10 февраля 1970 года был назначен заместителем начальника ЦПК по летной подготовке космонавтов.
С 30 апреля 1974 года был заместителем начальника ЦПК по космической подготовке.
30 марта 1976 был назначен командиром отряда космонавтов.
26 января 1982 года был отчислен из отряда космонавтов в связи с назначением на должность первого заместителя начальника ЦПК по летной и космической подготовке.
С 26 января 1982 по сентябрь 1991 года служил первым заместителем начальника ЦПК по летной и космической подготовке.
 
Космическая подготовка:
7 марта 1960 года приказом Главкома ВВС №267 зачислен слушателем-космонавтом в отряд космонавтов ЦПК ВВС.
С 16 марта 1960 по 30 марта 1961 года прошел общекосмическую подготовку (ОКП) и 3 апреля 1961 года успешно сдал выпускные экзамены.
 
С апреля по май 1963 года проходил подготовку в качестве одного из резервных пилотов для полета на КК «Восток-5» по программе совместного полета двух кораблей.
 
С 15 августа 1964 по 25 февраля 1965 года проходил подготовку в качестве второго пилота основного экипажа КК «Восход-2» по программе выхода в открытый космос, вместе с Павлом Беляевым. Выполнил 12 полетов на Ту-104ЛЛ, отрабатывая выход в открытый космос на макете ЗКД («Восход») и 6 полетов на Ил-14 для тренировки с СМК-3.
 
9 марта 1965 года на созванном вечером на космодроме Байконур совещании Е.А.Карповым был поставлен вопрос о замене основного экипажа в связи с тем, что во время одного из тренировочных полетов у Павла Беляева были зарегистрированы единичные экстрасистолы (добавочные сокращения сердца). Однако так как все испытания и функциональные пробы космонавт перенес хорошо за то, чтобы экипажем №1 оставить экипаж Павла Беляева и Алексея Леонова высказались Н.П.Каманин, В.Н.Правецкий, А.Н.Бабийчук, С.П.Королев. В итоге основной экипаж был утвержден именно в этом составе.
 
Первый полет

C 18 по 19 марта 1965 года в качестве второго пилота КК «Восход-2», вместе с Павлом Беляевым.
В ходе полета совершил первый в мире выход в открытое космическое пространство продолжительностью 23 минуты 41 секунда (из них 12 минут 09 секунд вне корабля, удалялся от корабля на 5,35 метра)
При выходе возникли несколько нештатных ситуаций, рассказ о которых самого Леонова можно прочитать в приложении.
Позывной: «Алмаз-2».
При возвращении на Землю из-за отказа системы автоматического управления (из-за отклонений в работе системы ориентации корабля на Солнце) Павел Беляев осуществил ручное управление посадкой, которая произошла в нерасчетном районе в 180 км севернее города Перми. Экипаж был обнаружен через четыре часа после посадки в тайге между деревнями Сороковая и Щучино, но из-за глубокого снега был эвакуирован с места посадки только через двое суток.

Продолжительность полета составила 1 сутки 02 часа 02 минуты 17 секунд.

 
С 10 января 1967 по 8 января 1970 года проходил подготовку по программе облета Луны на КК Л-1 сначала в составе группы, а затем в качестве командира экипажа, вместе с Олегом Макаровым.
 
С 21 января по 13 сентября 1968 года проходил непосредственную подготовку по программе Н1-ЛЗ (полет на Луну) в качестве командира экипажа, вместе с Олегом Макаровым. В рамках подготовки отрабатывал действия по пилотированию лунного корабля (ЛК) при посадке на Луну и взлете с нее на вертолетных тренажерах Ми-4 и Ми-8, а также прошел тренировки по переходу из лунного орбитального корабля (ЛОК) в ЛК и обратно в скафандре «Орлан-94».
 
13 мая 1970 года был назначен командиром второго экипажа для полета на ДОС-1 «Салют». С 18 сентября 1970 по 20 марта 1971 года проходил непосредственную подготовку к полету на ДОС-1 «Салют» в качестве командира дублирующего экипажа по программе первой экспедиции, вместе с Валерием Кубасовым и Петром Колодиным. Во время старта КК «Союз-10» 23 апреля 1971 года был дублером командира корабля.
 
С 27 апреля по 27 мая 1971 года проходил подготовку в качестве командира основного экипажа для полета по программе первой экспедиции на ДОС-1 «Салют», вместе с Валерием Кубасовым и Петром Колодиным. 4 июня 1971 года (за два дня до старта) решением Госкомиссии основной экипаж отстранен от полета из-за обнаруженного у Валерия Кубасова затемнения в легких.
 
С 16 июня по 9 июля 1971 года готовился в качестве командира основного экипажа по программе второй экспедиции на ДОС-1 «Салют», вместе с Николаем Рукавишниковым и Петром Колодиным. Старт планировался на 20 июля 1971 года на КК «Союз-12». Из-за гибели экипажа «Союза-11» полет был отменен.
 
10 октября 1971 по июль 1972 года проходил подготовку в качестве командира основного экипажа первой экспедиции на ДОС-2 «Салют», вместе с Валерием Кубасовым. Полет был отменен из-за аварии 29 июля 1972 года РН «Протон» во время запуска ДОС-2 «Салют».
 
С августа по сентябрь 1972 года проходил подготовку в качестве командира основного экипажа, вместе с Валерием Кубасовым, по программе испытательного автономного полета на КК 7К-Т №34 с целью испытания новых скафандров «Сокол-К». Решением Госкомиссии полет был отменен и корабль 7К-Т №34 совершил беспилотный полет.
 
С 25 октября 1972 по 10 апреля 1973 года проходил подготовку в качестве командира основного экипажа первой экспедиции на ДОС-3 «Салют», вместе с Валерием Кубасовым. Полет был отменен из-за аварии ДОС-3 «Салют» (получившей в открытой печати наименование «Космос-557») на орбите в мае 1973 года.
 
С мая 1973 по 16 июня 1975 года проходил подготовку в качестве командира основного экипажа по программе ЭПАС, вместе с Валерием Кубасовым.
 
Второй полет

С 15 по 21 июля 1975 года в качестве командира КК «Союз-19» по программе ЭПАС вместе с Валерием Кубасовым.
В ходе полета впервые была выполнена стыковка на орбите кораблей разных стран - «Союз-19» (СССР) и «Аполлон» (США).
Позывной: «Союз-1».

Продолжительность полета составила 5 суток 22 часа 30 минут 51 секунда.

 
Общественно-политическая деятельность:
Президент Общества российско-сербской дружбы (2005 год).
Член политической партии «Единая Россия».
Сопрезидент, член Исполнительного комитета Ассоциации исследователей космоса (The Association of Space Explorers).
Действительный член Международной академии астронавтики.
Президент Международного фонда поддержки космонавтики.
Занимался благотворительностью (программа «Линия жизни» - помощь детям с кардиозаболеваниями).
 
 
Почетные звания:
Дважды Герой Советского Союза (23 марта 1965 года, 22 июля 1975 года).
Летчик-космонавт СССР (1965).
Герой Социалистического Труда НРБ.
Герой Труда ДРВ.
Заслуженный мастер спорта СССР (1965).
Почетный член Российской академии художеств.
Почетный гражданин около 40 городов в России и других странах мира. Его именем назван один из кратеров на Луне. В 2012 году в его честь переименован аэропорт города Кемерово.
Почетный доктор СГАУ (Самарского государственного аэрокосмического университета) (2012).
 
Классность:
Инструктор парашютно-десантной подготовки (ПДП) ВВС (10.11.1960).
Военный летчик 1-го класса (18.03.1965).
Космонавт 3-го класса (20.03.1965).
Космонавт 2-го класса (29.07.1975).
К моменту зачисления в отряд имел налет 278 часов.
 
Спортивные достижения:
Имеет 2 разряд по велоспорту, 3 разряд по фехтованию, занимался легкой атлетикой (бег на 800 м) и метанием копья.
 
Публикации:
Автор книг «Выхожу в космос» (М: Малыш, 1974), «Солнечный ветер» (М.: Прогресс, 1977), «Земная и космическая живопись» (М.: Галарт, Baring Vostok Сapital Partners, 2001), «Человек и космос», (М.: РТСофт, 2017), «Время первых. Судьба моя – я сам…» (М: АСТ, 2017), cоавтор ряда научных монографий, в т.ч. «Восприятие пространства и времени в космосе» (М.: Наука, 1968), «Психологические особенности деятельности космонавтов» (М: Наука, 1971), «Психологические проблемы межпланетного полета» (М.: Наука, 1975) (все – соавт. В.И.Лебедев), соавтор книги Two Sides of the Moon (London: Simon & Schuster, 2004) (соавт. - Дэвид Скотт), соавтор ряда иллюстрированных альбомов: «Ждите нас, звезды» (М: Молодая гвардия, 1967), «К звездам!» (Л: Аврора, 1970), «Звездные пути» (М: Молодая гвардия, 1971), «Космические дали» (М: Изобразительное искусство, 1972), «Человек и Вселенная» (М.: Изобразительное искусство, 1976), «Жизнь среди звезд» (М.: Молодая гвардия, 1981) (все – в соавт. с А.Соколовым), соавтор наборов открыток в соавторстве с А. Соколовым: «Человек в космосе» (М: Советский художник, 1966), «В глубинах Вселенной» (М: Изобразительное искусство, 1973), «На звездных трассах» (М.: Изобразительное искусство, 1975) (указаны основные публикации и первые издания).
Имеет 4 изобретения и автор более 10 научных трудов.
 
Государственные награды:
Награждён двумя медалями «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и двумя орденами Ленина (23 марта 1965 года, 22 июля 1975 года), орденом Красной Звезды (1961), орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени (Указ Президента РФ от 29.05.2019 №240), орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (Указ Президента РФ N 357 от 22 мая 2014 года), орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2 марта 2000 года), орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени (1975), и 9-ю юбилейными медалями, орденом Дружбы (Указ Президента РФ №434 от 12 апреля 2011 года).
Знак губернатора Московской области «Благодарю» (2013).
 
Награды иностранных государств:
Награждён медалью «Золотая Звезда» Героя НРБ и орденом Георгия Димитрова (НРБ, 1965), орденом Карла Маркса и медалью А.Беккера (ГДР, 1965), медалью «Золотая Звезда» Героя Труда ДРВ, орденом Государственного Знамени (ВНР, 1965), орденом «За отличие» I степени (Сирия, 1966), «Золотой медалью партизана» (Италия, 1967).
 
Награды общественных организаций:
Награжден орденом Святого Константина Великого, орденом «Золотая Звезда» (учреждён Фондом Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации совместно с оргкомитетом Международного форума «Потенциал нации»), орденом «Гордость России» (учреждён благотворительным фондом «Гордость Отечества») (2007), лауреат премии имени Людвига Нобеля (2007), Награды имени Элмера А. Сперри (США, 2009).
Лауреат национальной премии «Во славу Отечества» в номинации «Слава России» (2008), учрежденной Международной академией общественных наук и Международной академией меценатства, удостоен ордена «Во славу Отечества» II степени (2008).
«Заслуженный член АУКП» (ASE Distinguished Member) (почетный знак и титул Ассоциации участников космических полётов (The Association of Space Explorers)) (2009).
 
Семейное положение
Отец - Леонов Архип Алексеевич, (1893 - 1981), электрослесарь-железнодорожник, работал также зоотехником. Был репрессирован.
Мать - Леонова (Сотникова) Евдокия Минаевна, (1895 - 1967), была домохозяйкой.
Сестра - Хаданович (Леонова) Александра Архиповна, (1916 - ?), была домохозяйкой.
Сестра - Леонова Любовь Архиповна, (1919 - ?), до выхода на пенсию работала инженером совнархоза.
Сестра - Ганичева (Леонова) Раиса Архиповна, (1921 - 2008), до выхода на пенсию работала военпредом.
Сестра - Новикова (Леонова) Нина Архиповна, (1922 - ?), до выхода на пенсию работала старшим товароведом-железнодорожником.
Сестра - Кузьменко (Леонова) Надежда Архиповна, (1924 - 05 ноября 2007), до выхода на пенсию работала товароведом.
Брат - Леонов Петр Архипович, (1928 - ?), до выхода на пенсию работал слесарем-инструментальщиком судоремонтного завода.
Сестра - Леонова Антонина Архиповна, (1930 - ?).
Сестра - Леонова Вера Архиповна, умерла.
Брат - Леонов Борис Архипович, (1937 - ?), работал ихтиологом.
Жена - Леонова (Доценко) Светлана Павловна, (1940 - 06.11.2021), до выхода на пенсию работала редактором редакционно-издательского отдела в ЦПК.
Дочь - Леонова Виктория Алексеевна, (21.04.1961 - июль 1996), работала в Главном управлении «Совфрахт» Министерства морского флота, скоропостижно скончалась после заболевания гепатитом, осложнённым пневмонией.
Дочь - Леонова Оксана Алексеевна, 1967 г.р., окончила Военный институт иностранных языков, работает переводчиком.
 
Увлечения
Живопись (автор более 200 картин), автор и соавтор восьми альбомов с рисунками на космическую тему.
 
 
 
 
Приложение

Рассказ Алексея Леонова о нештатных ситуациях во время выхода в открытый космос.

 
«Когда создавали корабль для выхода в открытый космос, то приходилось решать множество проблем, одна из которых была связана с размером люка. Чтобы крышка открывалась внутрь полностью, пришлось бы урезать ложемент. Тогда бы я в него не поместился в плечах. И я дал согласие на уменьшение диаметра люка. Таким образом, между скафандром и обрезом люка оставался зазор по 20 мм с каждого плеча.
 
На Земле мы проводили испытания в барокамере при вакууме, соответствующем высоте 60 км... В реальности, когда я вышел в открытый космос, получилось немного по-другому. Давление в скафандре - около 600 мм, а снаружи - 10 - 9; такие условия на Земле смоделировать было невозможно. В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни ребра жесткости, ни плотная ткань. Я, конечно, предполагал, что это случится, но не думал, что настолько сильно. Я затянул все ремни, но скафандр так раздулся, что руки вышли из перчаток, когда я брался за поручни, а ноги - из сапог. В таком состоянии я, разумеется, не мог втиснуться в люк шлюза. Возникла критическая ситуация, а советоваться с Землей было некогда. Пока бы я им доложил... пока бы они совещались... И кто бы взял на себя ответственность? Только Паша Беляев это видел, но ничем не мог помочь. И тут я, нарушая все инструкции и не сообщая на Землю, перехожу на давление 0,27 атмосфер. Это второй режим работы скафандра. Если бы к этому времени у меня не произошло вымывание азота из крови, то закипел бы азот - и все... гибель. Я прикинул, что уже час нахожусь под чистым кислородом и кипения быть не должно. После того, как я перешел на второй режим, все «село» на свои места.
 
На нервах сунул в шлюз кинокамеру и сам, нарушая инструкцию, пошел в шлюз не ногами, а головой вперед. Взявшись за леера, я протиснул себя вперед. Потом я закрыл внешний люк и начал разворачиваться, так как входить в корабль все равно нужно ногами. Иначе я бы не смог, ведь крышка, открывающаяся внутрь, съедала 30% объема кабины. Поэтому мне пришлось разворачиваться (внутренний диаметр шлюза - 1 метр, ширина скафандра в плечах - 68 см). Вот здесь была самая большая нагрузка, у меня пульс дошел до 190. Мне все же удалось перевернуться и войти в корабль ногами, как положено, но у меня был такой тепловой удар, что я, нарушая инструкции и не проверив герметичность, открыл шлем, не закрыв за собой люк. Вытираю перчаткой глаза, а вытереть не удается, как будто на голову кто-то льет. Тогда у меня было всего 60 литров кислорода на дыхание и вентиляцию, а сейчас у «Орлана» - 360 литров... Я первый в истории вышел и отошел сразу на 5 метров. Больше этого никто не делал. А ведь с этим фалом надо было работать, собрать на крючки, чтобы не болтался. Была громадная физическая нагрузка.
 
Единственное, что я не сделал на выходе, - не смог сфотографировать корабль со стороны. У меня была миниатюрная камера «Аякс», способная снимать через пуговицу. Ее нам дали с личного разрешения председателя КГБ. Управлялась эта камера дистанционно тросиком; из-за деформации скафандра я не смог до него дотянуться. А вот киносъемку я сделал (3 минуты камерой С-97), и за мной с корабля постоянно следили две телевизионные камеры, но у них была не высокая разрешающая способность. По этим материалам потом сделали очень интересный фильм.
 
Но самое страшное было, когда я вернулся в корабль, - начало расти парциальное давление кислорода (в кабине), которое дошло до 460 мм и продолжало расти. Это при норме 160 мм! Но ведь 460 мм - это гремучий газ, ведь Бондаренко сгорел на этом... Вначале мы в оцепенении сидели. Все понимали, но сделать почти ничего не могли: до конца убрали влажность, убрали температуру (стало 10 - 12°С). А давление растет... Малейшая искра - и все превратилось бы в молекулярное состояние, и мы это понимали. Семь часов в таком состоянии, а потом заснули... видимо, от стресса. Потом мы разобрались, что я шлангом от скафандра задел за тумблер наддува... Что произошло фактически? Поскольку корабль был долгое время стабилизирован относительно Солнца, то, естественно, возникла деформация: ведь с одной стороны охлаждение до - 140°С, с другой - нагрев до +150°С... Датчики закрытия люка сработали, но осталась щель. Система регенерации начала нагнетать давление, и кислород стал расти, мы его не успевали потреблять... Общее давление достигло 920 мм. Эти несколько тонн давления придавили люк и рост давления прекратился. Потом давление стало падать на глазах».
 

Назад

ЦПК ВВС

Энциклопедия