High Altitude Research Corporation

Расположенная в городе Хантсвилл (Huntsville), штат Алабама (Alabama), компания High Altitude Research Corporation (HARC) подключилась к соревнованиям на X-Prize в ноябре 2003 года, предложив проект суборбитального аппарата Liberator (Либерейтор - Освободитель). Одним из основателем комапнии и её руководителем был Тим Пиккенс (Tim Pickens), возглавивший затем компанию Orion Propulsion, занимающуюся разработкой ЖРД.

Нажать для увеличенияКорабль представлял собой одноступенчатую ракету длиной 13 метров и полным весом на старте 4,5 тонны. Запускаться он должен был с переоборудованной морской платформы с помощью двух ЖРД, работающих на керосине и жидком кислороде, развивающих суммарную тягу 106,8 кН. (Двигатели были разработаны еще в конце 90-х годов компанией Space America). Двигатели должны были работать около минуты, после чего происходило разделение носителя и кабины с экипажем. Носитель на собственном парашюте опускался на водную поверхность, и мог быть использован повторно. А кабина экипажа продолжала полёт по инерции до высоты 100 км, после чего также опускалась в океан на парашюте. Перегрузки на этапе выведения и посадки не должны были превышать 5g. Кабина располагалось в верхней части ракеты, и была снабщена системой аварийного спасения (САС), работающей с помощью небольшого ЖРД. Хотя кабина корабля была герметичная, экипаж в течении всего полёта должен был носить специальный высотный комбинезон.

Не смотря на то, что компания HARC поздно включилась в соревнования, у ней были довольно неплохие шансы если не выиграть соревнования, то достаточно далеко продвинуться в создании корабля. Дело в том, что возглавляемый Грегори Элиссоном (Gregory Allison) коллектив имел большой опыт в создании суборбитальных (геофизических) ракет. С 1994 года компания изготавливала ракеты с гибридным двигателем для исследования верхних слоев атмосферы. На счету компании также более сотни испытаний гибридных ракетных двигателей собственной разработки, проведено было и несколько запусков ракет с высотных воздушных шаров. До 17 мая 2004 года компании принадлежал рекорд в высоте подъема для частных суборбитальных ракет.

Нажать для увеличения24 августа 2004 года компания провела испытания системы аварийного спасения своего летательного аппарата. По заявлению представителей компании, испытания прошли успешно, но какие-либо технические подробности не сообщались. Известно, что испытания проводились на уменьшеной моделе корабля.

Нет никакой информации о состоянии работ над проектом после окончания соревнований на X-Prize. На сайте компании нет вообще информации о проекте Liberator, однако по прежнему присутсвует логотип X-Prize.

 

X-PRIZE

Суборбитальные полёты

Энциклопедия