Атмосферные лётные испытания МТКК «Спейс шаттл» (Space Shuttle)

   Испытания по отработке атмосферного участка полёта и приземления МТКК Space Shuttle проводилась с 15 февраля по 26 октября 1977 года с использованием лётного экземпляра корабля Enterpise (OV-101), устанавливаемого на специально переоборудованный самолёт-носитель Boeing-747, купленный у авиакомпании American Airlines. Общая схема испытаний включала в себя сброс МТКК Enterpise с самолёта-носителя на высоте 6-8 км, крутое планирование к Земле и совершение посадки. Все испытания можно условно разбить на четыре этапа:
   Первые три испытания проводились на Земле и были предназначены для проверки характеристик самолёта-носителя в сцепленном с КК Enterpise состоянии во время рулёжки и транспортировке КК. Экипаж на корабле отсутствовал.
   Следующая серия из пяти испытаний также проводилась без экипажа корабля. Во время их проведения проверялись характеристики управляемости сцепки самолёта-носителя и «орбитальной ступени» корабля в полёте. В частности, проверялись аэродинамика связки, склонность к флаттеру и другие показатели.
   Очередным шагом стали три испытания сцепки самолёт-носитель-корабль в полёте без их разделения. На этот раз на борту корабля присутствовал экипаж. Испытания были предназначены для отработки процедур отделения в предстоящих полетах «орбитальной ступени», проверки эксплуатационной готовности систем.
   И, наконец, завершающей стала серия из пяти испытаний, в ходе которых экипаж корабля осуществлял пилотирование «орбитальной ступени» после отделения от самолёта-носителя и производил посадку. Проверялась полётопригодность «орбитальной ступени», проверка бортовых системы и испытание ручного и автоматического способов посадки. Отделение от самолёта-носителя проводилось путем подрыва пироболтов в удерживающих креплениях.
   Все испытания проводились на авиабазе Эдвардс, штат Калифорния. Посадка совершалась либо на бетонную взлётно-посадочную полосу, либо на дно высохшего соляного озера.
 

п/п
Дата
испытания
Длит.
мин:с
Высота
подъема, км
Экипаж1 Прим.
1 1977.02.15 taxi taxi б/п 2
2 1977.02.15 taxi taxi б/п 3
3 1977.02.15 taxi taxi б/п 4
           
4 1977.02.181   4,9 б/п 5
5 1977.02.22   6,9 б/п 6
6 1977.02.25   8,1 б/п 7
7 1977.02.28   8,7 б/п 8
8 1977.03.02   9,1 б/п 9
           
9 1977.06.18   4,5 HAISE F.W.
FULLERTON C.G.
10
10 1977.06.28   6,7 ENGLE J.H.
TRULY R.H.
11
11 1977.07.26   9,2 HAISE F.W.
FULLERTON C.G.
12
           
12 1977.08.12 5:21 7,3 HAISE F.W.
FULLERTON C.G.
13
13 1977.09.13 5:28 7,9 ENGLE J.H.
TRULY R.H.
14
14 1977.09.23 5:34 7,5 HAISE F.W.
FULLERTON C.G.
15
15 1977.10.12 2:34 6,8 ENGLE J.H.
TRULY R.H.
16
16 1977.10.26 2:01 5,8 HAISE F.W.
FULLERTON C.G.
17
 
 Назад
Экипаж каждого корабля состоял из командира и второго пилота, указанных в порядке субординации.
Первая рулежка связки самолета-носителя с орбитальной ступенью по ВПП. Достигнутая скорость - 143 км/ч.
Рулежка связки самолета-носителя с орбитальной ступенью по ВПП. Достигнутая скорость - 225 км/ч.
Рулежка связки самолета-носителя с орбитальной ступенью по ВПП. Достигнутая скорость - 253 км/ч.
Первый полет связки самолета-носителя с кораблем Enterprise. Общая длительность полета - 2 ч 05 минут, достигнутая скорость 462 км/ч
Полет связки самолета-носителя с кораблем Enterprise. Общая длительность полета - 3 ч 13 минут, достигнутая скорость 528 км/ч
Полет связки самолета-носителя с кораблем Enterprise. Общая длительность полета - 2 ч 28 минут, достигнутая скорость 684 км/ч
Полет связки самолета-носителя с кораблем Enterprise. Общая длительность полета - 2 ч 11 минут, достигнутая скорость 684 км/ч
Полет связки самолета-носителя с кораблем Enterprise. Общая длительность полета - 1 ч 39 минут, достигнутая скорость 763 км/ч
Полет связки самолета-носителя с кораблем Enterprise. Общая длительность полета - 55 мин 46 с, достигнутая скорость 335 км/ч. Впервые на борту корабля Enterprise находится экипаж, члены которого подали питание на системы корабля в полете и опробовали средства управления и индикации.
Полет связки самолета-носителя с кораблем Enterprise. Общая длительность полета - 62 мин 00 с, достигнутая скорость 499 км/ч. Члены экипажа корабля Enterprise совместно с пилотами самолета-носителя Фитцхью Фултоном (Fitzhugh L. Fulton) и Томасом Макмёртри (Thomas C. McMurtry) отрабатывали процедуры отделения корабля, а при заходе на посадку его экипаж проверял работу микроволновой посадочной системы.
Полет связки самолета-носителя с кораблем Enterprise. Общая длительность полета - 59 мин 53 с, достигнутая скорость 501 км/ч. Члены экипажа корабля Enterprise совместно с пилотами самолета-носителя Фитцхью Фултоном (Fitzhugh L. Fulton) и Томасом Макмёртри (Thomas C. McMurtry) отрабатывали процедуры отделения корабля, при заходе на посадку его экипаж проверял работу микроволновой посадочной системы, был произведен выпуск шасси, но уже после приземления самолета-носителя.
Старт связки самолета-носителя с кораблем Enterprise. Общая длительность полета - 53 мин 51 с, достигнутая скорость 499 км/ч. По команде Хейса через 48 мин после взлета крепления корабля Enterprise были подорваны и на высоте 7350 м корабль отделился. Хейз отвернул на 20° вправо, сделал два разворота на 90° и пошел на посадку. Корабль коснулся посадочной полосы на горизонтальной скорости 343 км/ч и вертикальной 0.3 м/с, пробежал 3350 м и остановился. Посадка совершена на дно высохшего соляного озера. Длительность полета после отделения от носителя составила 5 мин 21 с. В полете корабль был прикрыт хвостовым обтекателем, улучшающим его аэродинамические свойства.
Старт связки самолета-носителя с кораблем Enterprise. Общая длительность полета - 54 мин 55 с, достигнутая скорость 499 км/ч. После отделения полет совершался по стандартной программе, Трули управлял кораблем до высоты 600 м, а затем передал штурвал Энглу. Посадка совершена на дно высохшего соляного озера. Длительность полета после отделения от носителя составила 5 мин 28 с. В полете корабль был прикрыт хвостовым обтекателем, улучшающим его аэродинамические свойства.
Старт связки самолета-носителя с кораблем Enterprise. Общая длительность полета - 51 мин 12 с, достигнутая скорость 467 км/ч. После отделения до высоты 275 м корабль снижался автоматическом режиме, после чего Хейс взял управление на себя. Посадка совершена на дно высохшего соляного озера. Длительность полета после отделения от носителя составила 5 мин 34 с. В полете корабль был прикрыт хвостовым обтекателем, улучшающим его аэродинамические свойства.
Старт связки самолета-носителя с кораблем Enterprise. Общая длительность полета - 67 мин 48 с, достигнутая скорость 447 км/ч. Сброс корабля осуществлен на высоте 6830 м, длительность полета после отделения от носителя составила 2 мин 34 с. Посадка совершена на дно высохшего соляного озера. Первый полет без хвостового конуса.
Завершающий в рамках горизонтальных летных испытаний старт связки самолета-носителя с кораблем Enterprise. Общая длительность полета - 54 мин 42 с, достигнутая скорость 456 км/ч. Сброс корабля осуществлен на высоте 5800 м, длительность полета после отделения от носителя составила 2 мин 01 с. Посадка совершена на бетонную ВПП. Полет без хвостового конуса. При посадке скорость Enterprise оказалась слишком велика, Хейз с трудом попал в нужное место полосы, и после касания корабль подпрыгнул на 6 м.