КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ

В соответствии со стратегией освоения космического пространства, принятой американским агентством NASA в начале нового тысячелетия, предполагалось активно привлекать частные компании к выполнению различных элементов космической деятельности.

Программа получила название «Коммерческой транспортной космической системы» (Commercial Orbital Transportation Services - COTS). Предполагалось, что в рамках программы будут разработаны корабли, с помощью которых будет осуществляться обслуживание МКС после прекращения эксплуатации шаттлов.

В рамках программы COTS требовалось разработать проекты транспортных систем, обеспечивающих услуги по четырем следующим направлениям:

В отличие от программ прошлых лет, таких как «Аполлон» или «Спейс Шаттл», созданные корабли будут находиться в собственности самих компаний-разработчиков и будут использованы в рамках коммерческих с НАСА по снабжению МКС

Практические работы в рамках программы «Коммерческой транспортной космической системы» можно разделить на несколько самостоятельных программ, имеющих собственные названия:

  1. Commercial Resupply Services – 1 (CRS-1) - выполнение миссий снабжения МКС в период до 2016 года;
  2. Commercial Resupply Services – 2 (CRS-2) - выполнение миссий снабжения МКС в период с 2018 по 2020 год;
  3. Commercial Crew Program – доставка экипажей на МКС и возвращение астронавтов на Землю.

 

Commercial Resupply Services – 1 [CRS1]

28 октября 2005 года NASA выпустило предварительный вариант запроса по программе COTS для создания коммерческой системы снабжения МКС всеми типами грузов, возвращения результатов исследований и экспериментов на Землю и транспортировки экипажей.

16 декабря 2005 года были обнародованы скорректированные требования, а 18 января 2006 года NASA выпустило окончательный запрос на предложения. С этого момента начался официальный отсчет времени реализации проекта. Прием заявок от компаний завершился 3 марта 2006 года, и к этому моменту о намерении участвовать в конкурсе объявили 24 компании и группы. Характерная деталь - многие компании объединились для продвижения своих проектов, а некоторые предложили более одного проекта или участвовали в нескольких группах

9 мая 2006 года NASA подвело предварительные итоги конкурса. 10 мая появилось сообщение о том, что заключение контрактов намечено на август 2006 года. При этом само агентство отказалось официально называть победителей первого тура, оставив самим компаниям. Было сообщено только, что NASA намерено подписать более чем один контракт. Тем не менее, уже вечером 9 мая на неофициальном сайте конкурса появился полный список шести финалистов первого этапа конкурса в алфавитном порядке:

  1. Andrews Space
  2. Rocketplane Kistler
  3. SpaceDev
  4. SpaceHab
  5. SpaceX (Space Exploration Technologies)
  6. t/Space (Transformational Space Corporation)

18 августа 2006 года на пресс-конференции помощника директора NASA Скотта Хоровитца (Scott Horowitz) и менеджера проекта создания космических систем для доставки грузов и экипажей Алана Линденмайера (Alan Lindenmoyer) в штаб-квартире NASA в Вашингтоне были подведены итоги конкурса. Контракт на создание новых космических кораблей получили компании SpaceX и Rocketplane Kistler. Согласно информации на сайте COTS Watch компания Rocketplane Kistler должна была получить 207 млн. долларов, а компания SpaceX - 278 млн. долларов. .

В феврале 2007 года ещё две частные компании, не попавшие в число финалистов конкурса - t/Space и PlanetSpace (Canadian Arrow), работающие над созданием космического корабля для доставки грузов и экипажей на борт Международной космической станции, подписали соглашение с NASA на проведение работ в этом направлении. Соглашение не предусматривало финансирования работ, но давало обеим компаниям право на доступ к экспертизе аэрокосмического ведомства, а также устанавливало промежуточные сроки работ, что позволяло четко отслеживать достигнутые промежуточные результаты.

19 октября 2007 года НАСА заявило, что разрывает контракт с компанией Rocketplane Kistler, так как той не удалось обеспечить достаточное финансирование разработки нового коммерческого космического корабля с привлечением частных инвесторов.

В связи с этим 22 октября 2007 года NASA начала приём заявок на второй (дополнительный) раунд конкурса по созданию корабля на снабжения МКС (Space Station Resupply Demonstrations), в котором участвовали как финалисты первого конкурса, так и новые компании. 18 января 2008 года был подведен промежуточный итог и названы компании-финалисты:

  • SpaceHab
  • Andrews Space
  • Orbital Sciences Corporation
  • PlanetSpace

    19 февраля 2008 года было объявлено, что победителем дополнительного раунда (и вторым подрядчиком НАСА по доставке на МКС различных грузов) стала компания Orbital Sciences Corporation.

    В мае 2011 года NASA сообщила, что бюджет программы был увеличен на 288 млн долларов для завершения демонстрационных миссий. Таким образом, итоговая сумма финансирования компаний SpaceX и Orbital Sciences Corporation в рамках программы COTS составила 396 и 288 млн. долларов соответственно.

    22 декабря 2008 года были подписаны контракты с двумя компаниями, выбранными по итогам конкурса в рамках программы COTS на общую сумму 3,5 млрд долларов США, для осуществления 20 миссий снабжения МКС.

    Контракт с компанией SpaceX был подписан на сумму 1,6 млрд долларов, и был рассчитан на 12 миссий космического корабля Dragon, выводимого на орбиту ракетой-носителем Falcon 9.

    Контракт с компанией Orbital Sciences Corporation был подписан на сумму 1,9 млрд долларов, и был рассчитан на 8 миссий грузового корабля Cygnus, который будет выводить на орбиту ракета-носитель Antares.

    Оба контракта предполагали (в момент подписания) снабжение Международной космической станции вплоть до 2016 года включительно и подразумевали возможность их пролонгации. Каждый контракт предусматривал доставку на МКС как минимум 20 тонн груза.

    Ещё один финалист конкурса, компания PlanetSpace, подала в Счётную Палату США протест на итоговые результаты конкурса, который был отклонён 22 апреля 2009 года.

    В марте 2015 года, NASA приняла решение продлить контракты компаний на 4 дополнительные миссии в 2017 году: 3 миссии для SpaceX и 1 миссия для Orbital. Таким образом, корабль Dragon должен совершить 15 полетов к МКС, а корабль Cygnus – 9 полетов.

    23 февраля 2016 года было объявлено, что компания SpaceX получила заказ от НАСА на выполнение пяти дополнительных полетов грузового корабля «Дрэгон» до конца 2019 года (миссии SpX-16 - SpX-20). Таким образом общее число миссий снабжения МКС достигло 20. Соглашение об увеличении числа полетов было подписано еще до Рождества 2015 года, но не обнародовалось до конца февраля.

     

    Commercial Resupply Services – 2 [CRS2]

    25 сентября 2014 году NASA объявило о начале второго конкурса CRS2. NASA намеревалось подписать контракты на миссии для снабжения МКС в период с 2018 по 2020 год, с возможностью продления контракта до 2024 года.

    Были опубликованы определённые требования к компаниям-конкурсантам:

  • доставка 14 - 17 тонн, 55 - 70 м.куб. герметичного груза ежегодно, в 4 или 5 миссиях;
  • доставка 1,5 - 4 тонн негерметичного груза (3 - 8 предметов) ежегодно;
  • возвращение/утилизация 14 - 17 тонн, 55 - 70 м.куб герметичного груза ежегодно;
  • утилизация 1,5 - 4 тонн негерметичного груза (3 - 8 предметов) ежегодно.
  • Заявки на участие в конкурсе принимались до 2 декабря 2014 года, и их подали 5 компаний:

    1. SpaceX c кораблём Dragon
    2. Orbital ATK c кораблём Cygnus
    3. Sierra Nevada с грузовой версией корабля Dream Chaser
    4. Boeing c грузовой версией пилотируемого корабля CST-100
    5. Lockheed Martin c транспортной системой Jupiter/Exoliner

    В связи со сложностью выбора победителя, сроки подведения итогов конкурса постоянно сдвигались. Вначале планировалось назвать победителей в мае 2015 года, затем срок был сдвинут на июль, затем на сентябрь. В середине августа была названа новая дата - 5 ноября 2015 года. Однако 5 ноября вместо подведения итогов было объявлено о том, что оно вновь откладывается, и состоится не позже 30 января 2016 года.

    Одновременно появилась информация, что Lockheed Martin и Boeing выбыли из претендентов конкурса осенью 2015 года.

    Наконец 14 января 2016 года были объявлены 3 компании-победителя конкурса CRS2: Orbital ATK, Sierra Nevada Corporation и SpaceX.

    Каждая компания должна выполнить не менее 6 миссий, с возможностью добавления дополнительных миссий. Каждая миссия предполагает доставку от 2,5 до 5 тонн груза на МКС и возврат (или уничтожение) от 2,5 до 5 тонн груза с МКС. Миссии покроют снабжение Международной космической станции в период с 2019 по 2024 года, ожидается около 4 миссий ежегодно.

     

    Назад

     

    Энциклопедия