Краткая хронология

Нажать для увеличенияНажать для увеличения2010.12.07. В Летно-исследовательском центре имени Драйдена (Dryden Flight Research Center) на авиабазе ВВС Эдвардс (Калифорния) состоялись первые бросковые испытания модели, выполненной в масштабе 15% (1:6) от будущего корабля Dream Chaser. Аппарат длиной 1,5 м (5 футов) И массой около 40 кг (88 фунтов) был поднят на 30-метровом тросе под вертолетом Bell 206B3 Jet Ranger и сброшен с высоты 4300 м (14 000 футов). На высоте 600 метров (2 000 футов) открылся парашют, и аппарат осуществил мягкую посадку.

Нажать для увеличения2011.01.18. На лабораторной установке по моделированию землетрясений (earthquake simulator) в Колорадском университете в Боулдере (University of Colorado in Boulder) завершена серия нагрузочных испытаний изготовленного из углепластика корпуса корабля Dream Chaser. Испытания полностью подтвердили все сделанные ранее расчеты.

2012.05.29. На испытательном полигоне близ аэропорта Роки-Маунтин (Брумфилд, штат Колорадо) проведено первое летное испытание полноразмерного технологического макета корабля Dream Chaser. Вертолет Erickson S-64 Aircrane поднял в воздух макет корабля, после чего в течение часа возил его на тросе. Во время испытаний связка вертолета и корабля развила горизонтальную скорость в 90 узлов (166 км/ч), были проверены особенности аэродинамики и отработана система управления в условиях атмосферного полета на малой высоте.

Нажать для увеличения2013.05.31. В Лётно-исследовательском центре им. Драйдена (Dryden Flight Research Center) в Калифорнии специалисты и техники корпорации SNC провели первое и второе наземное испытания, заключающиеся в буксировке макета корабля по рулежной дорожке ВПП на разных скоростях - 16 км/ч (10 mph) и 32 км/ч (20 mph).

Нажать для увеличения2013.07.27. В Лётно-исследовательском центре им. Драйдена (Dryden Flight Research Center) в Калифорнии специалисты и техники корпорации SNC провели третье наземное испытание, заключающееся в буксировке макета корабля по рулежной дорожке ВПП на скорости до 64 км/ч (40 mph).

Нажать для увеличения2013.08.02. Специалисты корпорации SNC продолжают подготовку космического корабля Dream Chaser к началу первых летных испытаний. С этой целью в Лётно-исследовательском центре им. Драйдена (Dryden Flight Research Center) в Калифорнии проведены четвертые за два месяца наземные испытания, заключающиеся в буксировке макета корабля на скоростях до 96 км/ч (60 mph). Во время испытаний проверялась тормозная и посадочная системы корабля. Представители SNC объявили также о партнерстве с корпорацией Lockheed Martin, которая произведет корпус второго опытного экземпляра корабля, предназначенного для проведения суборбитальных испытательных полетов.

Нажать для увеличения2013.08.22. На полигоне Летно-исследовательского центра НАСА имени Драйдена (Dryden Flight Research Center) в Калифорнии проведено второе летное испытание технологического макета (Engineering Test Article - ETA) корабля Dream Chaser. Во время испытания грузовой тяжелый вертолет Erickson Air-Crane в течение почти двух часов возил на привязи опытный образец корабля, достигнув максимальной высоты 3 780 метров. Во время этого полета проверялась и испытывалась работа компьютерной системы управления космопланом, системы навигации, ориентации и его посадочного устройства.

Нажать для увеличенияНажать для увеличения2013.10.26. Технологический макет ETA корабля Dream Chaser совершил первый самостоятельный испытательный полет, закончившийся неудачным приземлением. В 18:10 UTC (22:10 мск) макет был сброшен с вертолета Sikorsky S-64 с высоты 3,8 километра и успешно справился с выполнением маневров планирования и заходом на посадку на ВПП AFB Runway 22L авиабазы ВВС США Эдвардс. Аппарат, находившийся в свободном полете менее минуты, приблизился к полосе, двигаясь на скорости 191 узел (360 километров в час). При посадке из-за технической неполадки не было выпущено левое посадочное шасси, и аппарат упал на полосу, получив значительные повреждения.

2014.01.24. Компания SNC объявила, что планирует осуществить первый испытательный полет своего корабля Dream Chaser в ноябре 2016 года и намерена использовать для его запуска, а также посадки космодром на мысе Канаверал, шт. Флорида, для чего заключило с NASA соглашение об использовании инфраструктуры главного космодрома агентства. Запуск Dream Chaser должен быть осуществлен с помощью ракеты-носителя «Атлас-5» с одной из стартовых площадок космодрома, а приземляться кораблю предстоит на 5-километровой посадочной полосе на мысе Канаверал, которая раньше использовалась шаттлами. При успешном выполнении программы испытаний первый пилотируемый полёт мог бы состояться в 2017 году. Однако после того, как в сентябре 2014 года SNC проиграла тендер на доставку астронавтов на МКС, это полет был отменен.

Нажать для увеличения2014.05.19. Корпорация SNC объявила, что выполнила контрольный этап (Milestone 8), финансируемый НАСА в соответствии с итогами третьего раунда конкурса CCiCap - испытания макета корабля Dream Chaser в аэродинамической трубе (Wind Tunnel Testing). Испытания проводились вначале в Центре космических полётов имени Маршалла (Marshall Space Flight Center) и в Техасском механико-сельскохозяйственном университете (Texas A&M University), а затем были продолжены в Научно-исследовательском центре имени Эймса (Ames Research Center), в околозвуковой аэродинамической трубе (Transonic Wind Tunnel) компании CALSPAN в Нью-Йорке, и в Универсальной аэродинамической трубе (Unitary-Plan Wind Tunnel) Научно-исследовательского центра в Лэнгли (Langley Research Center). В исследованиях использовались несколько моделей корабля, в том числе состыкованного с РН «Атлас-5».

2014.07.23. Корпорация SNC объявила о подписании меморандума о взаимопонимании с японским аэрокосмическим агентством (Japanese Aerospace Exploration Agency - JAXA).

2014.09.16. НАСА объявило, что заключает контракты с компаниями Boeing (с кораблем CST-100) и SpaceX (с кораблем Dragon v2.0), оставив корпорацию SNC с кораблем Dream Chaser за бортом соглашения о партнерстве.

2014.09.24. По сообщению газеты Denver Post, после проигрыша конкурса на создание нового пилотируемого корабля, корпорация SNC уволила около 90 сотрудников своего подразделения в Колорадо, что составляет примерно 9,4% от общего числа сотрудников предприятия.

2014.09.26. Корпорация SNC обжаловала результаты конкурса НАСА на создание нового космического корабля, подав протест в Государственное управление общего учёта США (General Accountability Office - GAO). В течение трёх с небольшим месяцев главный контрольно-ревизионный орган Конгресса США должен дать ответ по жалобе компании SNC.

2014.09.30. Корпорация SNC представила проект пилотируемой системы, состоящей из уменьшенного в размерах корабля Dream Chaser, который будет выводиться на орбиту с помощью ракеты-носителя системы воздушного старта компании Stratolaunch System. В данном варианте корабль сможет доставлять на МКС и обратно экипаж из трех человек.

2014.11.24. Корпорация SNC закрыла свой испытательный стенд в городе Повэй (Poway) в Калифорнии, на котором ранее проводились испытания двигательных установок космоплана Dream Chaser и суборбитального корабля SpaceShipTwo компании Virgin Galactic. Причиной закрытия испытательного стенда явилось принятое компанией Virgin Galactic мае 2014 года решение перейти с разработанного SNC двигателя на гибридной резине (rubber hybrid) на разработанный Scaled Composites двигатель на гибридном нейлоне (nylon hybrid), и проигрыш корпорацией SNC в сентябре конкурса НАСА на создание нового пилотируемого корабля.

Нажать для увеличения2014.12.02. Корпорация SNC объявила, что выполнила контрольный этап (Milestone 15а), то есть завершила работы по отработке реактивной системы управления (Reaction Control System - RCS) для повышения надежности двигательной установки корабля Dream Chaser.

2015.01.05. Государственное управление общего учёта США отклонило протест корпорации SNC, признав выбор Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства в качестве подрядчиков компаний Boeing и SpaceX оправданным.

2015.02.03. Корпорация SNC и германская компания OHB System AG объявили о завершении начатого в конце 2013 года исследования возможности применения корабля Dream Chaser в интересах европейских потребителей (Dream Chaser for European Utilization - DC4EU). Программа DC4EU софинансировалась компанией OHB System AG и Германским центром авиации и космонавтики (Deutschen Zentrums für Luft- und Raumfahrt - DLR).

2015.03.17. Корпорация SNC заявила, что планирует участвовать во втором этапе программы НАСА по доставке грузов на МКС CRS-2, предложив новый грузовой автоматический вариант корабля Dream Chaser.

Нажать для увеличения2015.03.24. Корпорация SNC и управляющая компания хьюстонских аэропортов (Houston Airport System - HAS) объявили о подписании соглашения, в соответствии с которым предполагается использование ВПП аэропорта Эллингтон (Ellington Airport) в 29 километрах от центра Хьюстона для посадки грузового автоматического корабля Dream Chaser. Данный шаг - еще один этап в получении аэропротом Эллингтон статуса космопорта.

2015.04.16. Корпорация SNC и Германский центр авиации и космонавтики (Deutschen Zentrums für Luft- und Raumfahrt - DLR) объявили о подписании нового соглашения о совместных работах по созданию автоматического корабля Dream Chaser, срок действия которого продлен до 2017 года.

2015.04.22. Помощник руководителя управления по пилотируемым исследовательским космическим полётам (Associate Administrator for Human Exploration and Operations Mission Directorate) Уильям Герстенмайер (William Gerstenmaier) сообщил, что последний финансируемый NASA этап разработки корабля Dream Chaser - второе бросковое испытание (drop test), намечено на декабрь 2015 года.

2015.06.15. Выступая на парижском авиашоу Ле-Бурже (Le Bourget 2015) губернатор штата Алабама (Alabama) Роберт Бентли (Robert Bentley) объявил о планах рассмотреть возможность использования для приземления автоматического корабля Dream Chaser Международного аэропорта в Хантсвилле (Huntsville International Airport).

Нажать для увеличения2015.06.23. По сообщению НАСА второй этап летных испытаний «технологического макета» (engineering test article - ETA) корабля Dream Chaser будет проводиться в Лётно-исследовательском центре им. Армстронга (Armstrong Flight Research Center) на авиабазе ВВС США Эдвардс в Калифорнии в конце 2015 года. На макет уже установлены крылья, иллюминаторы и шасси. Термическая защита носовой части корабля была разработана на Thermal Protection System Facility Космического центра им.Кеннеди (Kennedy Space Center).

2015.10.07. Готовясь к началу второго этапа летных испытаний грузового варианта корабля Dream Chaser, компания SNC сообщила о прогрессе в изготовлении двух экземпляров грузового корабля Dream Chaser. Первый экземпляр – «технологический макет» (engineering test article - ETA) предназначен для испытаний во время суборбитальных полетов. Вторым является орбитальный корабль, выполненный из высококачественного композитного материала, сборку кабины для которого на заводе U.S. Air Force Plant 4 завершила корпорация Lockheed Martin.
Выступая на проходящем в Нью-Мексико международном симпозиуме по коммерческим и частным космическим полетам (International Symposium for Commercial and Personal Spaceflight - ISPCS) вице-президент корпорации SNC Space Systems Марк Сирандело (Mark Sirangelo) заявил, что в начале 2016 года ETA планируется доставить в Armstrong Flight Research Center для второго этапа летных испытаний, во время которых планируется провести от 3 до 6 тестовых полётов, со сбросом корабля с различных высот при помощи вертолёта и последующим приземлением. Во избежание проблем с выходом шасси, к пневматическому приводу добавлен механический привод. На ETA будет установлено используемое при орбитальных полетах радиоэлектронное оборудование, система управления движением и навигацией, бортовое программное обеспечение и новая теплозащитная система Thermal Protection System (TPS).

2016.01.14. NASA выбрало компанию Sierra Nevada Corporation с их грузовой версией корабля Dream Chaser в качестве одного из трёх победителей конкурса по второму этапу конкурса по доставке грузов на МКС CRS2.

2016.01.22. Европейское космическое агентство (ЕКА) объявило о продолжении работ по разработке и изготовлению стыковочного механизма (International Berthing and Docking Mechanism - IBDM), который корабль Dream Chaser будет использовать при осуществлении стыковки с космической станцией (в обоих вариантах). ЕКА сообщило так же, что готово потратить 33 миллиона евро (36 миллионов USD) на завершение разработки конструкции системы IBDM и строительство летной модели для первого запуска космолета Dream Chaser с грузом к МКС. Разработку и строительство последующих версий систем IBDM будет финансировать уже сама корпорация SNC, сообщило ЕКА.
Ранее ЕКА и SNC заключили договор, в рамках которого была начата адаптация системы IBDM к модели космического корабля Dream Chaser, однако работа в этом направлении заметно замедлилась после того, как компания SNC не смогла выиграть тендер НАСА на доставку астронавтов к МКС. ЕКА к этому времени уже потратило свыше 20 миллионов евро в общей сложности на разработку этого проекта.

2016.06.03. Во второй день конференции по суборбитальным исследованиям нового поколения (Next-Generation Suborbital Researchers Conference - NSRC-2016) вице-президент Space Exploration Systems Джон Ольсон (John Olson) сделал несколько заявлений:
- первый полет грузового корабля состоится между октябрем 2019 и апрелем 2020 года;
- будет построено два корабля Dream Chaser, каждые за 10 лет выполнят около 30 полетов;
- НАСА зарезервировало как минимум 6 полетов кораблей Dream Chaser;
- первый старт корабля состоится на РН Atlas V или РН Vulcan;
- предусматривается возможность использования японской РН H-3 и европейской РН Ariane 6;
- ведутся переговоры с 6 аэродромами и космодромами по их использованию в качестве посадочных для корабля Dream Chaser.

2016.10.14. На Международном симпозиуме по коммерческим и пилотируемым космическим полетам (International Symposium on Commercial and Personal Spaceflight - ISPCS), который состоялся 12 и 13 октября в Лас-Крусес (Las Cruces) в штате Нью-Мексико, глава вице-президент компании и глава Sierra Nevada Corporation Space Systems объявил, что в конце 2016 года планируется начать второй этап лётных испытаний корабля Dream Chaser на режиме планирования.

Нажать для увеличенияНажать для увеличения2017.01.25. Грузовой корабль Dream Chaser доставлен в Летно-испытательный центр им.Армстронга (NASA’s Armstrong Flight Research Center) на авиабазе Эдвардс (AFB Edwards) в Калифорнии. В течении нескольких месяцев будут проводиться испытания корабля, которые закончатся летными испытаниями. Во время них корабль будет производить посадку в автоматическом режиме на ВПП 22L.

Нажать для увеличения2017.07.11. В Лётно-исследовательском центре НАСА им.Армстронга (Armstrong Flight Research Center) на территории авиационной базы ВВС США Эдвардс в штате Калифорния, проведены успешные буксировочные испытания корабля Dream Chaser.

2017.07.19. Компания Sierra Nevada Corporation подписала контракт с United Launch Alliance на два пуска РН Atlas V (в модификации 552) со стартового комплекса Space Launch Complex 41 на авиастанции ВВС Мыс Канаверал (Cape Canaveral AFS) для первых полетов корабля Dream Chaser к Международной космической станции.

Нажать для увеличения2017.08.18. В Лётно-исследовательском центре НАСА им.Армстронга (Armstrong Flight Research Center) на территории авиационной базы ВВС США Эдвардс в штате Калифорния, проведены успешные буксировочные испытания корабля Dream Chaser.

Нажать для увеличения2017.08.30. В Летно-испытательном центре им.Армстронга (NASA’s Armstrong Flight Research Center) на авиабазе Эдвардс (AFB Edwards) в Калифорнии проведено первое испытание макета корабля Dream Chaser, во время которого он был поднят в воздух с помощью вертолета (Captive Carry test #1). Макет был поднят в воздух с помощью грузового вертолета 234-UT Chinook в 14:21 GMT, и в течении 1 часа 41 минут оба аппарата совершали полет над озером Rogers Dry Lake. Во время полета корабль не отделялся от вертолета, оставаясь связанным с ним тросом. В 16:02 GMT корабль Dream Chaser с выпущенными шасси коснулся взлетно-посадочной полосы. Испытания признаны полностью успешными. В ближайшие месяцы планируется еще один полет без отделения от вертолета, и если он так же будет признан удачным, то до конца года Dream Chaser выполнит самостоятельный испытательный полет.

2017.09.27. В Летно-испытательном центре им.Армстронга (NASA’s Armstrong Flight Research Center) на авиабазе Эдвардс (AFB Edwards) в Калифорнии проведено второе испытание макета корабля Dream Chaser, во время которого он был поднят в воздух с помощью вертолета (Captive Carry test #2).

Нажать для увеличения2017.11.11. На территории авиационной базы ВВС США Эдвардс в штате Калифорния, проведено второе испытание захода на посадку и посадки инженерного прототипа (Engineering Test Article - ETA) корабля Dream Chaser после свободного полета (ALT-2). В 8:30 am PT (16:30 UTC) Dream Chaser был поднят вертолетом Columbia Helicopters Model 234-UT Chinook, и в 09:41 am PT (17:41 UTC) на высоте 3,7 км отделился от подвесной системы. После свободного полета в течении 60 секунд, во время которого скорость достигала 530 км/ч, в 09:42 am PT (17:42 UTC) совершил успешную посадку на полосу 22L/04R авиабазы. Скорость при посадке составила около 300 км/ч. Это второе летное испытание корабля Dream Chaser с октября 2013 года.

2017.12.11. Компания Sierra Nevada Corporation сообщила, что привлекла европейскую компанию Azur Space Solar Power GmbH для производства солнечных батарей (СБ) для транспортного корабля Dream Chaser. СБ типа 3G30C-Advanced, произведенные на фабрике Azur Space в Оттобрунне, Германия, будут установлены на грузовом отсеке корабля.

Нажать для увеличения2018.04.05. Использовавшийся для проведения испытаний в Летно-испытательном центре им.Армстронга (NASA’s Armstrong Flight Research Center) на авиабазе Эдвардс (AFB Edwards) в Калифорнии инженерный прототип (Engineering Test Article - ETA) корабля Dream Chaser отправлен обратно на завод компании Sierra Nevada Corporation в штате Колорадо (Colorado). Данный прототип может в дальнейшем использоваться при изготовлении и наземных испытаниях летных экземпляров корабля.

2018.06.29. Управление космических исследований штата Алабама (Alabama Space Authority) одобрило проект постановления, в соответствии с которым с 2022 года транспортный корабль Dream Chaser будет использовать для посадки при возвращении из космоса посадочную полосу аэропорта Хантсвилл (Huntsville).

Нажать для увеличения2019.03.06. Администратор НАСА Джим Брайденстайн (Jim Bridenstine) посетил завод компании SNC в Луисвилле (Louisville), штат Колорадо, где осмотрел грузовой модуль корабля Dream Chaser. Такой же модуль компания SNC предполагает использовать и в проекте для окололунной станции Gateway. Был так же продемонстрирован макет для испытания в свободном полёте.

2019.03.21. В пресс-релизе компании Sierra Nevada Corporation, выпущенном по поводу прохождения проекта Dream Chaser очередного этапа проверки состояния проекта со стороны НАСА (Integrated Review Milestone 5) говорится, что первый полет нового грузового корабля состоится весной 2021 года.

2019.09.09. По сообщению компании Sierra Nevada Corporation (SNC) в Космический центр NASA имени Кеннеди была доставлена модель грузового модуля корабля. Здесь она проведет следующие четыре месяца, в течение которых инженеры SNC и NASA будут совместно отрабатывать операции на модуле, готовясь к первому грузовому рейсу Dream Chaser на Международную космическую станцию, который должен состояться в 2021 году.

Нажать для увеличения2019.10.15. Корпус (силовой каркас) первого корабля Dream Chaser, изготовленный компанией Lockheed Martin в Форт-Уэрта, штат Техас, был доставлен в цех сборки компании Sierra Nevada Corporation в городе Луисвилл, штат Колорадо.

2021.11.19. Том Виц (Tom Vice), исполнительный директор Sierra Space, сообщил, что в 2025 году компания надеется выполнить полет пилотируемой версии корабля Dream Chaser.

2022.09.24. По данным президента компании Sierra Nevada Corporation, представленным общественности на Международном конгрессе астронавтики 2022, первый полёт пилотируемой версии корабля Dream Chaser к МКС ожидается к 2026 году. Полеты на станцию Orbital Reef могут начаться в 2027 - 2028 годах, при условии готовности к этому сроку самой станции.

 

Назад

SNC

Энциклопедия