Экипажи «луноходов»

Предварительный отбор кандидатов для обучения управлением «Луноходом» начался еще на этапе проектных работ над ним. В апреле 1968 года главный конструктор КБ Машиностроительного завода имени С.А.Лавочкина (МЗЛ) Георгий Николаевич Бабакин предложил начальнику центра командно-измерительного комплекса (КИК) Министерства обороны СССР генерал-майору И.И.Спице сформировать из числа офицеров в/ч 32103 группу операторов для управления «Луноходом» с Земли. Отбор был проведен среди добровольцев из офицеров части. В короткое время было отобрано 45 человек.

В конце мая 1968 года в Институт медико-биологических проблем (ИМБП) для медицинского обследования прибыли более 40 офицеров (разные источники дают цифру от 32 до 45 человек), отобранных из многочисленных добровольцев. Медики придирчиво оценивали их общее физическое состояние, выносливость, возбудимость, долговременную и оперативную память, способность ориентироваться в пространстве, переключать внимание, адаптивность, зрение и многое другое. Обследование кандидатов проводилось практически по тем же методикам, что и при отборе в отряд космонавтов, поэтому многие были уверены, что участвуют в очередном наборе в отряд ВВС.

Среди тех, кто не прошел все этапы обследования, были:

  1. Амелин Вячеслав И. из Научной координационно-вычислительной части (НКВЧ);
  2. Балашкин Ю.В. из Научной координационно-вычислительной части (НКВЧ);
  3. Витрук В.А. из НИП-16 Евпаторийского Центра дальней космической связи;
  4. Лев М.Л. из Научной координационно-вычислительной части (НКВЧ);
  5. Питонов Г.Г. из Научной координационно-вычислительной части (НКВЧ);
  6. Сосуров К.А. из Научной координационно-вычислительной части (НКВЧ);
  7. Челак В.С. из Научной координационно-вычислительной части (НКВЧ);

11 июля 1968 года полковник Романов А.П. представил заместителю начальника Центра КИКа по научной части и измерениям генерал-майору П.А. Агаджанову 18 офицеров, выдержавших испытания, и предложил их включить в состав специальной группы:

  1. Васильев Юрий Федорович
  2. Давидовский Константин Константинович
  3. Довгань Вячеслав Георгиевич
  4. Еременко Николай Михайлович
  5. Иванов Николай Николаевич
  6. Калиниченко Андрей Иванович
  7. Кожевников Альберт Евстафиевич
  8. Козлитин Николай Яковлевич
  9. Латыпов Габдулхай Гимадутинович
  10. Мосензов Леонид Яковлевич
  11. Нестерук В. А.
  12. Романенко В .А.
  13. Самаль Викентий Григорьевич
  14. Сапранов Валерий Михайлович
  15. Саус Валентин Андреевич
  16. Федоров Игорь Леонидович
  17. Чубукин Василий Иванович
  18. Химочко Леонид Константинович

После того, как прошедшим отбор сообщили, что их будут готовить не в качестве космонавтов, а в качестве водителей луноходов, то один сразу же отказался. После детального ознакомления с поставленными перед ними задачами от предложенной работы отказались еще трое, таким образом в списке осталось только 14 человек - будущих членов экипажа «передвижной лаборатории»:

  1. Васильев Юрий Федорович
  2. Давидовский Константин Константинович
  3. Довгань Вячеслав Георгиевич
  4. Еременко Николай Михайлович
  5. Иванов Николай Николаевич
  6. Калиниченко Андрей Иванович
  7. Кожевников Альберт Евстафиевич
  8. Козлитин Николай Яковлевич
  9. Латыпов Габдулхай Гимадутинович
  10. Мосензов Леонид Яковлевич
  11. Самаль Викентий Григорьевич
  12. Сапранов Валерий Михайлович
  13. Федоров Игорь Леонидович
  14. Чубукин Василий Иванович

По планам экипаж лунохода должен был состоять из командира, водителя, бортинженера, штурмана и оператора наведения остронаправленной антенны (ОНА). Командир должен был осуществлять общее руководство. Водитель лунохода отвечал за выдачу команд на движение («Вперед-1», «2-я скорость», «Назад», «Направо», «Налево», «Поворот 5°», «Поворот 20°», и «Стоп»), а также опознавал возникающие перед луноходом препятствия и определял расстояние до них. Бортинженер анализировал состояние бортовых систем лунохода по полученной телеметрической информации и докладывал командиру и всем членам экипажа полученные данные. Штурман отвечал за планирование и прокладку курса (то есть решал задачу по выходу в заданную точку Луны). Оператор наведения ОНА обеспечивал оптимальное положение антенны, направляя ее на Землю с помощью выдачи на борт лунохода команд, поддерживая тем самым бесперебойную связь и передачу телевизионного изображения.

Для подготовки специалистов по этим направлениям командованием КИК совместно с руководством КБ было принято решение о проведении подготовки операторов в составе трех групп.

Первая группа - Ю.Ф.Васильев, А.Е.Кожевников, Н.Я.Козлитин, Л.Я.Мосензов и И.Л.Федоров - была направлена в ОКБ им. С.А. Лавочкина, где полным ходом шли испытания бортовых систем лунохода.

Вторая группа, в состав которой вошли изъявившие желание стать водителями лунохода В.Г.Довгань, Н.М.Еременко, Н.Н.Иванов, А.И.Калиниченко, Г.Г.Латыпов, В.М.Сапранов и В.И.Чубукин, была направлена в возглавляемый главным конструктором А.Л.Кемурджианом Ленинградский ВНИИТрансмаш (ВНИИ-100, п. Горелово), специалистами которого к этому времени уже было создано шасси лунохода.

Третья группа - будущие штурманы экипажа K.К.Давидовский и В.Г.Самаль, отправились в Институт космических исследований, где в одном из его отделов была сформирована оперативная научная группа от АН СССР под руководством Б.В.Непоклонова.

Подготовка «по направлениям» шла около месяца, после чего продолжилась уже совместная подготовка в КБ Машиностроительного завода имени С.А.Лавочкина в Химках, где в качестве преподавателей выступали разработчики и создатели систем «Лунохода».

В середине сентября 1968 года вся группа из четырнадцати офицеров прибыла на Симферопольский ЦДКС для приобретения навыков дистанционного управления луноходом.
По результатам проведённых тренировок были сформированы два состава экипажей:

- командир И. Фёдоров, водители В. Довгань, Н. Иванов и А. Калиниченко, оператор ОНА Н. Козлитин, штурман В. Самаль, бортинженер А. Кожевников;

- командир Ю. Васильев, водители Н. Ерёменко, Г. Латыпов и В. Сапранов, оператор ОНА В. Чубукин (он же резервный водитель лунохода), штурман К. Давидовский, бортинженер Л. Мосензов.

Нажать для увеличенияВскоре после завершения подготовки три человека (Васильев Ю.Ф., Иванов Н.Н. и Калиниченко А.И.) по разным причинам покинули группу операторов, в которой осталось, таким образом, только 11 человек.

Так работы с «Луноходом» в течение лунного дня должны были вестись круглосуточно, из остававшихся 11 офицеров были сформированы два новых экипажа, которые должны были управлять «Луноходом» посменно:

Первый экипаж:

  • Николай Еременко - командир
  • Габдулхай Латыпов - водитель
  • Константин Давидовский - штурман-навигатор
  • Леонид Мосензов - бортинженер
  • Валерий Сапранов - оператор ОНА
  • Второй экипаж:

  • Игорь Федоров - командир
  • Вячеслав Довгань - водитель
  • Викентий Самаль - штурман-навигатор
  • Альберт Кожевников - бортинженер
  • Николай Козлитин - оператор ОНА
  • Резервным водителем и оператором ОНА для обоих экипажей был назначен Василий Чубукин.

    Нажать для увеличенияДля работы с «Луноходом» была разработана система дистанционного управления, в которую помимо самого лунохода и средств наземного комплекса управления на НИП-10 входил пункт управления луноходом (ПУЛ), который включал пульты управления командира экипажа, водителя лунохода и оператора остронаправленной антенны (ОНА), рабочее место штурмана экипажа, а также зал оперативной обработки телеметрической информации. Размещался ПУЛ в Центре космической связи (НИП-10) в поселке Школьное под Симферополем. Экипаж лунохода имел в своем распоряжении видеоконтрольные устройства - мониторы, на которых отображалась телеметрическая информация о состоянии систем лунохода, а также телевизионное изображение поверхности Луны. Пульты управления были оборудованы ручками управления по типу тех, которыми оснащены пилотируемые космические корабли. Любое изменение положения ручки автоматически преобразовывалось в команды, которые через антенну НИП-10 передавались на луноход.

    Нажать для увеличенияДля отработки методики управления луноходом по соседству с ПУЛ был создан специальный полигон размером 70 х 120 м, на котором экипажи могли практиковаться в управлении аппаратом. Он был идентичным лунному рельефу с углублениями, кратерами, разломами, россыпью камней различной величины.

    Оба экипажа прошли полную подготовку и были готовы к управлению так и недолетевшим до Луны «Луноходом» 1969-го года. Они же управляли «Луноходом-1» (1970 - 1971 годы) и «Луноходом-2» (1973 год) и должны были вести так и нестартовавший «Луноход-З».

    Остается добавить, что фамилии членов экипажей «Лунохода» впервые были названы в открытой печати в 1993 году в газете «Красная звезда».

    Источники информации

     

    Назад

    Лунные полёты

    Энциклопедия