Хроника подготовки и полёта корабля «Союз ТМА-17»

29 сентября 2009 года. На космодроме Байконур во время заседания Государственной комиссии по утверждению экипажа ТПК «Союз ТМА-16» Руководитель Федерального космического агентства А.Н.Перминов представил присутствующим эмблему очередного экипажа ТПК «Союз ТМА-17». В основу эмблемы были положены рисунки Дун Юэ из Китая и Олега Головина из Электростали.

24 октября 2009 года. В ночь с 23 на 24 октбяря с завода экспериментального машиностроения РКК «Энергия» имени С.П.Королева (расположенного в городе Королёв Московской области) на космодром Байконур был отправлен железнодорожный состав с ТПК «Союз ТМА-17».

27 октября 2009 года. В 3:30 мск на станцию Тюра-Там прибыл железнодорожный состав с ТПК «Союз ТМА-17». После прохождения необходимых таможенных процедур корабль со вспомогательным оборудованием был перевезен на 254-ю площадку космодрома для подготовку к запуску.

Нажать для увеличенияНажать для увеличения28 октября 2009 года. В монтажно-испытательном корпусе 254-й площадки космодрома Байконур начались работы с ТПК «Союз ТМА-17». Утром корабль был выгружен из вагона и перевезен в стапель. После установки «Союза» на рабочее место состоялась приемка корабля, проведен его внешний осмотр, после чего началась сборка схемы для проведения электрических испытаний (автономных проверок систем).

13 ноября 2009 года. В монтажно-испытательном корпусе 254-й площадки космодрома расчеты предприятий космической отрасли России приступили к проведению комплексных испытаний корабля, в ходе которых проверяется взаимодействие и взаимное влияние оборудования и аппаратуры ТПК «Союз».

24 ноября 2009 года. На космодроме Байконур завершились автономные и комплексные испытания систем ТПК «Союз». Специалисты Космического центра «Южный» и РКК «Энергия» им. С.П.Королева» приступили к работам по проверке герметичности корабля, в ходе работ корабль проходит испытания в вакуум-камере. На заправочной станции 31-й площадки космодрома начались работы по подготовке оборудования станции к предстоящей заправке двигательной установки корабля компонентами топлива и сжатыми газами.

26 ноября 2009 года. Основной экипаж ТПК «Союз ТМА-17» провел тренировку в имитаторе российского сегмента МКС. Дублирующий экипаж провёл тренировку в имитаторе корабля «Союз ТМА».

27 ноября 2009 года. Основной экипаж ТПК «Союз ТМА-17» провел тренировку в имитаторе корабля «Союз ТМА». Дублирующий экипаж провёл тренировку в имитаторе российского сегмента МКС.

29 ноября 2009 года. На космодроме Байконур завершились испытания ТПК «Союз ТМА-17» на герметичность. 29 ноября корабль был перегружен из вакуум-камеры в стенд. Расчеты предприятий космической отрасли начали выполнение операций по приведению корабля в исходное положение для проведения дальнейших испытаний.

3 декабря 2009 года. В ФГБУ «НИИ ЦПК им. Ю.А.Гагарина» Межведомственная комиссия утвердила составы экипажей ТПК «Союз ТМА-17»:
Основной экипаж:

  • Олег Котов (Роскосмос) – командир ТПК «Союз ТМА-17»,
  • Сёити Ногути (JAXA) – бортинженер ТПК «Союз ТМА-17»,
  • Тимоти Кример (НАСА) - бортинженер ТПК «Союз ТМА-17».
    Дублирующий экипаж:
  • Антон Шкаплеров (Роскосмос) – командир ТПК «Союз ТМА-17»,
  • Сатоси Фурукава (JAXA) – бортинженер ТПК «Союз ТМА-17»,
  • Даглас Уилок (НАСА) - бортинженер ТПК «Союз ТМА-17».

    3 декабря 2009 года в монтажно-испытательном корпусе 112-й площадки космодрома начались работы по подготовке к запуску ракеты-носителя «Союз-ФГ», которой 21 декабря предстоит вывести на орбиту пилотируемый космический корабль ТПК «Союз ТМА-17». Специалисты самарского «ЦСКБ-Прогресс» и Космического центра «Южный» провели внешний осмотр ракеты и выполнили перекладку ее блоков на рабочие места.

    9 декабря 2009 года. В монтажно-испытательном корпусе 112-й площадки космодрома ко второй ступени ракеты-носителя пристыкованы четыре блока первой ступени. Во второй половине дня на космодром Байконур для продолжения подготовки к полету прибыли основной и дублирующий экипажи ТПК «Союз ТМА-17».

    10 декабря 2009 года. В 7 часов утра по московскому времени основной и и дублирующий экипажи ТПК «Союз ТМА-17» прибыли в монтажно-испытательный корпус 254-й площадки космодрома Байконур для начала тренировок.

    Нажать для увеличения12 декабря 2009 года. ТПК «Союз ТМА-17» доставлен в МИК КА и состыкован с переходным отсеком.

    Нажать для увеличения14 декабря 2009 года. В МИК КА проведен авторский осмотр ТПК «Союз ТМА-17», а затем выполнена накатка головного обтекателя ракеты-носителя на космический корабль.

    Нажать для увеличения16 декабря 2009 года. Головной блок ракеты-носителя «Союз-ФГ» с ТПК «Союз ТМА-17» перевезен из монтажно-испытательного корпуса космических аппаратов (МИК КА) в МИК ракет-носителей на общую сборку.

    Нажать для увеличения17 декабря 2009 года. В монтажно-испытательном корпусе РН завершена общая сборка ракеты-носителя «Союз-ФГ» с головным блоком.

    Нажать для увеличенияНажать для увеличения18 декабря 2009 года. Ракета-носитель «Союз-ФГ» с ТПК «Союз ТМА-17» вывезена из монтажно-испытательного корпуса и установлена на стартовой площадке №1, на пусковой установке №5.

    19 декабря 2009 года. В 16 часов по московскому времени на космодроме Байконур состоялось заседание Государственной комиссии, которая утвердила состав основного экипажа ТПК «Союз ТМА-17». В его состав вошли: Олег Котов, Соити Ногути и Тимоти Кример. Их дублёрами стали Антон Шкаплеров, Сатоси Фурукава и Дуглас Уилок.

    Нажать для увеличения20 декабря 2009 года в 21:52:00 UTC (21 декабря 00:52:00 мск) с ПУ № 5 площадки № 1 космодрома Байконур стартовыми командами предприятий Роскосмоса осуществлен пуск ракеты-носителя «Союз-ФГ» (Б15000-031) с ТПК «Союз ТМА-17». В 22:01 UTC (21 декабря 01:01 мск) космический корабль успешно отделился от последней ступени ракеты-носителя и вышел на околоземную орбиту с параметрами:

  • минимальная высота над поверхностью Земли – 199,80 километра;
  • максимальная высота над поверхностью Земли – 260,12 километра;
  • период обращения – 88,80 минуты;
  • наклонение – 51,65 градуса.

    Нажать для увеличения22 декабря 2009 года. В 22:48 UTC (23 декабря в 01:48 мкс) космический корабль ТПК «Союз ТМА-17» успешно состыковался с Международной космической станцией. В 00:35 UTC (03:35 мск) были открыты переходные люки между кораблем и станцией и космонавты перешли на борт международного комплекса.

    Нажать для увеличения12 мая 2010 года. В 13:25 UTC (16:25 мск) ТПК «Союз ТМА-17» с находившимися на его борту космонавтами Олегом Котовым, Соити Ногути и Тимоти Кримером отстыковался от надирного стыковочного узла функционально-грузового блока «Заря». Корабль отошел на расстояние около 40 метров от МКС, совершил облет станции и в 13:53:09 UTC (16:53:09 мск) причалил к стыковочному узлу на агрегатном отсеке модуля «Звезда». Операции по отводу корабля «Союз ТМА-17» от МКС, облёту её и последующей стыковке выполнял его командир Олег Котов с использованием системы ручного управления.

    2 июня 2010 года. В 00:04:13 UTC (03:04:13 мск) ТПК «Союз ТМА-17» с тремя космонавтами на борту отстыковался от Международной космической станции.

    2 июня 2010 года. В 02:34:40 UTC (05:34:40 мск) двигатели ТПК «Союз ТМА-17» были включены на торможение и отработали положенное время 262,4 с).

    Нажать для увеличенияНажать для увеличения2 июня 2010 года. В 03:24:32 UTC (06:24:32 мск) спускаемый аппарат космического корабля «Союз ТМА-17» с космонавтами Олегом Котовым, Соити Ногути и Тимоти Кримером совершил мягкую посадку в 154 километрах юго-восточнее города Джезказгана в точке с координатами 47°18'45.8" с.ш., 69°37'59.4" в.д. - в 4.4 км к востоку от расчетной точки посадки. Самочувствие космонавтов после приземления хорошее. Продолжительность полета космонавтов составила .