Хроника подготовки и полёта корабля «Союз МС-02»
с экипажем экспедиции МКС 49/50 (ISS-48S)

16 октября 2014 года. На форуме журнала «Новости космонавтики» появилось сообщение возможном назначении командиром экипажа корабля «Союз МС-02» Павла Виноградова (ранее в этот командиром этого экипажа планировался Андрей Борисенко). Кроме него, в экипаж корабля войдут российский космонавт Сергей Рыжиков и астронавт НАСА Роберт Кимброу (Robert Kimbrough).

Однако на состоявшемся 16 декабря 2014 года заседании Межведомственной комиссии по отбору космонавтов и их назначению в составы экипажей пилотируемых кораблей и станций экипаж был утвержден в следующем составе:
командир ТПК «Союз МС» - Сергей Рыжиков
бортинженер ТПК «Союз МС» - Андрей Борисенко
бортинженер-2 ТПК «Союз МС» - Robert Kimbrough

Нажать для увеличения27 - 29 января 2015 года экипаж в составе Сергея Рыжикова, Андрея Борисенко, Роберта Кимбро прошел двухсуточную тренировку по действиям в случае аварийной посадки в лесисто-болотистой местности зимой. В течение 48 часов экипаж отрабатывал операции, необходимые при выживании в случае нештатной посадки спускаемого аппарата.


Нажать для увеличения3 июля 2015 года. В Ногинском спасательном Центре МЧС России экипаж 49/50-й длительной экспедиции на МКС в составе Андрея Борисенко, Сергея Рыжикова, Роберта Кимбро завершил начатую 1 июля серию тренировок по действиям после посадки космического корабля на водную поверхность. В этот день экипаж выполнил действия по снятию скафандра «Сокол-КВ-2», переодеванию внутри спускаемого аппарата в полётные костюмы (ПК-14), теплозащитные костюмы (ТЗК-14) и гидрокомбинезоны «Форель» в течение часа. После чего экипаж покинул спускаемый аппарат, взяв с собой НАЗ «Гранат-6», и «приводнился».

16 августа 2016 года. В Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина состоялось заседание Главной медицинской комиссии, которая проанализировала данные медицинских обследований космонавтов основного и дублирующего экипажей 49/50-й длительной экспедиции на МКС за период предполетной подготовки. В состав ГМК вошли представители Министерства здравоохранения РФ, Федерального медико-биологического агентства, Института медико-биологических проблем, а также специалисты медицинского управления ЦПК. По результатам заседания комиссии космонавты Сергей Рыжиков, Андрей Борисенко, Александр Мисуркин и Николай Тихонов были признаны годными к космическому полету по состоянию здоровья.

26 августа 2016 года. На космодроме Байконур продолжается подготовка к запуску ТПК «Союз МС-02». Начата проверка корабля на герметичность в вакуум-камере.

Нажать для увеличенияНажать для увеличения30 августа 2016 года. В Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина начались комплексные экзаменационные тренировки экипажей. Комплексную зачетную тренировку на тренажере ТПК «Союз» сдавал дублирующий экипаж экспедиции МКС-49/50 (Марк Ванде Хей, Александр Мисуркин и Николай Тихонов). Основной экипаж (Роберт Кимбро, Сергей Рыжиков и Андрей Борисенко) приступил к экзаменационной тренировке на российском сегменте МКС.

Нажать для увеличенияНажать для увеличения31 августа 2016 года. В Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина завершены комплексные экзаменационные тренировки экипажей длительной экспедиции МКС-49/50, которые завершают программу работы космонавтов и астронавтов в ЦПК. Комплексную зачетную тренировку на тренажере ТПК «Союз» сдавал основной экипаж экспедиции МКС-49/50 (Роберт Кимбро, Сергей Рыжиков и Андрей Борисенко). Дублирующий экипаж (Марк Ванде Хей, Александр Мисуркин и Николай Тихонов) приступил к экзаменационной тренировке на российском сегменте МКС.

Нажать для увеличения31 августа 2016 года. На космодроме Байконур специалисты РКК «Энергия» и КЦ «Южный» закончили успешные испытания на герметичность ТПК новой модификации «Союз МС-02» в вакуумной камере.

Нажать для увеличения6 сентября 2016 года. Специалисты филиала «Байконур» РКК «Энергия» протестировали солнечные батареи и химические источники тока ТПК новой серии «Союз МС-02».
В процессе испытаний было проведено раскрытие панелей солнечных батарей и их осмотр. Последующее облучение специальными светильниками с контролем величины тока по бортовой кабельной сети корабля подтвердило целостность цепей и работоспособность важнейших элементов системы электропитания.

Нажать для увеличенияНажать для увеличения8 сентября 2016 года. Члены основного (Роберт Кимбро, Сергей Рыжиков и Андрей Борисенко, бортом RF65150) и дублирующего (Марк Ванде Хей, Александр Мисуркин и Николай Тихонов ) экипажей транспортного пилотируемого корабля новой серии «Союз МС-02» прибыли на космодром Байконур для прохождения заключительных этапов подготовки к полёту.

Нажать для увеличенияНажать для увеличения9 сентября 2016 года. На космодроме Байконур члены основного и дублирующего экипажей ТПК «Союз МС-02» приступили к заключительным тренировкам. Вошедшие в состав основного экипажа МКС-49/50 Сергей Рыжиков, Андрей Борисенко и Роберт Кимбро провели примерку скафандров «Сокол-КВ» и после теста их на герметичность заняли места в своём корабле. Экипаж проверил систему радиосвязи, лазерный дальномер, ознакомился с бортовой документацией, изучил программу полета и список запланированных к доставке на МКС грузов.
В этот же день состоялось заседание Технического руководства, на котором принято решение о заправке корабля «Союз МС-02» компонентами ракетного топлива и сжатыми газами.

Нажать для увеличения11 сентября 2016 года. Специалисты РКК «Энергия» на космодроме Байконур успешно выполнили операции по заправке ТПК новой серии «Союз МС-02» компонентами топлива и сжатыми газами.
После заправки корабль доставлен в монтажно-испытательный комплекс космических аппаратов (МИК КА) и установлен в стапель для проведения дальнейших предстартовых работ.

Нажать для увеличения13 сентября 2016 года. На космодроме Байконур специалисты РКК «Энергия» на космодроме Байконур успешно выполнили комплекс технологических операций по стыковке ТПК новой модификации «Союз МС-02» с переходным отсеком.

Нажать для увеличения15 сентября 2016 года. На космодроме Байконур специалисты РКК «Энергия» на космодроме Байконур провели авторский осмотр ТПК новой модификации «Союз МС-02» и выполнили комплекс технологических операций по накатке головного обтекателя ракеты-носителя «Союз-ФГ».

17 сентября 2016 года. После проведения на космодроме Байконур контрольных испытаний ТПК «Союз МС-02» по техническим причинам Роскосмос принял решение о переносе планируемого ранее на 23 сентября 2016 года пуска космического корабля. Предварительная причина переноса пилотируемого запуска ракеты-носителя «Союз-ФГ» с кораблем «Союз МС-02» связана с выявленным в ходе испытания коротким замыканием (точнее с замыканием шины минуса на корпус) под головным обтекателем «Союз-ФГ», сообщил РИА Новости источник в космической отрасли. Дата запуска космического корабля будет объявлена дополнительно.

19 сентября 2016 года. Бригада специалистов Ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С.Королева на Байконуре продолжает поиск неисправности в ТПК «Союз МС-02», сообщил в понедельник «Интерфаксу» источник на космодроме. «Надежда на то, что короткое замыкание возникло между кораблем и головным обтекателем, не оправдалась. Неисправность находится внутри корабля, но пока не удалось ее локализовать», - сказал собеседник агентства. По его информации, наиболее вероятной датой запуска корабля «Союз МС-02» считается конец октября - начало ноября.
Тем временем по словам собеседника агентства основной экипаж корабля «Союз МС-02» и их дублеры до определения новой даты старта возвратились с космодрома Байконур в Москву, два спецборта приземлились в аэропорту «Чкаловский».

20 сентября 2016 года. Государственная комиссия, рассмотрев материалы о технической неисправности ТПК «Союз МС-02», запуск которого был запланирован на 23 сентября 2016 года, приняла решение об изменении даты запуска и продолжении необходимых мероприятий до выяснения причины, после чего будет скорректирован график пилотируемых полётов к МКС. В настоящее время специалисты предприятий Роскосмоса проводят испытания и тестирование ТПК «Союз МС-02».
Запуск очередной экспедиции к Международной космической станции (МКС) может быть перенесен на середину октября-начало ноября, сообщил «Интерфаксу» источник на космодроме Байконур. «Предварительно определено две даты - 12 октября и 1 ноября, когда запуск может быть осуществлен. Они в приоритете, хотя не исключены подвижки, связанные с баллистикой», - сказал источник. Перенос пуска транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-02» более чем на месяц потребует пересмотра графика пусков к Международной космической станци. Изменения в графике пусков могут привести к тому, что «Союз МС-02» запустят в конце октября - начале ноября, грузовик «Прогресс МC-04» стартует в середине - конце ноября, а «Союз МС-03» - в декабре, добавил собеседник агентства.
Одновременно с этим Россия уведомила американских партнёров о новой предварительной дате пилотируемого запуска «Союз МС-02» — она перенесена с 23 сентября на 1 ноября, сообщил РИА Новости во вторник координатор NASA по связям с общественностью в российском ЦУПе Александр Коптев.

21 сентября 2016 года. Бригаде специалистов Ракетно-космической корпорации «Энергия» им.С. Королева, состоящей из конструкторов, инженеров и технического персонала предприятия, удалось локализовать неисправность в транспортном пилотируемом корабле «Союз МС-02». Об этом сообщил в среду агентству «Интерфакс» источник на космодроме Байконур. «В ближайшее время из головного предприятия на Байконур будет доставлен исправный блок и, в случае его нормальной работы, подготовка к пилотируемому пуску будет возобновлена», - сказал собеседник агентства. По его информации, новый манифест подготовки к пуску еще разрабатывается. Пуск может быть выполнен в период с 15 по 20 октября, наиболее вероятными датами пуска являются 19 и 20 октября.
В то же время источник на космодроме Байконур сообщил РИА Новости, что причиной переноса запуска «Союз МС-02» с новым экипажем на МКС с 23 сентября на неопределённый срок стало механическое повреждение при накатке головного обтекателя, приведшее к короткому замыканию электрических цепей. «Если «Союз МС-02» (заводской номер 732) удастся починить и доказать, что изделие соответствует требованиям безопасности, то его запуск может состояться в период с 12 октября по 20 октября — такое окно дают баллистики. Если госкомиссия примет решение не рисковать, то вместо «Союз МС-02» предполагается отправить к МКС «Союз МС-03» (заводской номер 733) — ориентировочно 1 ноября. Этот корабль в настоящее время также находится на Байконуре в стадии активной подготовки», — отметил собеседник агентства.

22 сентября 2016 года. Причиной переноса запуска пилотируемого корабля «Союз МС-02» стал сгоревший кабель, сообщил ТАСС источник в ракетно-космической отрасли. «Специалисты могут убрать старый и установить новый к 19 октября. Если успеют к этому сроку, то запуск состоится в двадцатых числах октября», - сказал собеседник агентства.

7 октября 2016 года. Государственная комиссия с учетом результатов работ, проведенных по устранению технической неисправности ТПК «Союз МС-02», приняла решение о дате его запуска к МКС 19 октября 2016 года. Официально причиной переноса запуска названа выявленная в ходе подготовки корабля неисправность кабеля в системе управления спускаемого аппарата. После замены кабеля на исправный проведены дополнительные перепроверки корабля.

7 октября 2016 года. Члены основного (Роберт Кимбро, Сергей Рыжиков и Андрей Борисенко) и дублирующего (Марк Ванде Хей, Александр Мисуркин и Николай Тихонов ) экипажей транспортного пилотируемого корабля новой серии «Союз МС-02» вновь прибыли на космодром Байконур для прохождения заключительных этапов подготовки к полёту.

Нажать для увеличения8 октября 2016 года. На космодроме Байконур основной (Сергей Рыжиков, Андрей Борисенко и Роберт Кимбро) и дублирующий (Александр Мисуркин, Николай Тихонов и Марк Ванде Хей) экипажи провели «примерку» «Союз МС-02». Космонавты и астронавты прибыли в монтажно-испытательный корпус 254-й площадки космодрома для ознакомления с порядком работы экипажей, проверки герметичности скафандров, проверки оборудования, с которым им предстоит работать в ходе выполнения космического полета.

Нажать для увеличения10 октября 2016 года. На космодроме Байконур специалисты РКК «Энергия» выполнили комплекс технологических операций по стыковке ТПК «Союз МС-02» с переходным отсеком. По графику подготовительных работ на ближайшую неделю запланированы авторский осмотр корабля, накатка головного обтекателя и транспортировка головного блока с ТПК «Союз МС-02» из МИК КА в монтажно-испытательный корпус ракет-носителей для общей сборки с ракетой «Союз-ФГ».

Нажать для увеличения11 октября 2016 года. На космодроме Байконур специалисты РКК «Энергия» на космодроме Байконур провели авторский осмотр ТПК «Союз МС-02» и выполнили комплекс технологических операций по накатке головного обтекателя ракеты-носителя «Союз-ФГ».

Нажать для увеличения13 октября 2016 года. ТПК «Союз МС-02» в составе головного блока транспортирован железнодорожным транспортом на общую сборку с ракетой-носителем «Союз ФГ» в монтажно-испытательный корпус ракет-носителей.

Нажать для увеличения14 октября 2016 года. В течение дня головной блок с кораблём ТПК «Союз МС-02» был пристыкован к третьей ступени ракеты «Союз ФГ» в монтажно-испытательном корпусе ракет-носителей.

Нажать для увеличения16 октября 2016 года. Ракета-носитель среднего класса «Союз-ФГ» с ТПК «Союз МС-02» вывезена из монтажно-испытательного корпуса и установлена в вертикальное положение на стартовом сооружении площадки № 31 космодрома Байконур.

18 октября 2016 года. Государственная комиссия по проведению лётных испытаний пилотируемых космических комплексов на заседании, прошедшем на 17-й площадке Центра подготовки космонавтов (космодром Байконур), утвердила составы экипажей 49/50-й длительной экспедиции на МКС.
19 октября места в ТПК «Союз МС-02» займёт экипаж:

Сергей Рыжиков - командир корабля;
Андрей Борисенко - бортинженер;
Роберт Кимбро - бортинженер-2.

В составе дублирующего экипажа утверждены:
Александр Мисуркин - командир корабля;
Николай Тихонов - бортинженер;
Марк Ванде Хей - бортинженер-2.

Нажать для увеличения19 октября 2016 года. 19 октября 2016 года в 11:05:14.378 мск (08:05:14.378 UTC) с ПУ №6 площадки №31 космодрома Байконур стартовыми командами ГК «Роскосмос» осуществлен пуск ракеты-носителя «Союз-ФГ» (11А511У-ФГ) №Р15000-059 с космическим кораблем «Союз МС-02». В 11:14:02 мск (11:14:02 UTC) космический корабль «Союз МС-02» отделился от последней ступени носителя и вышел на околоземную орбиту с параметрами:
• минимальная высота над поверхностью Земли – 200,22 километра;
• максимальная высота над поверхностью Земли – 242,42 километра;
• период обращения – 88,64 мин.;
• наклонение орбиты – 51,66 град.

21 октября 2016 года. ТПК «Союз МС-02» успешно пристыковался к стыковочному узлу Малого исследовательского модуля «Поиск» (МИМ-2) Российского сегмента Международной космической станции. Касание объектов зафиксировано в 12:52:27 мск (09:52:27 UTC), время механического захвата - 12:58 мск (09:58 UTC). Сближение выполнялось в автоматическом режиме под контролем специалистов Главной оперативной группы управления Российским сегментом МКС в Центре управления полётами. При сближении и стыковке использовалась усовершенствованная радиотехническая система «Курс-НА». В 15:20 мск (12:20 UTC) экипаж корабля перешел на борт Международной космической станции.

8 февраля 2017 года на конференции в Москве руководитель полета Российского сегмента МКС Владимир Соловьев сообщил журналистам, что возвращение на Землю экипажа корабля «Союз МС-02» перенесено с 26 февраля на 10 апреля.

Нажать для увеличенияНажать для увеличения10 апреля 2017 года в 07:57:27 UTC (10:57:27 мск) корабль расстыковался с малым исследовательским модулем МИМ2 «Поиск». Приземление спускаемого аппарата корабля состоялось в 11:20:35 UTC (14:20:35 мск) в 147 км юго-восточнее города Джезказган в Казахстане.
Продолжительность полета составила

По информации журнала «Новости Космонавтики» (№6, 2017 г., стр. 5.), на высоте 10,8 км при выходе парашюта из контейнера вертлюг, предназначенный для предотвращения скручивания тросов и строп парашюта, по случайному стечению обстоятельств жестко ударил по внутренней стенке контейнера. В результате в стенке образовалась трещина размером 3.5 см, что привело к падению давления в спускаемом аппарате.