ISEMSI-1990

17 сентября - 15 октября 1990 года

Конец 80-х годов прошлого века был «золотым веком» европейской космонавтики. Европа стояла тогда на пороге обретения независимости от СССР и США в проведении пилотируемых полетов. При этом, в отличие от этих грандов мировой космонавтики, начинавших с коротких одиночных полетов, Европа сразу собиралась выйти на передовые позиции. Европейские космонавты должны были в течении длительного времени работать на орбитальной станции, а доставляться на нее и возвращаться на Землю на шаттле «Гермес».
 
Для изучения воздействия длительной невесомости на организм человека, влияния замкнутого пространства на психику человека и факторов психологической совместимости членов экипажа в Отделении космической станции и микрогравитации (Directorate for Space Station) ЕКА был создан Отдел длительных программ (LTPO - Long-Term Programme Office). Все работы этого Отдела проводились в рамках Европейской инфраструктуры пилотируемых полетов (European Manned Space Infrastructure -EMSI).
 
Первым крупным экспериментом в области космической медицины стал проведенный в 1990 году эксперимент ISEMSI (Isolation Study for European Manned Space Infrastructures) - Изучение воздействия изоляции по программе EMSI. Это был классический эксперимент по длительной 28-и суточной (с 17 сентября по 15 октября 1990 года) изоляции экипажа из шести человек в замкнутом пространстве, имитирующем космическую станцию. До этого момента европейские медики не имели собственного опыта в области обеспечения полетов и организации работы больших экипажей, хотя эксперименты такого рода проводились в СССР и США уже много лет. Но Европе для получения полной автономности в космических исследованиях был нужен свой опыт.

Цель эксперимента ISEMSI

Целью эксперимента было получить опыт в организации и обеспечении длительных космических полетов, подбора экипажа, обеспечения психологического климата на борту станции, сохранения работоспособности экипажа и организации его деятельности. Опыт такого рода не мог быть получен теоретическим путем, или на основании изучения чужого опыта. Требовалось наработать свои методики, чтобы избежать в будущем ненужного риска. Официальными целями эксперимента стали:

Место проведения и условия эксперимента

Эксперимент проводился на базе норвежского центра подводной техники (Norwegian Underwater Technology Centre - NUTEC) в городе Берген (Bergen). В распоряжении экипажа было несколько связанных между собой модулей барокамеры общим объемом 100 м2, находящихся под избыточным давлением. Половину этого объема составляли жилой и рабочий модули, а вторую половину – два спальных модуля, складской модуль и санитарно-гигиенический модуль, служивший также шлюзовым отсеком, через который «на Землю» передавались результаты экспериментов. Снаружи в модули передавалась только пища, одежда и образцы для экспериментов, подавалась вода и электричество. Любое непосредственное общение между членами экипажа и персоналом Центра было невозможно, но зато продолжительность общения с использованием радио и видеосвязи не ограничивалась. При этом даже в случае возникновения нештатной ситуации, немедленная эвакуация экипажа из барокамеры была невозможно из-за необходимости 7-часовой декомпрессии. Естественно, что это являлось дополнительным фактором, осложнявшим психологическое состояние испытателей, и приближавшее его к условиям космического полета. Ведь мгновенная эвакуация заболевшего космонавта на Землю также невозможна.

Участники эксперимента (EMSI-naut)

Отбор участников эксперимента проводился специалистами NUTEC из более 40 претендентов из различных европейских научных и технических центров, связанных с космической программой ЕКА. Так как при проведении эксперимента не планировалась отработка методики отбора космонавтов, то при обследовании кандидатов проводилось по стандартным критериям, применявшимся в NUTEC. В результате был сформирован международный экипаж из 8 человек (6 основных кандидатов и 2 дублёра), в который вошли представители Германии, Голландии, Италии, Норвегии, Швеции и Франции возрастом от 25 до 33 лет. Для участия в эксперименте были отобраны:
  1. Капелла Ф. (Capella F.), Франция
  2. Элгьо Гэйр Ивар (Elgjo Geir Ivar), Норвегия
  3. Несполи Паоло (Nespoli Paolo), Италия
  4. Найборг П. (Nyborg P.), Норвегия
  5. Перссон Йенс (Persson Jens), Швеция
  6. Райдинг Роберт (Reiding Robert), Голландия
  7. Шиман Йенс Дирк (Schiemann Jens Dirk), Германия
  8. Виберти Карло (Viberti Carlo), Италия
Европейцы, любящие образовывать новые слова с окончанием «навт» - «naut», (вспомним такие перлы как спасьонавт, бельгонавт и т.д.) придумали и слово для обозначения членов экипажа этого эксперимента. В официальной документации их стали называть EMSI-naut (от European Manned Space Infrastructure). Перевести, или подобрать хотя бы примерно адекватный термин на русском языке невозможно. Остается только называть их «эмсинавты».
Все эмсинавты должны были участвовать в проведении экспериментов на равных основаниях, но помимо этого каждый из них получил свою должность в экипаже: командир экипажа (им стал Паоло Несполи), логистик, специалист по компьютерам, специалист по оборудованию, специалист по вопросам гигиены, специалист по обработке информации.

Ход эксперимента

Еще до начала самого эксперимента члены экипажа прошли трехнедельную подготовку в Бергене, во время которой получили навыки использования оборудования, предназначенного для проведения экспериментов. 17 сентября 1990 года техники NUTEC закрыли за вошедшим в модуль экипажем многотонный люк барокамеры. Началась активная фаза эксперимента. Управление всем ходом эксперимента велось из центра управления (Chamber Control Room – CCR) в NUTEC.

 
Все переговоры с экипажем вели специально обученные операторы, координаторы по связи с экипажем (Crew Interface Coordinators - CIC). Помимо них на связь могли выходить только ученые, разработчики экспериментов и, дважды в неделю, проводились переговоры с семьями. Двое из этих операторов являлись одновременно резервными кандидатами в экипаж. Таким образом, и в этой части эксперимент был максимально приближен к реальному космическому полету.
Наибольший интерес ученых вызывали различные психологические и медико-биологические аспекты длительного пребывания экипажа в замкнутом пространстве. Соответственно, много времени отводилось на такие эксперименты, как:
Проводилась также проверка различных приборов, предназначенных для снятия характеристик атмосферы станции (как химического, так и микробиологического). В частности, по результатам таких экспериментов были разработаны новые, более совершенные модели газоанализаторов и масс-спектрометров.
Пришлось эмсинавтам заниматься и ремонтом оборудования. Причем далеко не все из этих работ были запланированными. Как в реальном полете, случались и внезапные отказы оборудования, когда приходилось проявлять смекалку и инженерный талант для его ремонта. Так, для ремонта эхокардиографа использовались только самые простые инструменты, находившиеся в модуле. Пришлось воспользоваться и советами специалиста, находившего, правда, за несколько сот километров от Бергена.
В процессе эксперименты неожиданно выяснилось, что вопросы психологической совместимости членов экипажа оказались более сложными, чем казалось вначале. Даже такая вещь, как совместная работа экипажа добровольцев, объединенных к тому же общими интересами, претерпела со временем сильное изменение. Это хорошо видно на составленных психологами в центре управления диаграммах. Они отражают то, что ученые называют «коммуникативными потоками», а проще говоря – показывают то, как идет взаимодействие и совместная работа в коллективе.

 
Первая диаграмма отражает положение в экипаже на второй день эксперимента, а вторая – на 26 день, за два дня до его окончания. Каждый член экипажа обозначен кружочком с буквой. Буква «С» обозначает командира экипажа. Кружек с надписью Grupp обозначает персонал центра управления. Толщина линий – частоту общения.
Видно, что к концу эксперимента единого коллектива уже не оставалось. Единственным, кто поддерживал связь между членами экипажа, был командир, который нес и основную нагрузку по связи с центром управления.
Несмотря на все проблемы, эксперимент был доведен до конца, и 15 октября был открыт переходной люк, через который вышли уставшие исследователи. В течении 5 дней они находились под постоянным присмотром врачей, и только после этого смогли вернуться к своей обычной деятельности.

Итоги эксперимента

Анализ и обработка полученных за эти 28 дней данных заняли у европейских ученых почти весь 1991 год, что было связано с большим объемом информации. Все поставленные перед началом эксперимента цели были выполнены с потрясающим результатом.
Был получен ценный опыт принципов формирования не только экипажей исследователей, но и коллективов ученых – экспериментаторов из разных стран Европы. Были отработаны принципы организации экспериментов по моделированию космического полета, по обеспечению режима работы экипажа и методики поддержания психологического климата в экипаже.
Но были поставлены и новые вопросы, для ответов на которые на 1993 год был запланирован новый, теперь уже 60-суточный эксперимент. Но это тема для отдельного рассказа.

- - -

 
Остается рассказать только о судьбе некоторых членов экипажа – об эмсинавтах. Почти все они пытались стать настоящими астронавтами, приняв участие во втором наборе в отряд астронавтов ЕКА, начавшемся как раз в октябре 1990 года. К сожалению, в тот момент никому из них не повезло.
Но в 1998 году Паоло Несполи, бывший командиром экипажа во время ISEMSI, прошел все этапы отбора в Италии и был включен в отряд ЕКА во время третьего набора. Он прошел подготовку в качестве специалиста полета в космическом центре им.Джонсона, и стал профессиональным астронавтом.
Другой итальянец, Карло Виберти, не смог стать астронавтом, хотя и продолжал работать в ЕКА, и даже был координатором Итальянского космического агентства (ASI) при РКК «Энергия» во время подготовки программы «EuroMir 95». В 2000 году он попытался полететь в космос на коммерческой основе, но переговоры с российской стороной завершились ничем. Однако он не отказался от своей мечты, и все же надеется полететь на МКС на борту российского космического корабля.
Йенс Шиманн продолжает работать в ЕКА, и был руководителем центра по связи с экипажем и проведения экспериментов во время полета Фрэнка де Винна. Работает в Отделении проведения работ на космической станции (Microgravity and Space Station Utilisation Department).
 
 

Назад

 

Энциклопедия