«Сидячие космонавты»

    В ноябре 1970 года с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Протон» со станцией «Луна-17». Через неделю - 17 ноября - в Море Дождей с ее посадочной платформы сошел «Луноход-1». На спутнике Земли начала работать первая в мире передвижная лаборатория.
    В канун 35-летия «Лунохода» в Санкт-Петербурге, Москве и Одинцове прошли мероприятия по чествованию «сидячих космонавтов» - офицеров Ракетных и Космических войск, работавших в составе экипажей «лунного скитальца» в те далекие 1970-е годы.
    Эту работу по праву можно назвать подвигом, а их самих - национальными героями. Командующий РВСН генерал-полковник Николай Соловцов поздравил экипажи «Лунохода» приветственной телеграммой, а командующий Космическими войсками генерал-полковник Владимир Поповкин наградил ветеранов знаком отличия военнослужащих Космических войск «За заслуги».
   

водитель «Лунохода» В.ДОВГАНЬ

водитель «Лунохода»
В.ДОВГАНЬ

   
    - Изначально перед передвижной лабораторией, - рассказывает водитель «Лунохода» Вячеслав Довгань, - ставилась задача обследования района прилунения пилотируемого космического корабля, который после выполнения программы должен был вернуться на Землю. В случае возникновения нештатных ситуаций «Луноход» планировалось использовать для доставки космонавта на резервный корабль. К сожалению, первоначально задуманной программе тогда не суждено было воплотиться в жизнь.
    Информация о ней была строго засекречена, поэтому никто из проходивших специальный, в том числе и медицинский, отбор не знал, для каких целей нас готовят. Мы думали, что отбирают для полета в космос. Даже когда в 1970 году в газете «Правда» появился репортаж о достижениях советской космонавтики, про экипаж «Лунохода-1» было написано: «... это молодые, подтянутые ребята в синих элегантных. костюмах спортивного покроя со значками на отворотах рубашек: рубиновыми пятиугольниками с рельефными буквами «СССР». Наши фамилии были названы в печати лишь спустя 23 года - в «Красной звезде». Во многом благодаря военной газете мы были награждены орденом Почета. До этого государственных наград у нас не было.
    Отбор проводился среди представителей самых разных профессий: здесь были и летчики, и танкисты, и шоферы, и даже трактористы - все, кто был связан с вождением транспортных средств. Но на Земле мы привыкли, что все встречающиеся на пути препятствия находятся в поле зрения водителя, а для управления луноходом необходимо было обладать аналитическим складом ума, развитой оперативной и долговременной памятью... После различных испытаний из 45 человек отобрали 17. Нас представили главному конструктору аппарата Георгию Николаевичу Бабакину и объяснили, что целью нашей группы является дистанционное управление транспортным средством на Луне из наземного измерительного пункта, находящегося под Симферополем.
    Но сначала предстояло обучиться профессии «сидячих космонавтов» , как нас назвал главный конструктор. Мы приехали в поселок Горелово, где располагался ЦНИИ «Трансмаш» (ныне ВНИИ «Трансмаш»), которым руководил В. Старовойтов. Конструкторское бюро возглавлял А. Кемурджиан, который со своим коллективом создал самоходное шасси «Лунохода-1». Мы познакомились с членами коллектива, среди которых были ленинградцы П. Сологуб, Л. Поляков, В. Петрига, М. Маленков, Ф. Шпак, В. Бабенко, Л. Черепанова, Б. Лубенко, Ю. Васильев и другие. Они-то и обучали нас - будущих водителей лунохода. После Горелова мы оказались в Химках, где, собственно, и был создан сам луноход как передвижная лаборатория. Мы изучали техническую документацию, разбирали различные схемы, искали в библиотеках и магазинах литературу о Луне, встречались с селенологами, стараясь по возможности больше узнать о естественном спутнике Земли, бывали в цехах, где собирались и испытывались луноходы.
    После теоретической подготовки нас направили в Крым для тренировок на лунодроме. Здесь окончательно сформировался экипаж «Лунохода-1». Он состоял из двух расчетов: командиры - Николай Еременко и Игорь Федоров; водители - Геннадий Латыпов и Вячеслав Довгань; штурманы - Константин Давидовский и Викентий Самаль; бортинженеры - Леонид Мосензов и Альберт Кожевников; операторы наведения остронаправленной антенны - Валерий Сапранов и Николай Козлитин; а также резервный водитель Василий Чубукин.
    Первая попытка запуска лунохода оказалась неудачной: стартовавшая 19 февраля 1969 г. (за полгода до полета американского Apollo-11) ракета-носитель «Протон» с первым экземпляром лунохода взорвалась на 52-й секунде полета.
    Вторую попытку запустить луноход предприняли только в следующем году - 17 ноября 1970-го. Посадочная платформа с «Луноходом-1» опустилась в Море Дождей - мы приступили к выполнению своей секретной миссии.
   

тот самый «Луноход-1»

тот самый «Луноход-1»

   
    В ходе тренировок на лунодроме было отработано множество операций - водили луноход «змейкой», проходили «коридор» , распознавали различные препятствия - и достигли легкости в выполнении самых сложных заданий. Но при этом забыли о главном - о сходе лаборатории с посадочной платформы. Это был очень ответственный момент для всего экипажа. У водителя Геннадия Латыпова пульс подскочил до 140 ударов в минуту. Но в любом случае мы должны были действовать, причем сводить луноход нужно было «вслепую» - с выключенными антеннами. Геннадий провел операцию безукоризненно, красиво. Аппарат спустился на поверхность Луны, прошел метров 20 - только тогда мы включили телевизионные камеры и убедились, что все в порядке. После этого эпизода мы поверили в успешное осуществление программы.
    Во второй лунный день - по земному времени 10 декабря - произошло первое погружение лунохода в кратер. Распознать его было невозможно из-за высокого Солнца - и в течение девяти часов нам пришлось выводить аппарат на поверхность Луны.
    По состоянию на конец второго лунного дня мы ушли от посадочной платформы более чем на полтора километра. В рамках навигационной задачи, которую мы решали в третий лунный день, нужно было возвращаться к платформе, проложив новый путь, отличный от уже проторенной луноходом колеи. За семь сеансов движения мы успешно решили эту непростую задачу. По расчетам мы должны были взять влево и пересечь колею. И действительно минут через 20 луноход достиг колеи, пересек ее и вышел к посадочной платформе. Мы сделали, как выражаются специалисты, первый перекресток на Луне.
    Уходя в ночь, луноход всегда разворачивался таким образом, чтобы его солнечная панель была направлена на лучи восходящего Солнца для зарядки аккумуляторных батарей. Но момента восхода мы никогда не видели, потому что включать камеру по техническим соображениям было опасно. Но однажды буквально на несколько долей секунды мы все-таки это сделали - и увидели на мониторе, как первый солнечный луч осветил поверхность Луны. Это необычное и очень красивое зрелище зафиксировали наши специалисты-телевизионщики.
    Аппарат проработал на Луне более десяти земных месяцев (11 лунных дней). Последний сеанс связи с ним состоялся 14 сентября 1971 года. «Луноход-1» перевыполнил запланированную трехмесячную программу, пройдя 10. 540 метров и обследовав площадь в 80. 000 квадратных метров. За 157 сеансов телефотометры передали на Землю 21 лунную панораму, телекамеры - почти 25 тысяч фотографий. В 537 точках определялись механические свойства поверхностного слоя лунного грунта (реголита), в 25 точках был проведен его химический анализ.
    Осуществив большую научную работу, первый в мире телеуправляемый луноход замерз, оставшись на Луне как памятник триумфу нашей космонавтики. Наступит час, когда человек, долетев до естественного спутника Земли, сможет повторить путь этого «лунного скитальца» - такое романтическое название дали ученые своему первенцу.
    Методика управления этим аппаратом нашла практическое применение и на Земле. Когда произошел взрыв в Чернобыле, в ВНИИ «Трансмаш» была создана дистанционно управляемая машина, помогавшая в расчистке четвертого энергоблока АЭС.
    Последним шагом лунной программы в СССР стал запуск космического аппарата «Луна-24» , взявшего пробу грунта с глубины более двух метров. Лунная программа была полностью закрыта в 1976 году. До сих пор она не возобновлялась.
    Сейчас сложно прогнозировать будущее. Однако мы должны помнить, что естественный спутник Земли таит огромный потенциал, используя который, человек сможет не только изменить свою жизнь, но и продлить жизнь своей планеты. Диапазон возможных направлений работы на Луне чрезвычайно велик: от создания солнечных батарей, аккумулирующих и передающих на Землю экологически чистую, не требующую выработки полезных ископаемых энергию Солнца, до строительства баз для освоения Марса и дальнейшего продвижения человека в космическое пространство.
    ... Подвиг «сидячих космонавтов» не забыт, а опыт их востребован. В дни празднования 35-летия «Лунохода-1» в Политехническом музее Москвы состоялись вторые Поспеловские чтения «Искусственный интеллект - проблемы и перспективы». С докладом выступил В. Г. Довгань. Ветеранов «лунной программы» поздравляли студенты и школьники Москвы и Московской области в Центральном доме авиации и космонавтики. «Сидячие космонавты» участвовали в работе «круглого стола» на международной выставке «Интеллектуальные и адаптивные роботы-2005». Ветеранов чествовали в Санкт-Петербурге и мемориальном Музее космонавтики в Москве.

Записал Александр ДОЛИНИН,

Красная звезда (Москва), N240, 27.12.2005,
Приложение "Военный космос"

Компьютерная обработка AVV

Фотографии с сайта Красная звезда

 Назад