«Был и остается первым!»

Часть II

   
   
Необходимое предисловие
   
    Прошел почти год с того момента, когда я написал статью «Был и останется первым!» в попытке систематизировать и проанализировать сплетни и слухи о пилотируемых полетах в космос, якобы имевших место во времена существования Советского Союза, но оставшихся за бортом официальной историографии. Честно говоря, не думал, что вновь придется прикоснуться к этой теме. Но человек предполагает, а Бог располагает...
    После публикации статьи в Великобритании, Канаде и Израиле потоком пошли письма, которые и заставили меня вновь взяться за перо. Объем новой информации, которая, если и не прояснила ситуацию, то в значительной степени дополнила то, что уже было известно, оказался весьма велик. Более всего меня поразило то, что я узнал много новых фактов, которые ранее никогда и нигде не упоминались, и не обсуждались. Читатели сообщали о том, чему «были свидетелями сами», или что «достоверно им известно от причастных к происшедшим событиям».
    Большую часть собранной информации я отметаю сразу, как не имеющих под собой никакой почвы. Но те сообщения, где есть хоть какая-то связь с реальными событиями, я постарался проанализировать и хочу предложить вниманию читателей свои заметки.
    И еще одно замечание. Не думал, что сие занятие меня настолько увлечет. Оказалось, что перед нами целый пласт «устного народного творчества». Правда, я не знаю, к какому жанру «искусства» его отнести. Может быть, к «городскому фольклору»? Но это на усмотрение читателей...
    Ниже я привожу всю собранную за последние месяцы информацию, которая органично связана с темой предыдущей публикации. Там, где возможно, стараюсь взглянуть критически и высказываю сомнения в самой возможности события, о котором говорит народная молва. Где этого сделать не удается, оставляю без комментариев.
    Итак...
   
   
Пилотируемые полеты до начала космической эры
   
    В свое время очень много писалось о космонавтах Алексее Ледовском, Терентии Шиборине и Андрее Миткове, которые предположительно погибли в конце 1950-х годов при попытке совершения космических полетов. Именно эти мифические персоны чаще всего претендовали на звание «нулевого» космонавта, «побывавшего» в космосе до Юрия Гагарина.
    Я также упоминал эти имена, хотя и заявлял, что, на мой взгляд, таких полетов в реальности не было. Аргументация было на уровне рассуждений, без каких-либо документальных подтверждений или опровержений.
    Увы, доказать нереальность этих полетов в течение минувшего года мне так и не удалось. А вот сомнения в справедливости официальной версии, отвергающей саму возможность таких событий, прокрались даже в мою душу.
    Почему это произошло и в чем суть сомнений?
    Во-первых, так и не доказано, что не было ни полета Ледовского, ни полета Шиборина, ни полета Миткова. Многие вопросы могла бы снять публикация реальных данных об этих людях. Вполне вероятно, что они не имели никакого отношения к космосу, но то, что в советской авиации служили летчики с такими фамилиями, у меня никогда не возникало сомнений.
    Порой меня просто поражает и раздражает полная инфантильность руководителей росийской ракетно-космической отрасли, которые обходят эту тему молчанием. У них есть все возможности доказать, что Юрий Гагарин был первым, и тем самым снять сомнения, но они почему-то считают ниже своего достоинства кому-либо что-либо доказывать. Вот и приходится собирать по крупицам сведения, чтобы выполнить их работу. А если этого сделать не удастся?
    Во-вторых, одним из аргументов, который я использовал, чтобы доказать невозможность пилотируемых суборбитальных полетов в Советском Союзе, являлось вовлеченность в эти события огромного числа людей. Мне казалось, что в последнее десятилетие, когда в нашей стране наступил период свободы слова, хотя бы один человек что-нибудь да рассказал бы о тех полетах, если они имели место.
    Один из читателей достаточно резонно возразил мне. «Да, - написал он, - в дело были вовлечены тысячи людей. Но в течение 30 лет они были вынуждены молчать, а сейчас большинства из них уже нет в живых». Справедливое замечание, и с ним приходится считаться.
    В-третьих, письма принесли новые слухи и версии, которые пусть косвенно, но допускают возможность догагаринских полетов.
    О них-то я и расскажу подробней.
    Самое интересное, что довелось услышать - это слухи о существовании в Советском Союзе в докосмическую эпоху группы пилотов-космонавтов, испытывавших тогдашнюю ракетную технику. Это не был отряд космонавтов в том виде, как мы привыкли видеть, следя за жизнью обитателей подмосковного Звездного городка. Это была именно группа летчиков, отобранных по медицинским показателям и периодически проходившая переподготовку. Они жили и летали как обычные пилоты советских Военно-воздушных сил, но в любую минуту могли быть отозваны из своей части для выполнения «особо важного задания советского правительства». Под такую формулировку попадали в те годы многие действия, начиная от отправки группы военных советников в африканскую или азиатскую страну, до участия военнослужащих в секретных экспериментах.
    По услышанной мною версии, в эту группу входили и Ледовский, и Шиборин, и Митков. Если это так, то становится объяснимым, почему именно их имена стали связывать с неудачными попытками ракетных стартов.
    Довелось услышать еще и имя Марии (Миры?) Громовой, якобы также входившей в группу и погибшей в катастрофе ракетного самолета в июне 1959 года. При этом чаще всего ссылаются на неназванного деятеля Коммунистической партии Чехословакии, который еще в декабре 1959 года, находясь в Италии, рассказал о нескольких неудачных суборбитальных полетах в Советском Союзе. По его данным, одной из жертв этих ракетных аварий и стала летчица.
    Вряд ли данная информация соответствует действительности. Как и первый отряд советских космонавтов (набор 1960 года), так и все группы летчиков-испытателей, формировавшиеся в те годы для испытания новой техники, не включали в свой состав женщин. Происходило это исключительно по физиологическим причинам. Ни для кого никогда не делалось исключение, тем более, когда речь шла о таком секретном подразделении, каким был (если был) отряд пилотов-космонавтов.
    Членами отряда назывались и многие другие известные советские летчики, такие как братья Коккинаки, Владимир Ильюшин и другие. О Владимире Ильюшине писалось в первой части, поэтому не будем повторяться. Относительно других следует сказать, что их принадлежность к отряду пилотов-космонавтов маловероятна. Слишком известны были к тому времени их имена, да и возраст у них был уже не юношеский, чтобы «оседлать ракету». Если и создавался такой отряд, то набирали в него молодых летчиков, с отменным здоровьем и умеющих держать язык за зубами.
    А теперь самое главное об отряде пилотов-космонавтов - цель его создания. Здесь мне пришлось услышать две версии. Одна - проведение научных и технических экспериментов. Другая - военные аспекты использования ракетной техники. Согласно этим данным, все эти пилоты должны были, находясь на борту, обеспечить наведение на цель головных частей ракет, оснащенных ядерным зарядом. Слишком несовершенными были системы наведения в то время, чтобы без вмешательства человека доставить смертоносный груз к цели.
    Это перекликается со слухами о ракетных разработках в фашистской Германии, где также хотели разместить пилотов на борту ракет, чтобы обеспечить поражение американских городов. Некоторые источники утверждают, что «главный диверсант рейха» Отто Скорцени даже сформировал отряд пилотов-смертников для выполнения этой задачи. Вполне возможно, что именно информация, пришедшая из Германии, и стала первопричиной аналогичных слухов в Советском Союзе.
    Еще один аргумент моих корреспондентов, который позволяет усомниться в официальной версии - это головные части геофизических ракет В-2А и В-5В (гражданские аналоги баллистических ракет Р-2 и Р-5). До сего дня нет ни одного издания, где подробно рассказывалось бы об устройстве головных частей этих ракет и об экспериментах, которые выполнялись с их помощью. Все приведено лишь в общем виде, без деталей. Некоторые вещи описаны подробно, но большая часть тех «контейнеров с научной аппаратурой» по-прежнему остается тайной.
    А между тем, если взять только известные технические данные В-2А и В-5В и сравнить их с характеристиками космического корабля «Меркурий», на которых американские астронавты Алан Шепард и Вирджил Гриссом совершили суборбитальные полеты в космос, сразу же возникают вопросы. Вес «Меркурия» составлял 1300 килограммов, что оказалось достаточным для «прыжка» за пределы атмосферы (максимальная высота подъема 185-190 километров). Вес же полезной нагрузки, которая размещалась на В-2А, был 2200 килограммов при высоте подъема 212 километров, а на В-5В - 1300 килограммов при высоте подъема более 500 километров. Таким образом, уже в середине 1950-х годов в Советском Союзе летали ракеты, аналогичные по своим характеристикам тем американским, которые стартовали лишь в 1961 году. Не знаю, как кто, а я бы воспользовался такой возможностью.
    Да, приходится согласиться, что не все так просто в этом мире, и не всему, что говориться, можно безоговорочно верить. Но вопросы остаются, и лишь точные ответы на них могут развеять слухи, версии, предположения и допущения.
    На этом разговор о 1950-х годах можно закончить и перейти к следующему периоду, который также нуждается в дополнении по сравнению с тем, что было написано год назад.
   
   
Полеты в космос в первой половине 1960-х годов
   
    Рассказывая о «полетах» первой половины 1960-х годов, я перечислил некоторые имена, которые молва связывала с советской космической программой. Позволю себе напомнить их: Зайцев, Долгов, Качур, Грачев, Белоконев, Ильюшин.
    Что же нового удалось узнать за истекший год об этих людях, якобы отдавших свою жизнь во имя покорения Вселенной, и о событиях, имевших место в первой половине 1960-х годов?
    Первое. Важным дополнением к моему исследованию стало то, что я прослушал аудиозаписи, сделанные раскритикованными мною итальянскими радиолюбителями. Если честно, звучат они не очень убедительно. Можно предположить что угодно, особенно имея воображение. Наибольшие сомнения вызывает запись женского голоса, связывавшегося с «полетом и гибелью» 18 ноября 1963 года второй женщины-космонавта. У меня сразу же возникло ощущение неправдоподобности происходящего. Чтобы проверить догадки, я попросил прослушать запись знакомого психолога. Его вывод был категоричен: «Не ведут себя люди в экстремальных ситуациях подобным образом, и эта запись, вероятнее всего, мистификация». Создается ощущение, что итальянцев сознательно вводили в заблуждение, дабы потом предъявить им претензии, если, не дай Бог, им удастся записать что-то действительно важное. Судя по всему, собранный компромат не пригодился, и «разоблачать» никого не пришлось.
    Второе. Вот еще группа имен, которые прозвучали в некоторых письмах и которые также связывались с полетами в космос: Завадовский, Михайлов, Костин, Цветов, Нефедов, Кирюшин. Некоторых из них «похоронили» в тех полетах, которые якобы состоялись в 1961-1962 годах и закончились трагически. Выяснить правду о людях из этого ряда оказалось проще, чем о многом другом. Если первые двое так и остаются фантомными космонавтами, то четверо последних были реальными испытателями космической техники. Но проверяли они ее не в космосе, а на Земле. И «похоронили» их совершенно напрасно. В 1997 году и Виктор Константинович Костин, и Владимир Евгеньевич Цветов, и Сергей Иванович Нефедов, и Евгений Александрович Кирюшин были удостоены звания Героя Российской Федерации за их вклад в освоение космоса. Другие испытатели были награждены орденом Мужества. Вот только некоторых фамилии этих людей, которые, также как и космонавты, заслуживают, чтобы о них упомянули в истории космонавтики: Эмиль Рябов, Абрам Генин, Герман Мановцев, Михаил Кузьмин, Роберт Галле, Елена Сорокина. Они прокладывали дорогу на орбиту, и еще неизвестно, кому было труднее.
    Третье. Хочу чуть подробнее рассказать о Петре Долгове, который, согласно слухам, погиб в сентябре 1960 года во время неудачного космического полета. На самом деле Петр Иванович Долгов также принадлежал к славной плеяде испытателей космической техники. Инструктор-испытатель парашютов, он первым в Советском Союзе облачался в космические скафандры и испытывал их, прыгая с заоблачных высот. Один из этих прыжков закончился трагически. 1 октября 1962 года (не в сентябре 1960 года, а на два года позже) Долгов вместе с другим испытателем, Евгением Николаевичем Андреевым, покинул на высоте 25600 метров борт аэростата «Волга». Оба были облачены в скафандры. Предполагалось, что Андреев пролетит в свободном падении 24 километра, прежде чем в действие вступит парашютная система. Парашют Долгова должен был раскрыться почти сразу. Но если для Андреева прыжок прошел благополучно, то Долгову не повезло. При покидании гондолы аэростата сильный порыв ветра ударил его о стенку кабины и нарушил герметичность скафандра, мгновенно погубив испытателя. Парашютная система сработала автоматически, но на Землю Долгов опустился уже мертвым. Такова реальность, а не слухи и версии.
    Четвертое. Довелось услышать и предположение о якобы существовавших у Сергея Павловича Королева планах отправки на орбиту семейной пары. В качестве таковой назывались имена Людмилы Токовой и ее мужа Николая (в других вариантах - Анатолия) Токова. Какой эксперимент они должны были провести в космосе, большинство читателей поймет сразу. Мне кажется, что абсурдность этого предположения не требует разъяснений. Середина 1960-х годов, когда должен был состояться этот «уникальный» полет, была еще не тем временем, когда всерьез можно было говорить о таких вещах. Во-первых, техника была не столь совершенна, как сейчас (да и сегодня речи не идет о таких экспериментах), а, во-вторых, в условиях космической гонки, когда на повестке дня стоял полет на Луну, отвлекаться на «мелочи» было не совсем логично.
    И самое последнее, что поведали мои корреспонденты об этом периоде освоения космоса. Это своего рода корректирующая информация о полете первой в мире женщины-космонавта. Один ветеран космодрома Байконур (кстати, не уверен, что он таковым является) утверждает, что старт космического корабля «Восток-6» состоялся не 16 июня 1963 года, а на сутки раньше. Молчание длинной в 24 часа объясняется тем, что не было никакой уверенности в благополучном завершении полета женщины. Лишь когда стало ясно, что проблем не возникнет, решили сообщить миру об «очередной победе советской космонавтики». С технической точки зрения, конечно же, такое возможно. Но вот причин для этого я не вижу. Не так уж и важно, 15 или 16 июня первая женщина отправилась покорять Вселенную.
    На этом мне хочется закончить рассказ о первой половине 1960-х годов и перейти к повествованию о второй половине того легендарного десятилетия, естественно, в том же аспекте, то есть через призму сплетен и слухов о советской космической программе.
   
   
Гагарин погиб по дороге на Луну?
   
    Версия, которая будет изложена ниже, принадлежит к числу наиболее абсурдных из услышанного, хотя бы в силу сложности своего «исполнения». Своему появлению она, вероятно, обязана загадками, которыми изобилует происшедшая 27 марта 1968 года вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области катастрофа самолета УТИ-МиГ-15, ставшая причиной гибели первого в мире космонавта Юрия Гагарина. Ответов на многие вопросы, связанных с этой трагедией, нет до сих пор, поэтому и появляются предположения о том, как все произошло в действительности. Если перелистать только российские газеты последнего периода, можно встретить всевозможные описания происшедшего, начиная от ошибки пилотов и кончая вмешательством инопланетян. Правда, той версии, о которой буду рассказывать, в печатном виде я не встречал нигде.
    Согласно предположению одного из источников, Юрий Гагарин погиб на 18 дней раньше той даты, которая сообщалась официально, и не в авиационной катастрофе, а во время космического полета.
    С одной стороны, в этой гипотезе слишком много надуманного, нереального. Но, с другой стороны, она весьма интересна именно в плане изучения слухов и сплетен. Добавлю, что ранее эту гипотезу мне слышать не доводилось, но я и не утверждаю, что знаком со всем многообразием «устного народного творчества советского народа».
    Итак, утверждается, что Юрий Гагарин погиб как раз в день своего 34-летия, 9 марта 1968 года. Если помните, за семь дней до этого был запущен космический корабль типа «Л1», серийный № 6Л. В официальном сообщении он получил наименование «Зонд-4». Его задачей был облет Луны и возвращение на Землю.
    Согласно версии, корабль был не беспилотным, как сообщало ТАСС, а пилотируемым. В находившийся на борту экипаж входили Юрий Гагарин и Владимир Серегин. Неполадки начались с первых минут и, едва аппарат оказался на орбите, стало ясно, что ни выполнить программу полета, ни возвратить космонавтов живыми на Землю не удастся. Согласно существовавшей в те годы практики замалчивания неудач, о присутствии на борту космонавтов было решено не сообщать и они совершали свой полет в режиме практически полного радиомолчания, общаясь с Землей только с помощью передатчиков УКВ-диапазона. Спустя семь дней после старта корабль вошел в плотные слои земной атмосферы и сгорел над Гвинейским заливом. Оба космонавта погибли.
    Скрыть гибель первого космонавта планеты не представлялось возможным, поэтому в конце марта и была организована катастрофа самолета УТИ-МиГ-15. В реальности его пилотировали не Гагарин и Серегин, а два летчика-испытателя, незадолго до падения самолета катапультировавшиеся из машины.
    Такова версия.
    Чем и как аргументируют сторонники этой версии свою правоту? Как правило, для доказательства своей правоты они используют увидевшую свет в 1981 году в преддверии 20-летия первого полета человека в космос книгу «Первый космонавт планеты». Много страниц этого труда посвящены детальному описанию последних дней жизни Юрия Алексеевича. Как раз этот период и взят для анализа, в попытке доказать справедливость гипотезы.
    Давайте послушаем, что они говорят на этот счет, используя цитаты из книги.
    «2 марта 1968 года Гагарин прибыл на космодром Байконур, чтобы присутствовать на запуске корабля «Зонд-4». Сторонники версии утверждают, что космонавт прибыл на несколько дней раньше, чтобы подготовиться к старту, а названная дата приведена лишь для объяснения факта его присутствия на стартовой площадке. Допустим, что это так.
    «2-10 марта Гагарин находился на космодроме, анализировал данные, поступающие со спутника. В свободное время работает над книгой «Психология и космос». Сомнения скептиков касаются необходимости присутствия Гагарина на космодроме. Если бы он действительно следил за полетом, а не находился на борту корабля, то логичнее было бы находиться в Евпатории, откуда осуществлялась связь с «Зондом-4». С этим также можно согласиться и поверить в объяснения (если, конечно же, верить в гипотезу).
    «8 марта. Звонил в Звездный городок Валентине Терешковой, поздравил ее с днем 8 марта». Скептики задают вопрос: «Почему 8 марта, а не 6 марта, когда у Терешковой был день рождения?». Ну ладно, примем и этот довод.
    «10 марта. Возвратился в Звездный городок». Почему десятого, а не раньше, вопрос чисто риторический. Но убежденные в своей правоте скептики утверждают, что неделя, прошедшая после запуска «Зонда-4», потребовалась, чтобы подобрать и подготовить двойника, появлявшегося на людях вплоть до официального сообщения о гибели Юрия Гагарина.
    Правда, в период с 11 по 26 марта, если внимательно ознакомиться с приведенным в книге «Первый космонавт планеты» жизнеописанием Гагарина, он, кроме коллег по отряду космонавтов, встречался лишь дважды с теми, кто не имел отношения к космонавтике. Можно было и избежать таких встреч. А если так, то к чему весь сыр-бор разводить?
    Как видите, версия довольно стройная, и при отбрасывании некоторых натяжек, вполне могла бы сойти за действительность, если бы не некоторые «но».
    Во-первых, вызывает сомнения срок, который прошел между гибелью «фактической» и смертью «организованной». Он весьма велик, а проблему, если бы она существовала, требовалось решить очень быстро. Проще было бы организовать несчастный случай на космодроме, будь такая необходимость.
    Во-вторых, представьте себе масштабы «операции прикрытия», которую требовалось провести, чтобы весь мир поверил в ее достоверность. Какие необходимы были затраты, какая координация действий? Какими организаторскими способностями должен был обладать тот, кому предстояло все это организовать? Вряд ли найдется человек, который мог бы все это сделать.
    В-третьих, количество людей, задействованных в этом мероприятии. Число посвященных не ограничивалось десятком людей. Это были сотни, тысячи, десятки тысяч. И чтобы за 34 года никто ни словом, ни намеком не рассказал об этом?
    Вряд ли очередная версия гибели Юрия Гагарина, хотя я и уделяю ей так много места, имела место в действительности. Ее вероятность может быть оцененной близкой к нулю. Но эта мизерная величина возникает не из-за того, что можно допустить возможность такого события, а потому что в деле о гибели Гагарина действительно немало белых пятен, необъяснимых фактов, которые требуют своего осмысления и анализа.
   
   
Слухи о полетах в рамках лунной программы
   
    Кроме версии о пилотируемом полете на «Зонде-4», ходило немало других слухов, так или иначе связанных с советской лунной программой. Хочу отметить, что тридцать лет назад, когда разворачивались основные события в лунном противостоянии Советского Союза и Соединенных Штатов, большинство советских граждан догадывались о существовании в нашей стране программы, аналогичной американской программе «Аполло». Об этом было очень много разговоров, причем все, что довелось мне услышать в те годы, и что касалось технических аспектов программы (аварии, разработки), в дальнейшем полностью подтвердилось. Расхождение в числе двигателей на гигантской лунной ракете-носителе «Н-1» нельзя отнести к кардинальным ошибкам. Даже фамилии космонавтов, готовившихся к полетам на Луну, можно было узнать из народной молвы и, как оказалось, они соответствовали действительности. Так, например, назывались Гагарин, Николаев, Попович, Быковский. Все они входили в ту двадцатку, из которой сформировали впоследствии «лунные» экипажи.
    Но, оказалось, что слышанное в 1960-е годы представляет собой лишь малую толику информации, циркулировавшей в Советском Союзе. Больше всего говорилось о том, что мы либо уже летали, либо вот-вот слетаем на Луну. Вероятной причиной возникновения большинства подобных слухов я бы назвал нежелание советских людей смириться с фактом, что в лунной гонке мы не были первыми. Если вспомнить историю освоения космоса, то до 1969 года наша страна могла похвастаться практически всеми пионерскими достижениями: первый спутник, первый человек в космосе, первая женщина в космосе, первый выход в открытый космос, первые станции на Луне и Венере. Не укладывалось в сознании, что кто-то мог нас опередить, и в слухах находила свой выход энергия неудовлетворенности сознания советского человека.
    А если без «лирики», то вот что говорилось о соревновании между Советским Союзом и США в деле покорения Луны.
    22 апреля 1968 года с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Протон-К», серийный № 23-201, с лунным кораблем «Л1», серийный № 7Л. Пуск закончился аварией и, согласно одной из версий, гибелью двух космонавтов, находившихся на борту.
    Простой анализ этого конкретного слуха и его сопоставление с предыдущим о гибели Гагарина в катастрофе корабля «Зонд-4», позволяет выявить многие несоответствия, что сразу же заставляет серьезно сомневаться в их достоверности. Старты 2 марта и 22 апреля разделяет интервал всего в полтора месяца и маловероятно, что с таким упорством в Советском Союзе шли на заведомую гибель космонавтов. Каким же безрассудством и какой жестокостью надо было обладать, чтобы допустить подобное! Ссылки на «бесчеловечные» методы КПСС и КГБ можно воспринимать до поры до времени, но потом необходимо искать другие аргументы, если хочешь доказать свою правоту. Поэтому, хотя бы один из полетов, либо мартовский, либо апрельский, можно сразу же исключить из перечня «подозрительных».
    Спустя несколько дней после запуска очередного лунного корабля «Зонд-6» (10 ноября 1968 года) стали циркулировать слухи о том, что на его борту совершают полет два космонавта. Причем имя одного из них звучало с самого начала - Павел Попович. Как ни странно, но эта информация появилась благодаря сотрудникам НАСА. Программа полета «Зонда-6» предусматривала отработку многих бортовых систем, в том числе, и линий связи корабля с Землей. Находясь в Евпатории, в центре связи, космонавты Павел Попович и Виталий Севастьянов вели переговоры с Центром управления полетом в подмосковном Калининграде (ныне г. Королев), используя «Зонд-6» в качестве ретранслятора. Информационный обмен был зафиксирован американцами, решившими в первый момент, что русские летят к Луне. Во всем разобрались довольно скоро, но о происшедшем стало известно западным журналистам и каким-то образом (может, с помощью «радиоголосов»?) информация попала в Советский Союз.
    После облета американским кораблем «Аполло-8» с тремя астронавтами Луны в декабре 1968 года стало ясно, что соревнование двух сверхдержав вступило в решающую стадию. Поэтому и стали появляться сообщения о наших попытках любым способом опередить американцев. Чем ближе была дата запуска корабля «Аполло-11», а о ней знали все, в том числе и в Советском Союзе, тем чаще появлялись сообщения об имевших место попытках запустить советского космонавта.
    Пилотируемым кораблем молва объявила автоматическую станцию типа «Е-8-5» (для доставки лунного грунта на Землю), стартовавшую 14 июня 1969 года и погибшую в аварии ракеты-носителя «Протон-К». Второй пуск ракеты-носителя «Н-1», состоявшийся 3 июля того же года, также связывался с пилотируемой программой. И, естественно, отправившаяся 13 июля (на три дня раньше «Аполло-11») в путь-дорогу станция «Луна-15», также, по слухам, несла на своем борту космонавта.
    Даже когда Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин делали свои первые шаги по Луне, советский народ не мог смириться со своим поражением. По Москве в те дни гуляла легенда, что при посадке на поверхность Селены лунная кабина получила повреждения и не могла взлететь. Спас американцев находившийся в тот момент на Луне советский космонавт. Как он там оказался, вразумительно не объяснялось, но фамилия называлась - Порфирий Ебенов. Иностранцам понять это сложно, но знакомые с русской ненормативной лексикой, прочитав фамилию, сразу же поймут и природу происхождения этого слуха, и его «достоверность». Правда, звучала и другая фамилия неизвестного космонавта - Порфирий Иванов. Но это такой же абсурд, как и в случае с Ебеновым.
    Имя Порфирия Иванова пользуется большим почтением среди поклонников придуманной им экзотической оздоровительной системы. Столь же популярен абсурдный до смешного миф о том, что этот полулегендарный старец «побывал на Луне». Космонавт Алексей Леонов рассказывал, что его так «достали» вопросом об Иванове не слишком умные люди, что он однажды, переборов смущение, спросил американского астронавта, действительно побывавшего на Луне, не видал ли он там «голого по пояс русского старика»? Американец сначала ничего не понял, после вторичного пояснения выпучил глаза, а потом стал дико хохотать. Отсмеявшись, он сказал, что нет, голого русского старика он на Луне не встречал...
    Еще один слух, появившийся на рубеже 1960-1970-х годов, повествует о запуске в Советском Союзе космического корабля с двумя космонавтами, которому предстояло отправиться к Луне, но при включении разгонного блока произошел взрыв и экипаж погиб. Могу только предположить, что речь идет либо о пуске 23 сентября, либо о пуске 22 октября 1969 года, когда на околоземной орбите остались и не смогли стартовать в сторону Луны автоматические межпланетные станции типа «Е-8-5». В дальнейшем эта легенда была использована в сериале «The Cape» (на российском ТВ - «Космодром») в эпизоде «Buried in Peace» («Упокоенные с миром»). Но (и это хочу подчеркнуть особо!) именно слух стал основой сюжета, так появился на два десятка лет раньше, а не наоборот.
    Следующим советским «пилотируемым полетом» на Луну стала доставка на поверхность естественного спутника Земли самоходного аппарата «Луноход-1». Есть несколько версий тех событий. Согласно одной из них, внутри аппарата находился карлик, который и управлял машиной. Он умер 4 октября 1971 года, через 11 месяцев после высадки. Даже теоретически невозможно такое представить, поэтому и анализировать эту информацию нет смысла.
    Другие версии также предполагают наличие на «Луноходе-1» водителя, но отводят ему гораздо меньшие сроки жизни: от нескольких дней до месяца. Ряд источников утверждает (и люди искренни в своем заблуждении), что до сих пор рядом с луноходом лежит тело неизвестного космонавта, застрелившегося, когда стало ясно, что возвратить его на Землю не удастся.
    Можно ошибиться, но источником этих слухов могла стать передача советского телевидения, рассказавшая о водителях «Лунохода-1». И хотя специально оговаривалось, что экипаж находится на Земле и управляет машиной с помощью телесистемы, но, видимо, кто-то услышал только первую часть фразы, и пошли после этого гулять по городам и весям слухи о космонавтах, брошенных на Луне на произвол судьбы.
    Был и еще один повод для возникновения подобных разговоров. Известно, что операторы, управлявшие луноходом, проходили медицинскую комиссию в Институте медико-биологических проблем. Требования к состоянию их здоровья предъявлялись, если не космические, но достаточно жесткие. Возможно, что информация об этом просочилась из стен института и в сильно искаженном виде отправилась путешествовать по стране и миру. Вообще, в ответ на эти версии напрашивается один кардинальный аргумент: если СССР так стремился доставить человека на Луну, то чего бы он стал это скрывать, выдавая пилотируемые аппараты за беспилотные?!
    Чтобы хоть частично устранить бытующие слухи о гибели советского космонавта на Луне, а также чтобы отдать должное тем, кто с Земли заставлял луноход путешествовать по лунной поверхности, еще раз напомню их имена.
    Было сформировано два экипажа. В первый входили командир Николай Еременко, водитель Габдухай Латыпов, штурман Константин Давидовский, бортинженер Леонид Мосензов, оператор остронаправленной антенны Валерий Сапранов, а во второй - командир Игорь Федоров, водитель Вячеслав Довгань, штурман Викентий Самаль, бортинженер Альберт Кожевников, оператор остронаправленной антенны Николай Козлитин. Резервным водителем и оператором обоих экипажей был Василий Чубукин.
    На этом, пожалуй, стоит поставить точку в рассказе о лунной программе.
   
   
1970-1980-е годы
   
    Окончание лунной гонки, совместный советско-американский полет кораблей «Союз» и «Аполло», начало полетов космонавтов социалистических стран по программе «Интеркосмос», и, как следствие, ставшая более открытой советская космическая программа, привели к тому, что практически на нет сошли все слухи о «необъявленных» полетах. В 1970-1980-е годы в обществе лишь дважды циркулировала подобная информация.
    Один раз космонавта слухи «поместили» на борт «Бурана» во время его первого и единственного полета, а второй раз утверждалось, что в одном из полетов на борт станции «Мир» прибыли не два, как сообщалось официально, а три космонавта. Программа работ этого неведомого космонавта была, якобы, столь секретна, что о полете решили просто умолчать.
   
   
Послесловие
   
    На этом я закончу рассказ о некоторых аспектах «городского фольклора», который рождался слышать на просторах Советского Союза почти 40 лет. Доступность информации, устранение белых пятен в нашей истории способствовали тому, что прекратили появляться слухи о секретных полетах в космос. Во-первых, почва для их возникновения стала не такой благодатной. А, во-вторых, значительно уменьшился интерес к освоению космоса.
    И еще одно замечание. Когда я собирал материалы для данной статьи, выяснилось, что не только в Советском Союзе можно услышать информацию о необъявленных полетах. Довольно много ходит слухов о якобы имевших место ракетных полетах в Третьем рейхе. Да и в США, которые, не в пример СССР, отличались относительной открытостью своих космических программ, существуют слухи о секретных пилотируемых полетах. Но об этом в следующий раз, если я решу продолжить свое повествование.
   

Александр Железняков, при участии Леона Розенблюма
Новости недели (Израиль), 15-24.04.2003


Первоначально статья опубликована на английском языке в журналах
ORBIT, № 54, June 2002 и Spaceflight, № 11, November 2002.
Ее оригинал находится на сайте А.Железнякова "Энциклопедия космонавтики"

Компьютерная обработка AVV.

Электронная версия публикуется с разрешения авторов.

 Назад