Последний полет Тэда Фримэна

    Те из читателей, кто провел часть сознательной жизни в Советском Союзе, несомненно, помнят когда-то очень популярную песню О.Фельцмана на стихи Р.Рождественского «Огромное небо», в которой поется о том, как «в одной эскадрилье служили друзья», и как они ценой жизни предотвратили падение своей потерявшей управление крылатой машины на город. Всегда говорилось, что в основе текста песни реальный случай, произошедший с советскими летчиками не то в небе над ГДР, не то над Парижем. Советская история соткана из мифов, поэтому невозможно судить точно, где и когда произошла трагедия, которой посвящена песня. Но несомненно другое - такие случаи в истории авиации бывали неоднократно, и не раз отважные летчики, жертвуя собой, «подальше от города» уносили смерть.
   
    Мужественным поступком аналогичного порядка осенил себя и астронавт США Теодор Корди Фримэн. 31 октября 1964 г., завершая тренировочный полет на реактивном самолете Т-38 «Тэлон», он шел на посадку на авиабазу Эллингтон близ Центра пилотируемых космических полетов в Хьюстоне (штат Техас). Внезапно его самолет влетел в стаю диких («снежных», по орнитологическому определению) гусей. Одна птица разбила фонарь кабины, другая попала в воздухозаборник, и один из двигателей сразу заглох. Самолет стал падать... Для пилота наступил именно такой момент, когда у любого человека перед глазами проносится вся его жизнь.
    ...Тэд Фримэн родился 18 февраля 1930 г. в Хейверфорде (Пенсильвания). Закончив в 1948 г. среднюю школу, он поступил в Университет Делавэр в Нью-Арке, но проучился там лишь год, почувствовав в себе иное призвание. Он перешел в Военно-морскую академию, окончив ее в 1953 г. со степенью бакалавра. Еще в ходе учебы в академии он выбрал себе карьеру - его манила авиация. Поступив в военно-воздушные силы, он стал учиться летать. Квалификацию летчика, нагрудные серебряные крылья и первое офицерское звание Фримэн получил в 1955 г.
    Потом он служил летчиком на нескольких военно-воздушных базах, летал безупречно, но не остановился на достигнутом - в 1960 г. получил вторую степень по аэронавтике в Университете Мичигана. В том же году Фримэна как перспективного летчика и способного инженера направили в школу летчиков-испытателей на авиабазу Эдвардс.
    Это были годы начала космической эры, и не было, наверное, в Америке летчика, который не мечтал тогда стать астронавтом. Сокурсниками Фримэна в испытательной школе были будущие астронавты Дэвид Скотт и Джеймс Ирвин.
    Закончив школу испытателей, Тэд Фримэн остался в ней в качестве инструктора. Он летал на различных типах самолетов, набрав 3000 часов налета, из них 2000 - на реактивных аппаратах. Когда Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) объявило о наборе третьей группы астронавтов, Фримэн сразу подал заявление. Упорство, настойчивость, вера в свои силы сделали свое дело - 18 октября 1963 г. НАСА объявило о зачислении его в астронавты. (Между прочим, членом этой же группы стал и старый друг Фримэна Дэвид Скотт). 15 января 1964 г. Тэд перебрался в Хьюстон.
    Началась его подготовка в Центре пилотируемых космических полетов. Он готовился стать пилотом двухместного космического корабля «Джемини». Подготовка астронавта включала и множество полетов на реактивном тренировочном самолете Т-38...
    В роковой день 31 октября 1964 г., когда самолет Тэда из стремительной воздушной машины превратился в неуправляемую металлическую конструкцию, ему оставалось лишь одно - немедля катапультироваться. Но в тот момент под самолетом мелькали жилые дома авиабазы Эллингтон, и Т-38 непременно бы рухнул на них. Летчик отвернул машину в сторону и лишь тогда покинул самолет, однако высота уже была потеряна...
    Тело Фримэна с нераскрывшимся парашютом нашли в 90 метрах от обломков самолета. Похоронили астронавта с воинскими почестями на Арлингтонском национальном кладбище. «Фримэн был одним из лучших пилотов, которых я знал», - сказал астронавт Уолтер Каннингем. С большим уважением отзывался о Фримэне прославленный летчик-испытатель, инструктор первых советских космонавтов Марк Галлай.
    Расследование показало, что если Фримэн покинул бы самолет сразу, он бы уцелел. Но честь летчика, уважение к чужой жизни были для Теодора Фримэна выше ценности его собственной жизни, его мечты о полете в космос.
    Он так и не стал пилотом «Джемини», не слетал на Луну, как большинство его одногруппников. Но абсолютно заслуженно его имя высечено на огромном гранитном зеркале Мемориала астронавтов на мысе Канаверал - там, откуда стартуют в небо звездные корабли.

(С использованием данных М.Кассутта, В.Молчанова, ANC)


Леон Розенблюм,
Новости недели
(Израиль), 17.08.2000

Оригинальный текст предоставлен автором и используется с его разрешения.

Последнее обновление: 16.04.2004