Полеты, которых не было

   
    «В соответствии с программой исследования космического пространства в Советском Союзе осуществлен запуск космического корабля «........», пилотируемого экипажем в составе .......» - таким заголовком на протяжении более 30 лет начинались официальные сообщения о запуске очередного пилотируемого корабля.
    С 12 апреля 1961 года по 12 апреля 1992 года нашей страной успешно выведено на орбиту Земли 72 космических корабля, на борту которых в космос стартовало 73 отечественных космонавта и 18 космонавтов других стран.
    В двух случаях космические корабли не вышли на орбиту. Первый раз это случилось 5 апреля 1975 года. Космонавты Василий Григорьевич Лазарев и Олег Григорьевич Макаров стартовали на корабле «Союз», который после выведения на орбиту получил бы обозначение «Союз-18».Но из-за аварии третьей ступени ракеты-носителя полет был прекращен. С помощью системы аварийного спасения (САС) корабль отделился от ракеты и по баллистической траектории совершил посадку на Землю.
    26 сентября 1983 года за 48 секунд до старта возник пожар РН с установленным на нее кораблем «Союз», который в случае успешного выведения на орбиту получил бы обозначение «Союз Т-10». За несколько секунд до взрыва ракеты сработала САС корабля и экипаж в составе Владимира Георгиевича Титова и Геннадия Михайловича Стрекалова был спасен.
    Тогда, в 75 и 83 году, космонавтов, облаченных в скафандры и сидевших за пультами управления кораблей, томительно ожидавших выведения на орбиту, от космического полета отделяли лишь считанные минуты. Аварии ракет-носителей прервали их звездный путь. Их космические полеты не состоялись.
    Долгое время эти неудачные запуски замалчивались в нашей стране. Даже космические корабли, которые должны были вывести космонавтов на орбиту остались безымянными - их номера были присвоены следующим, запущенным после них, кораблям.
    Но как бы там ни было, теперь об этих несостоявшихся космических полетах известно многое. Но до сих пор немногие знают о том, что в истории пилотируемой космонавтики были еще и отмененные полеты. Не так уж редко случалось, что создавались ракеты и космические аппараты, тысячи специалистов разрабатывали программы полетов и необходимую для этого аппаратуру. В Центре подготовки космонавтов (ЦПК), порой годами, изо дня в день тренировались космонавты. Но готовившиеся космические полеты по различным причинам не были доведены до практической реализации. Создававшаяся для этих полетов космическая техника, а также, проходившие подготовку к полетам экипажи оставались не востребованными.
    Мы никогда не видели на первых полосах центральных газет, в сообщениях о запусках космических кораблей, улыбающихся лиц космонавтов Пономаревой, Соловьевой, Колодина, Воронова, Воробьева, Яздовского, Лисуна и многих, многих других, мы не слышали их репортажей с космических орбит. Бесстрастная история распорядилась по-своему. Полеты, к которым они готовились, были отменены...
   
   
Отмененные полеты кораблей «Восход-3» - «Восход-7»
   
    После полетов первого трехместного корабля «Восход» и корабля «Восход-2», в 1965 году началась подготовка к запуску следующего корабля «Восход-3» с программой научных исследований длительностью 10-15 суток. Часть научной аппаратуры, предназначенная для работы в условиях космического вакуума, размещалась в специальной герметичной, вогнутой в кабину корабля, полусфере с иллюминатором и манипулятором.
    В мае были сформированы и приступили к тренировкам экипажи. Основной: Борис Валентинович Волынов - командир корабля и Георгий Петрович Катыс - научный сотрудник Института автоматики и телемеханики АН СССР. Дублирующий: Георгий Тимофеевич Береговой и Лев Степанович Демин. Резервный: Владимир Александрович Шаталов и Юрий Петрович Артюхин.

Г.Катыс

Г.Катыс

    С.П.Королев планировал осуществить запуск корабля «Восход-3» в ноябре 1965 года. Но к концу года наметилось некоторое отставание от графика подготовки корабля к запуску. Медленно поступала и научная аппаратура, которая должна была устанавливаться на «Восходе-3».
    14 января 1966 года внезапно, во время хирургической операции, скончался Сергей Павлович Королев. Сразу же после его смерти научная программа полета КК «Восход-3» была отменена, а экипажи переформированы. Было принято решение, что полет состоится во втором квартале 1966 года по военной программе длительностью до двадцати суток. В основной экипаж были включены Волынов Б.В. и Шонин Г.С., в дублирующий - Береговой Г.Т. и Шаталов В.А. В новых составах экипажи немедленно приступили к предполетным тренировкам.
    После смерти Королева ОКБ-1 возглавил Василий Павлович Мишин. По его мнению корабль «Восход», созданный на основе первого советского космического корабля «Восток», был морально устаревшим и не соответствовал растущим потребностям пилотируемой космонавтики. Поэтому вскоре В.П.Мишин добился у руководства военно-промышленного комплекса страны разрешения на прекращение изготовления кораблей «Восход» и закрытия этой программы в целом в пользу скорейшего создания нового универсального пилотируемого космического корабля «Союз». В момент закрытия программы «Восход» кроме корабля «Восход-3» в ОКБ-1 были изготовлены корпуса еще для нескольких кораблей этой серии.
    До запуска «Восхода-3» оставалось месяц-два, но и он не был выведен на орбиту. Экипажи, готовившиеся к полету, были расформированы, космонавты переведены на другие программы. В связи с прекращением программы «Восход» были отменены и другие планировавшиеся по этой программе полеты. По существовавшим в конце 1965 года планам, предполагалось запустить в общей сложности 7 кораблей «Восход».
    На конец 1966-начало 1967 года планировался запуск корабля «Восход-4» с женским экипажем, программой полета которого предусматривался первый в мире выход женщины в открытый космос. В 1965 году началась подготовка экипажей к этому полету. Предполагалось, что в основной экипаж войдут Валентина Леонидовна Пономарева и Ирина Баяновна Соловьева. Их дублерами должны были быть Жанна Дмитриевна Сергейчик (Еркина) и Татьяна Дмитриевна Пицхелаури (Кузнецова). Ирина Соловьева должна была совершить выход в открытый космос. Если бы этот полет состоялся, то Ирина стала бы первой в мире женщиной, ступившей в космическую бездну. До сих пор ни в нашей стране, ни в США не осуществлен полет в космос женского экипажа.

В.Пономарева, И.Соловьева

Т.Пицхелаури, Ж.Сергейчик (Еркина)
    В 1967 году должен был быть запущен корабль «Восход-5» с медицинской программой полета длительностью 5 суток. Экипажи для этого полета не были сформированы, но предполагалось, что экипаж будет состоять из командира корабля - космонавта ВВС и врача - представителя Института медико-биологических проблем (ИМБП) Министерства здравоохранения СССР.
    В полете планировалось проведение биомедицинских экспериментов с людьми, а также впервые в условиях космического полета космонавт-врач, должен был провести хирургическую операцию над подопытным животным-кроликом.
    Для полета по этой программе в ИМБП летом 1965 года был организован медицинский отбор сотрудников института. В результате отбора была сформирована группа врачей, в которую вошли Евгений Александрович Ильин, Александр Алексеевич Киселев, Сергей Олегович Николаев и Юрий Александрович Сенкевич, знаменитый путешественник и ведущий телепередачи «Клуб путешественников».

А.Киселев (слева) и Б.Егоров

А.Киселев (слева) и Б.Егоров

Ю.Сенкевич

Ю.Сенкевич

Е.Ильин

Е.Ильин

    Группа в ИМБП приступила к тренировкам и отработке научно-медицинской программы полета. Занятия проводились также и в макете корабля «Восход», который был установлен в это время в институте.
    В начале 1966 года группа была направлена на медицинское обследование в Центральный военный научно-исследовательский авиационный госпиталь (ЦВНИАГ) ВВС. В результате обследования к дальнейшей подготовке были допущены Ильин, Киселев и Сенкевич. Для всех троих на машиностроительном заводе «Звезда» были изготовлены ложементы и сшиты полетные костюмы. Вскоре мог последовать вызов в ЦПК, и тогда подготовка к полету началась бы уже в составе экипажей.
    22 февраля 1966 года в рамках подготовки к полету «Восхода-5» был запущен беспилотный корабль «Восход», получивший после выхода на орбиту название «Космос-110».На его борту находились собаки Ветерок и Уголек. Совершив 22-суточный полет, корабль 16 марта возвратился на Землю.
    Вскоре после полета «Космоса-110» в соответствии с решением о прекращении программы «Восход» подготовку врачей в ИМБП прекратили и группу расформировали. Все трое вернулись к своей прежней работе в институте.
    Во время полета следующего корабля, «Восхода-6», впервые должна была испытываться установка для автономного передвижения космонавта в открытом космосе. Такая установка была разработана и изготовлена специалистами машиностроительного завода «Звезда» под руководством Гая Ильича Северина.
     Последним по программе «Восход» планировался полет космического корабля «Восход-7».
    Корабль и третья ступень ракеты-носителя «Союз» должны были быть соединены тросом длиной 50 метров. С помощью двигателей ступени и корабля планировалась закрутка связки вокруг центра масс для проведения эксперимента по созданию искусственной силы тяжести. Проект разрабатывался Куйбышевским Центральным специальным конструкторским бюро (ЦСКБ), являвшимся филиалом N 1 ЦКБЭМ, под руководством Дмитрия Ильича Козлова.
    В момент закрытия программы «Восход» экипажи кораблей «Восход-5,-6,-7» еще не были назначены. Кроме того, если бы программа была полностью реализована, то в очередности запусков кораблей вполне могли произойти изменения. Но все эти полеты в начале 1966 года были отменены.
   
   
Отмененный полет корабля «Союз-2»
   
    В 1962 году в ОКБ-1 было начато проектирование многоместного многоцелевого универсального пилотируемого космического корабля под индексом «7К» (11Ф615), впоследствии получившего название «Союз».
    Первый испытательный беспилотный запуск корабля состоялся 28 ноября 1966 года. После выхода на орбиту корабль получил название «Космос-133».Через двое суток, при попытке посадить корабль на Землю, из-за сбоя в системе ориентации корабля, траектория спуска оказалась слишком пологой. Спускаемый аппарат (СА) корабля перелетел территорию СССР и шел на посадку в Китай. Чтобы этого не произошло по команде из Центра управления полетом была выдана особо важная команда - подрыв СА.
    В декабре 1966 года при старте второго беспилотного корабля произошла авария РН. За несколько секунд до запуска двигателей РН автоматическая система управления ракеты прервала предстартовые операции. И вдруг в это время сработала система аварийного спасения. При этом воспламенился теплоноситель в системе терморегулирования корабля. Далее в считанные секунды последовал взрыв топливных баков корабля и ракеты-носителя.
    Третий испытательный беспилотный полет корабля под названием «Космос-140» начался 7 февраля 1967 года. Полет продолжался двое суток и в целом прошел нормально. Но во время посадки на участке торможения в атмосфере насквозь прогорело теплозащитное днище СА корабля. Кроме того, посадка произошла в нерасчетном районе. Аппарат приводнился в Аральское море. Вода через прожженное отверстие заполнила спускаемый аппарат и он затонул.
    В 1966 году в СССР не было запущено ни одного пилотируемого корабля. Наступил 1967 год - год 50-летия социалистической революции. Партийное руководство страны требовало от руководителей ракетно-космической отрасли новых запусков пилотируемых кораблей, чтобы очередными успехами в космосе отметить этот юбилей.
    Посчитав, что три предыдущих испытательных полета корабля «Союз» допускают его использование в пилотируемом режиме, было принято решение осуществить в апреле 1967 года запуск двух пилотируемых кораблей.
    Программой полета предусматривалось запустить «Союз-1» с одним космонавтом на борту, а через сутки должен был стартовать «Союз-2» с тремя космонавтами. Далее предполагалась стыковка кораблей и переход двух космонавтов через открытый космос из корабля «Союз-2» в «Союз-1». После этого корабли должны были расстыковаться и совершить посадку на Землю.
    Государственная комиссия утвердила командиром корабля «Союз-1» Владимира Михайловича Комарова, а его дублером - Юрия Алексеевича Гагарина. Для полета на корабле «Союз-2» был назначен экипаж в составе Валерия Федоровича Быковского, Алексея Станиславовича Елисеева и Евгения Васильевича Хрунова. В составе дублирующего экипажа корабля «Союз-2» были Андриян Григорьевич Николаев, Валерий Николаевич Кубасов, Виктор Васильевич Горбатко.
    23 апреля 1967 года в космос стартовал корабль «Союз-1», пилотируемый Владимиром Комаровым. Немногим тогда было известно, что в спускаемом аппарате корабля были установлены еще два кресла-ложемента для Елисеева и Хрунова.
    Сразу же после выведения КК «Союз-1» на орбиту последовали отказы в его бортовых системах. Не раскрылась одна из панелей солнечной батареи, что вдвое сокращало энергетические возможности корабля и делало невозможным стыковку с кораблем «Союз-2».Все попытки Комарова раскрыть заклинившую панель закончились неудачей.
    Тогда было принято решение запуск корабля «Союз-2» отменить, полет «Союза-1» досрочно прекратить. К несчастью, во время посадки произошел еще один отказ жизненно важной системы корабля. Не сработала парашютная система и спускаемый аппарат на огромной скорости врезался в Землю. Космонавт Владимир Михайлович Комаров погиб.
    Спустя почти два года программа полета кораблей «Союз-1 и -2» все же была выполнена экипажами КК «Союз-4» и «Союз-5».Переход через открытый космос из корабля в корабль осуществили Елисеев и Хрунов, которые входили в экипаж «неполетевшего» «Союза-2». Волею судьбы они остались живы именно потому, что тогда, в апреле 1967 года, их полет на втором «Союзе» был отменен и, они избежали участи трагической посадки на корабле «Союз-1».
   
   
Отмененные полеты по программам «УР500К-Л1» и «Н1-Л3»
   
    В 1964 году в СССР были начаты работы по программе «УР500К-Л1» (пилотируемый облет Луны) и «Н1-Л3» (посадка космонавтов на поверхность Луны). Для облета Луны в ОКБ-1 создавался двухместный облетный корабль «7К-Л1» (11Ф91). По программе «Н1-Л3» разрабатывался лунный орбитальный корабль - ЛОК (11Ф93), лунный корабль - ЛК (11Ф94), который должен был совершать посадку с одним космонавтом на поверхность Луны, а также ракета-носитель «Н-1», которая должна была обеспечить доставку к Луне ЛОКа и ЛК в составе лунного ракетного комплекса (ЛРК)-"Л3».
    В 1965 году в ЦПК была сформирована и приступила к тренировкам группа «лунных» космонавтов, которая в первую очередь начала готовиться к полетам по программе «УР500К-Л1». Несколько позже начались занятия и тренировки по программе «Н1-Л3».
    Программой «УР500К-Л1» предусматривалось сначала осуществить 10 беспилотных полетов корабля «7К-Л1» для полной отработки и испытаний всех бортовых систем корабля. Беспилотный вариант корабля «7К-Л1» впоследствии получил название «Зонд». 11-й и 14-й корабли должны были стартовать с экипажами на борту. При этом ставилась задача обеспечить приоритет СССР в первом пилотируемом облете Луны, так как в Соединенных Штатах также готовились к пилотируемым полетам на Луну по программе «Аполлон». В связи с этим первый пилотируемый облет Луны планировался на июль 1967 года.
    Из-за недостаточности финансирования, проектных и производственных мощностей, скудности испытательной базы, а также по другим причинам выдержать напряженнейший график создания, а затем подготовки к пускам кораблей «7К-Л1» не удалось. Кроме того, испытательные беспилотные полеты облетных лунных кораблей часто оканчивались неудачно из-за аварий ракет-носителей и самих кораблей.
    Первый корабль этой серии был запущен лишь 10 марта 1967 года под названием «Космос-146». При этом, из-за отказа в системе управления ракетного блока «Д» ракеты-носителя «Протон» (УР-500К), вместо разгона к Луне произошло торможение корабля, который по крутой траектории вошел в атмосферу Земли и разрушился.
    В том же году были предприняты еще три безуспешные попытки запустить беспилотный корабль «7К-Л1» к Луне. Корабль, получивший название «Космос-154» и запущенный 8 апреля, из-за отказа блока «Д» остался на орбите Земли. 28 сентября и 22 ноября во время выведения на орбиту произошли аварии ракет-носителей «Протон». Лишь 2 марта 1968 года с пятой попытки корабль, получивший название «Зонд-4», был успешно направлен к Луне.
    К моменту запуска «Зонда-4» из группы космонавтов, готовившихся по программе «УР500К-Л1», были сформированы три экипажа. Первый экипаж: Алексей Архипович Леонов и Олег Григорьевич Макаров. Второй: Валерий Федорович Быковский и Николай Николаевич Рукавишников. Третий: Павел Романович Попович и Виталий Иванович Севастьянов. Очередность экипажей условная, так как первый экипаж не назначался, хотя наиболее вероятным экипажем для первого облета Луны был экипаж Леонова.
    Во время полета «Зонда-4» Попович и Севастьянов находились в Евпаторийском Центре управления полетом, в специальном изолированном бункере, и в течение 6 суток вели переговоры с ЦУПом через ретранслятор «Зонда-4», имитируя, тем самым, полет экипажа к Луне и обратно. Перехватив шедшие с борта «Зонда-4» переговоры, специалисты НАСА, в первый момент, решили, что советские космонавты летят к Луне. Но вскоре все разъяснилось.
    Успешно облетев Луну, «Зонд-4» вернулся к Земле. Но из-за нештатной траектории снижения посадка СА должна была произойти в нерасчетном районе, где не было советских кораблей, предназначенных для поиска и эвакуации спускаемого аппарата корабля. Поэтому по команде из Центра управления полетом СА был подорван и его обломки упали в Гвинейский залив у берегов Африки.
    22 апреля 1968 года во время следующего запуска из-за сбоя в системе управления кораблем сработала САС, и полет был прерван. 15 сентября был запущен еще один корабль - «Зонд-5»,который облетел Луну и совершил посадку в Индийском океане. 10 ноября стартовал «Зонд-6», также облетевший Луну и совершивший посадку уже на территории СССР. Правда, эти полеты нельзя было считать полностью успешными, так как имелись отказы бортовых систем. В частности, при посадке «Зонда-6» на высоте несколько километров произошел отстрел парашюта, и спускаемый аппарат врезался в Землю, разбившись в лепешку.
    Из-за преследовавших программу «УР500К-Л1» неудач, постоянных выяснений и устранений причин аварий ракет-носителей и кораблей, дата запуска первого пилотируемого корабля все время сдвигалась. Учитывая недостаточную надежность ракеты-носителя «Протон» и корабля «7К-Л1»,ставилось условие, что пилотируемому полету должны предшествовать три подряд полностью успешных полета беспилотного варианта корабля.
    В конце 1968 года стало ясно, что США могут опередить СССР в первом пилотируемом полете к Луне. На 21 декабря 1968 года НАСА назначило полет КК «Аполлон-8»,который должен был выйти на орбиту вокруг Луны.
    В начале декабря 1968 года космонавты трех «лунных» экипажей написали письмо в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить лететь к Луне немедленно, невзирая на аварии ракет-носителей и кораблей, обосновывая свое решение тем, что пребывание космонавтов на борту корабля повысит надежность полета.
    Через несколько дней экипажи вылетели на Байконур и находились там в течение недели на тот случай, если поступит срочное указание запустить пилотируемый корабль. В это время космонавты усиленно тренировались на тренажерах и были готовы стартовать в любой момент.
    Но решения о запуске пилотируемого космического корабля «7К-Л1» не последовало. 21 декабря «Аполлон-8» с тремя астронавтами на борту направился к Луне и 24 декабря вышел на эллиптическую орбиту вокруг нее. Совершив 10 витков, корабль перешел на траекторию полета к Земле и 27 декабря благополучно приводнился в Тихом океане.
    Через 9 дней после завершения полета «Аполлона-8», 5 января 1969 года, в СССР был запущен еще один беспилотный корабль «7К-Л1» и вновь неудачно. Во время выведения из-за неполадок в двигателях РН, она была подорвана.
    Вскоре пилотируемые полеты по программе «УР500К-Л1» были отменены, так как после триумфального полета «Аполлона-8» полеты советских космонавтов с облетом Луны потеряли смысл. СССР проиграл первый этап «лунной» гонки. Задача, ставившаяся перед программой «УР500К-Л1»,не была выполнена. По этой причине полеты советских космонавтов к Луне не состоялись. Подготовка космонавтов по программе «УР500К-Л1» была прекращена.
    8 августа 1969 года и 20 октября 1970 года были запущены еще два беспилотных корабля «Зонд-7» и «Зонд-8»,которые совершили облет Луны и благополучно вернулись на Землю. После этого программа «УР500К-Л1» была окончательно закрыта.
    Но у СССР еще оставался шанс обойти США с первой высадкой человека на поверхность Луны. Эту цель преследовала программа «Н1-Л3». После отмены пилотируемых полетов по программе «УР500К-Л1» из «лунной» группы часть космонавтов была переведена на другие программы, а оставшиеся в группе космонавты приступили к непосредственной подготовке по программе «Н1-Л3» для полетов на Луну с высадкой одного космонавта на ее поверхность. В частности, по этой программе стали тренироваться экипажи: Леонов-Макаров и Быковский-Рукавишников.
    21 февраля 1969 года был осуществлен первый испытательный запуск ракеты-носителя «Н-1». В качестве полезной нагрузки был установлен автоматический корабль «7К-Л1С» (11Ф92). Но из-за аварии первой ступени РН полет был прекращен, и ракета упала в нескольких десятках километров от стартовой площадки.
    Вторая попытка запустить «Н-1» с кораблем 11Ф92 и макетным ЛК-11Ф94 была предпринята 3 июля 1969 года. Через несколько секунд после старта взорвался один из двигателей первой ступени ракеты. Последовала серия взрывов и ракета упала на стартовую площадку, разрушив стартовый комплекс. В случае успешного запуска корабль 11Ф92 должен был выйти на орбиту Луны и произвести ее фотографирование.
    21 июля 1969 года в США стартовал КК «Аполлон-11» и 24 июля американские астронавты Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин впервые в истории человечества высадились на поверхность Луны. Это в значительной степени предопределило судьбу пилотируемых полетов по программе «Н1-Л3». Кроме того, стало ясно, что на доработку РН «Н-1» и восстановление стартового комплекса потребуется достаточно много времени. Поэтому, в том же 1969 году было принято решение подготовку космонавтов по этой программе прекратить. Экипажи были расформированы, а космонавты переведены на другие программы.
    27 июля 1971 года и 23 ноября 1972 года были осуществлены еще два запуска ракеты-носителя «Н-1» для испытаний ракеты. В обоих случаях из-за аварий первых ступеней полеты закончились взрывом ракет. В августе 1974 года предполагалось запустить пятую РН «Н-1». К этому времени был подготовлен новый проект длительных экспедиций космонавтов на Луну - «Н1-Л3М». В соответствии с этим проектом первая лунная экспедиция советских космонавтов могла состояться в конце 1970-х годов. Но в начале 1974 года программа создания ракеты-носителя «Н-1» и проект «Н1-Л3М» были закрыты.
   
   
Отмененные полеты кораблей «Союз» по программе «Контакт»
   
    В рамках программы «Н1-Л3» для стыковки лунного орбитального корабля (ЛОК) с лунным кораблем (ЛК) разрабатывалась система сближения и стыковки «Контакт». В 1970 году для проведения испытаний этой системы, в условиях реального космического полета на орбите вокруг Земли, началась подготовка к запуску двух пилотируемых космических кораблей «Союз» типа «7К-ОК». Первый корабль был оснащен пассивным стыковочным узлом. На второй корабль был установлен активный стыковочный узел в виде штыря.
    После выведения на орбиту корабли должны были провести маневры по взаимному поиску и сближению, состыковаться и некоторое время совершать совместный полет. Затем расстыковаться и совершить посадку на Землю.
    Подготовка экипажей для этих полетов началась в сентябре 1970 года. Для полета на «активном» корабле готовились в качестве основного экипажа Анатолий Васильевич Филипченко и Георгий Михайлович Гречко. В качестве дублирующего экипажа - Лев Васильевич Воробьев и Валерий Александрович Яздовский. Для полета на «пассивном» корабле подготовку в качестве основного экипажа проходили Георгий Тимофеевич Добровольский и Виталий Иванович Севастьянов. В качестве их дублеров тренировались Василий Григорьевич Лазарев и Олег Григорьевич Макаров.

Л.Воробьев (слева), В.Яздовский

Л.Воробьев (слева), В.Яздовский, 1973 год.
Во время подготовки к полету на корабле «Союз-13»

    В процессе подготовки кораблей к полетам система «Контакт» постоянно дорабатывалась. По этой причине откладывались полеты кораблей, которые, в случае запуска в конце 1970 года - начале 1971 года, могли получить обозначения «Союз-10» и «Союз-11».
    В начале 1971 года стало окончательно ясно, что система стыковки «Контакт» не будет применяться на космических аппаратах. Пилотируемые полеты по лунной программе «Н1-Л3» были отложены на неопределенное время до тех пор, пока не будет отлажена ракета-носитель «Н-1». Для стыковки транспортных кораблей «Союз» с орбитальными станциями ДОС была выбрана система стыковки «Игла» со стыковочными узлами типа «штырь-конус».
    В связи с этим необходимость проведения испытаний по стыковке кораблей «Союз», оснащенных стыковочными узлами системы «Контакт», отпала и полеты по этой программе в январе 1971 года были отменены.
   
   
Отмененные полеты кораблей «Союз-12» и «Союз-13» к орбитальной станции «Салют» (ДОС-1)
   
    В 1969 году в Центральном конструкторском бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ) под руководством В.П.Мишина на основе орбитальной пилотируемой станции (ОПС) «Алмаз», которая с 1965 года разрабатывалась Центральным конструкторским бюро машиностроения (ЦКБМ), возглавляемым В.Н.Челомеем, стала создаваться долговременная орбитальная станция (ДОС).
    Тогда же для полетов на эту станцию в ЦПК была сформирована группа космонавтов. В 1970 году из космонавтов этой группы были сформированы первые три экипажа, которые приступили к непосредственной подготовке к полетам на ДОС. Для доставки экипажей на станцию на базе орбитального корабля «Союз» типа «7К-ОК» (11Ф615) была разработана транспортная модификация корабля - «7К-Т» (11Ф615А8),рассчитанная на трех космонавтов без скафандров.
    На третье кресло в кабине корабля «Союз» претендовали как военные инженеры отряда космонавтов ВВС, так и гражданские инженеры отряда космонавтов ЦКБЭМ. Возникшее разногласие между отрядами космонавтов удалось разрешить компромиссом - военные и гражданские инженеры в экипажах должны были чередоваться.
    В соответствии с этим решением и были сформированы экипажи на ДОС-1. Первый экипаж: Георгий Степанович Шонин, Алексей Станиславович Елисеев, Николай Николаевич Рукавишников. Второй экипаж: Алексей Архипович Леонов, Валерий Николаевич Кубасов, Петр Иванович Колодин. Третий экипаж: Владимир Александрович Шаталов, Владислав Николаевич Волков, Виктор Иванович Пацаев. Несколько позже подготовку к полету на ДОС-1 начал еще один, четвертый по счету экипаж в составе Георгия Тимофеевича Добровольского, Виталия Ивановича Севастьянова и, назначенного третьим членом экипажа, Анатолия Федоровича Воронова.

П.Колодин, А.Воронов

    В марте 1971 года в экипажах произошли изменения. Из первого экипажа был выведен командир Шонин и его заменил Шаталов из третьего экипажа. В третий экипаж был назначен Добровольский, в четвертый - Губарев.
    19 апреля 1971 года ДОС-1 была выведена на орбиту, получив название «Салют». 23 апреля на корабле «Союз-10» к ней стартовал первый экипаж в составе Шаталова, Елисеева и Рукавишникова. Во время стыковки со станцией был поврежден стыковочный узел корабля. Из-за неполного стягивания космических аппаратов не была обеспечена герметичность стыка. В такой ситуации переход космонавтов на борт станции был невозможен. Экипаж получил указание отстыковаться от станции и возвращаться на Землю. Отстыковать корабль от станции космонавтам удалось лишь через несколько витков. К счастью, при этом стыковочный узел станции остался не поврежденным. Программа полета первой экспедиции на станции «Салют» экипажем Шаталова выполнена не была.
    Для выполнения этой программы стали готовиться дублеры «невезучего» экипажа «Союза-10» - Леонов, Кубасов, Колодин. Теперь уже они должны были прибыть на станцию в качестве первой экспедиции на корабле «Союз-11». В дублирующем экипаже для этого полета подготовку проходили Добровольский, Волков и Пацаев.
    В конце мая подготовка была окончена и экипажи вылетели на космодром Байконур. За три дня до старта медики обнаружили у Кубасова затемнение в легких и отстранили его от полета в связи с подозрением на заболевание туберкулезом. После этого рассматривалось предложение о включении в экипаж Леонова в качестве бортинженера Владислава Волкова из дублирующего экипажа. Но Леонов считал, что хотя Волков и был дублером, но к полету он не готов, и не хотел лететь с ним в одном экипаже.
    На заседании Госкомиссии за 10 часов до старта было объявлено, что экипаж Леонова от полета отстраняется, для полета на КК «Союз-11» назначается экипаж - Добровольский, Волков, Пацаев.
    6 июня корабль «Союз-11» стартовал в космос. Космонавты успешно состыковались со станцией и приступили к выполнению программы полета. Больше всех отстранение от полета переживал Петр Колодин, ведь он готовился к своему первому старту в космос и был так близко от него. Через несколько лет у него был еще один шанс полететь в космос. Но об этом чуть позже.
    Вскоре после запуска «Союза-11» при повторном, более углубленном медицинском обследовании Валерия Кубасова претензии медиков к нему были сняты. Он был восстановлен в экипаже и допущен к предполетным тренировкам. Космонавты Леонов, Кубасов и Колодин начали подготовку к полету на станцию «Салют» на следующем корабле «Союз-12». Запуск корабля мог состояться в июле-августе 1971 года. В качестве дублирующего экипажа для этого полета тренировались Губарев, Севастьянов и Воронов.
    29 июня 1971 года во время посадки корабля «Союз-11» на Землю произошла разгерметизация спускаемого аппарата. Космонавты Добровольский, Волков, Пацаев погибли.
    Для расследования причины гибели экипажа «Союза-11» была образована комиссия. Тем не менее, подготовка к следующему полету на станцию экипажей Леонова и Губарева продолжалась.
    В сентябре 1971 года состоялось заключительное заседание комиссии, на котором присутствовали и космонавты. Выступивший, на заседании Леонов сказал, что его экипаж готов лететь на станцию. Но комиссия приняла иное решение - полеты временно прекратить и провести доработку корабля «Союз». В дальнейшем космонавты должны были совершать полеты в скафандрах, в связи с чем в корабле «Союз» могли разместиться уже только два космонавта.
    Таким образом, из четырех планировавшихся на ДОС-1 полетов были выполнены только два. Причем, экипаж корабля «Союз-10» не выполнил программу полета. Полеты Леонова, Кубасова, Колодина на корабле «Союз-12» и Губарева, Севастьянова и Воронова, которые могли полететь на станцию на корабле «Союз-13» в августе-сентябре 1971 года, были отменены.
    Учитывая, что корабль «Союз» после доработки будет двухместным, из экипажей Леонова и Губарева были выведены Колодин и Воронов. С 29 июня станция «Салют» совершала полет в автоматическом режиме. 11 октября 1971 года она сошла с орбиты и прекратила существование.
   
   
Отмененные полеты кораблей «Союз» к орбитальной станции ДОС-2
   
    Для подготовки к полетам на следующую станцию ДОС-2 в конце 1971 года к экипажам Леонов-Кубасов и Губарев-Севастьянов присоединился еще один экипаж: Лазарев-Макаров, а также космонавты Гречко и Климук, которые в тот момент не были в экипажах. Вскоре экипаж Губарева был переформирован и, составы и очередность полетов экипажей на ДОС-2 окончательно сформировались.
    Первым на ДОС-2 должен был лететь экипаж Леонов-Кубасов на корабле «Союз-12» в августе 1972 года. Затем должны были лететь их дублеры - Лазарев и Макаров. На следующем корабле на станцию должны были прибыть Губарев и Гречко. Последний, четвертый полет на ДОС-2 предстояло совершить Климуку и Севастьянову.

В.Лазарев и О.Макаров у станции ДОС-2

В.Лазарев и О.Макаров у станции ДОС-2,
которая в случае успешного запуска получила бы название «Салют-2»
(снимок из архива ТО «Видеокосмос» публикуется впервые)

    Но ни одного полета на станцию ДОС-2 не состоялось. Все они были отменены из-за того, что станция не вышла на орбиту. 29 июля 1972 года во время выведения произошла авария ракеты-носителя и она была подорвана. Если бы станция тогда вышла на орбиту она получила бы название «Салют-2». Но этого не произошло. «Салютом-2» стала ОПС-1 «Алмаз», запущенная 3 апреля 1973 года.
   
   
Отмененные полеты кораблей «СОЮЗ» к орбитальной станции ДОС-3
   
    После неудачи со станцией ДОС-2 в ЦКБЭМ срочно стали готовить к запуску следующую станцию ДОС-3. Все экипажи, готовившиеся на ДОС-2, начали подготовку к полетам уже на эту станцию.
    11 мая 1973 года станция была выведена на орбиту. На первых же витках на станции вышла из строя система ориентации, в связи с чем эксплуатировать ее в пилотируемом режиме не представлялось возможным. По этой причине станция не получила названия «Салют-3», а была названа «Космосом-557». Долгое время руководство Советского Союза скрывало тот факт, что «Космос-557» являлся пилотируемой орбитальной станцией ДОС-3.
    Планировавшиеся полеты экипажей на станцию, теперь уже на ДОС-3,были вновь отменены. Если бы станция не вышла из строя, то первыми к ней должны были стартовать Леонов и Кубасов на корабле, который опять же получил бы обозначение «Союз-12». Старт должен был состояться в конце мая 1973 года. Затем на станцию должны были лететь остальные три экипажа в тех же составах и очередности, что и на станцию ДОС-2.
    Но все эти полеты были отменены, а экипажи переведены на другие программы. В частности, экипаж Леонова начал готовиться по программе советско-американского полета «ЭПАС». Остальные экипажи начали подготовку к автономным орбитальным полетам, впоследствии реализованным на кораблях «Союз-12» и «Союз-13».
   
   
Отмененные полеты кораблей «Союз» к орбитальной станции «Салют-2» (ОПС-1 «Алмаз»)
   
    В январе 1973 года первая орбитальная пилотируемая станция (ОПС) «Алмаз» военного назначения, была доставлена на космодром Байконур для предстартовой подготовки. 3 апреля 1973 года станция была выведена на орбиту, получив название «Салют-2».
    К этому времени уже закончилась подготовка трех экипажей, которые должны были работать на борту станции «Алмаз». Первый экипаж: Павел Романович Попович и Юрий Петрович Артюхин. Второй: Геннадий Васильевич Сарафанов и Лев Степанович Демин. Третий: Борис Валентинович Волынов и Виталий Михайлович Жолобов. На станции «Алмаз» (ОПС-1),а также на последующих ОПС-2 и ОПС-3, должны были работать по три экспедиции.
    На середину апреля намечался запуск первой экспедиции на станцию «Алмаз» («Салют-2») на транспортном корабле «Союз», который после выведения на орбиту получил бы номер 12. На космодром прибыли и проходили заключительные предстартовые тренировки космонавты основного и дублирующего экипажей. Близился запуск первой экспедиции на первую советскую военную орбитальную станцию.
    Но на тринадцатые сутки полета,15 апреля, произошла внезапная разгерметизация отсеков орбитальной станции, затем прекратила поступать телеметрическая информация. Вследствие этого эксплуатировать ОПС-1 «Алмаз» в пилотируемом режиме стало невозможно. Полет корабля «Союз» с космонавтами Поповичем и Артюхиным был отменен за несколько дней до планировавшейся даты запуска, также как и два следующих полета на эту станцию. 29 апреля ОПС-1 прекратила свое существование.
   
   
Отмененный полет корабля «Союз-16» к орбитальной станции «Салют-3» (ОПС-2 «Алмаз»)
   
    Экипажи, готовившиеся для полетов на станцию ОПС-1,приступили к подготовке к полетам на следующую станцию ОПС-2,которая была запущена 25 июня 1974 года под названием «Салют-3». С опозданием более чем на год начались пилотируемые полеты по программе «Алмаз». 4 июля кораблем «Союз-14» на ОПС-2 был доставлен первый экипаж в составе Поповича и Артюхина, которые были готовы к старту еще в апреле 1973 года.
    Следующий второй экипаж на ОПС-2 в составе Сарафанова и Демина был запущен на корабле «Союз-15» 26 августа 1974 года. Но состыковать корабль со станцией экипажу не удалось из-за отказа системы автоматической стыковки «Игла» «Союза-15». Космонавты пытались состыковаться со станцией в ручном режиме, но также безуспешно. При этом во время одной из попыток корабль едва не столкнулся со станцией, что могло привести к серьезным повреждениям как станции, так и в большей степени самого корабля. Через два дня, не выполнив программу полета, космонавты совершили посадку на Землю.
    Комиссия, расследовавшая причины сорвавшейся стыковки корабля «Союз-15»,приняла решение провести доработку системы стыковки «Игла», в связи с чем эксплуатацию ОПС-2 в пилотируемом режиме прекратить. Таким образом, полет третьего экипажа на станцию был отменен.
    К этому полету в качестве основного экипажа готовились Волынов и Жолобов. В качестве дублирующего: Зудов и Рождественский. Если бы полет не отменили, то он мог состояться в четвертом квартале 1974 года на корабле, который в этом случае получил бы обозначение «Союз-16». Для этого полета уже был выделен и корабль «Союз» (11Ф615А8, N 64), который спустя год, 17 ноября 1975 года, с доработанной системой «Игла» был запущен в беспилотном режиме под названием «Союз-20». 19 ноября он в автоматическом режиме состыковался со станцией «Салют-4» и совершал совместный полет с ней до 16 февраля 1976 года. При этом проводились ресурсные испытания бортовых систем корабля.
    24 января 1975 года ОПС-2 прекратила свое существование.
   
   
Отмененный полет корабля «Союз-25» к орбитальной станции «Салют-5» (ОПС-3 «Алмаз»)
   
    Экипаж Волынова, которому не удалось совершить полет на ОПС-2,а также два других экипажа в составе Зудова-Рождественского и Горбатко-Глазкова приступили к тренировкам для полетов на следующую станцию ОПС-3,которая была выведена на орбиту 22 июня 1976 года под названием «Салют-5».
    На ее борту работали экипажи кораблей «Союз-21» (Волынов, Жолобов) и «Союз-24» (Горбатко, Глазков), экипажу корабля «Союз-23» (Зудов, Рождественский) со станцией состыковаться не удалось. Так как на станции отработали только две экспедиции, планировалось отправить на станцию еще один дополнительный, четвертый экипаж в качестве третьей экспедиции.
    Для этого полета подготовку начали проходить два экипажа. В качестве основного экипажа тренировались Анатолий Николаевич Березовой и Михаил Иванович Лисун, в качестве дублирующего: Владимир Сергеевич Козельский и Владимир Евгеньевич Преображенский. Старт корабля «Союз», который мог получить номер 25,планировался на второй-третий квартал 1977 года.

М.Лисун

М.Лисун.
Фото из архива ТО «Видеокосмос»

В.Козельский (слева), В.Преображенский

В.Козельский (слева), В.Преображенский.
Фото из архива В.Козельского

    Но все три корабля («Союз-21, -23,- 24»),выделенные НПО «Энергия» для трех экспедиций на ОПС-3 уже были использованы, а дополнительный четвертый корабль, как выяснилось, мог быть готов к старту лишь к тому времени, когда на станции ОПС-3 для поддержания орбиты были бы израсходованы все запасы бортового топлива. В связи с чем запасов топлива для ориентации станции при стыковке с кораблем «Союз-25» не осталось бы, и это делало невозможным стыковку корабля со станцией.
    По этой причине в середине 1977 года было принято решение о прекращении эксплуатации ОПС-3 в пилотируемом режиме и отмене планировавшегося полета по программе третьей экспедиции.
    История программы «Алмаз» началась с отмененного первого полета, отмененным полетом она и закончилась. 8 августа 1977 года станция ОПС-3 «Салют-5» после 412-суточного полета вошла в плотные слои атмосферы и прекратила существование над отдаленными районами Тихого океана.
   
   
Отмененный полет корабля «Союз-26» с экспедицией посещения к орбитальной станции «Салют-6»
   
    29 сентября 1977 года на орбиту была выведена орбитальная станция второго поколения «Салют-6» с двумя стыковочными узлами, что позволяло пристыковывать к ней сразу два корабля. В связи с этим в ЦПК стали готовить экипажи по программам длительных основных экспедиций на станцию и кратковременных экспедиций посещения.
    К моменту запуска «Салюта-6» в ЦПК по программам основных экспедиций проходили подготовку пять экипажей, которые должны были по очереди совершить полеты на станцию. Первый экипаж: Владимир Васильевич Коваленок и Валерий Викторович Рюмин. Второй экипаж: Юрий Викторович Романенко, Александр Сергеевич Иванченков. Третий экипаж: Владимир Афанасьевич Ляхов, Георгий Михайлович Гречко. Четвертый экипаж: Леонид Иванович Попов и Борис Дмитриевич Андреев. Пятый экипаж: Анатолий Иванович Дедков и Юрий Анатольевич Пономарев.

Б.Андреев

Б.Андреев.
Фото из архива ТО «Видеокосмос»

    По программам экспедиций посещения станции готовились восемь экипажей. Для первой экспедиции посещения орбитальной станции «Салют-6» были подготовлены в качестве основного экипажа Владимир Александрович Джанибеков и Петр Иванович Колодин. В дублирующем экипаже для этого полета готовились Василий Григорьевич Лазарев и Олег Григорьевич Макаров. Остальные шесть экипажей проходили подготовку по международной программе «Интеркосмос» с участием космонавтов ЧССР, ПНР и ГДР.
    9 октября 1977 года в космос стартовал корабль «Союз-25»,пилотировавшийся космонавтами Коваленком и Рюминым. Программой полета предусматривалась стыковка со станцией «Салют-6» и работа на ней в качестве первой основной длительной экспедиции. На ноябрь 1977 года был запланирован запуск КК «Союз-26» с Джанибековым и Колодиным.
    Экипаж корабля «Союз-25» не смог состыковаться со станцией и 11 октября, не выполнив программу полета, совершил посадку на Землю. Планировавшийся запуск «Союза-26» с экспедицией посещения был отложен, до прибытия на станцию следующей основной экспедиции в составе Романенко и Иванченкова.
    Государственная комиссия, проанализировав ситуацию, приведшую к срыву стыковки корабля со станцией, сделала вывод, что одной из причин явилось то, что экипаж «Союза-25» состоял из «космонавтов-новичков», выполнявших космический полет впервые. Учитывая это обстоятельство, комиссия приняла решение, действующее, кстати, и поныне, что в дальнейшем в экипажах, стартующих на орбиту, должен быть хотя бы один космонавт, уже имеющий опыт космического полета.
    В соответствии с этим решением в ЦПК в октябре 1977 года все, готовившиеся к полетам, экипажи были переформированы. Теперь в качестве первой основной экспедиции на станцию «Салют-6» стали готовиться Романенко и, назначенный к нему бортинженером Гречко, который уже побывал в космосе. Во второй экипаж вошли Коваленок и Иванченков, в третий: Ляхов и Рюмин, в четвертый: Попов и Лебедев, в пятый: Зудов и Андреев. Экипаж Дедков-Пономарев был расформирован.
    Были переформированы и экипажи, готовившиеся по программе первой экспедиции посещения. В основной экипаж вместо Колодина был назначен летавший в космос Макаров из дублирующего экипажа. Лазарев - командир первоначального дублирующего экипажа - с назначенным к нему бортинженером Стрекаловым был переведен на программу подготовки к полетам на модифицированном транспортном корабле «Союз-Т». Колодин в новый экипаж назначен не был и на этом он прекратил подготовку к космическим полетам. Так, из-за отмены полета «Союза-26» в ноябре 1977 года, сорвался еще один полет Петра Ивановича Колодина.
   
   
Отмененный полет корабля «Союз Т-3» с программой медицинских исследований
   
    В соответствии с планом летно-конструкторских испытаний модифицированного транспортного корабля «Союз Т», после испытаний корабля в беспилотном варианте, планировалось провести два испытательных пилотируемых полета.
    5 июня 1980 года впервые корабль «Союз Т» был запущен с космонавтами на борту. «Союз Т-2», пилотировавшийся Малышевым и Аксеновым, состыковался со станцией «Салют-6». Через четверо суток после старта космонавты, успешно выполнив программу испытательного полета, вернулись на Землю.
    На четвертый квартал 1980 года планировался следующий испытательный полет корабля «Союз Т-3», программой которого также планировалась стыковка со станцией «Салют-6». Во время этого полета должны были проводиться и медицинские эксперименты. С этой целью в экипажи были включены космонавты-исследователи ИМБП Поляков и Потапов. В качестве основного экипажа к полету готовились Василий Григорьевич Лазарев, Геннадий Михайлович Стрекалов и Валерий Владимирович Поляков. В дублирующем экипаже готовились Юрий Федорович Исаулов, Николай Николаевич Рукавишников и Михаил Георгиевич Потапов.

М.Потапов, Ю.Исаулов, Н.Рукавишников

М.Потапов, Ю.Исаулов, Н.Рукавишников.
Фото из архива М.Потапова

    В связи с полностью успешными испытаниями беспилотного корабля «Союз Т» и пилотируемого «Союз Т-2»,а также из-за возникшей необходимости ремонта термосистемы станции «Салют-6» от испытательного полета корабля «Союз Т-3» с медицинской программой исследований было решено отказаться, и этот полет был отменен.
    Для полета на корабле «Союз Т-3» в качестве основного «ремонтного» экипажа стали готовиться Леонид Денисович Кизим, Олег Григорьевич Макаров и Константин Петрович Феоктистов - проектант станции «Салют-6». Экипажи с космонавтами-исследователями ИМБП стали соответственно дублирующим и резервным экипажами для этого полета.
    Но на этом коллизии при подготовке к полету корабля «Союз Т-3» не закончились. Незадолго до старта Феоктистов по состоянию здоровья был отстранен от подготовки и его место в экипаже занял Стрекалов из дублирующего.
    Так в 1980 году не состоялся испытательный полет корабля «Союз Т-3» с медицинской программой исследований.
   
   
Отмененный полет женского экипажа и основной экспедиции на орбитальную станцию «Салют-7»
   
    В сентябре 1984 года были сформированы и приступили к тренировкам три экипажа, два из которых должны были совершить полеты на ОС «Салют-7» в качестве основных экспедиций. В первом экипаже готовились Владимир Владимирович Васютин, Виктор Петрович Савиных и Александр Александрович Волков. В составе второго экипажа: Александр Степанович Викторенко, Александр Павлович Александров, Евгений Владимирович Салей. В третьем: Анатолий Яковлевич Соловьев, Александр Александрович Серебров и Николай Тихонович Москаленко.

А.Викторенко, Г.Стрекалов, Е.Салей

А.Викторенко, Г.Стрекалов, Е.Салей

Н.Москаленко

Н.Москаленко

    В декабре 1984 года был сформирован женский экипаж в составе: командир корабля - Светлана Евгеньевна Савицкая, бортинженер - Екатерина Александровна Иванова, космонавт-исследователь - Елена Ивановна Доброквашина.

Е.Доброквашина, Е.Иванова

    Женский дублирующий экипаж не формировался, так как кроме Савицкой (Валентина Терешкова хотя и числилась на должности космонавта-испытателя в отряде космонавтов ЦПК ВВС, но на подготовку не привлекалась) в отрядах советских космонавтов больше не было женщин с опытом космического полета, что требовалось для формирования еще одного женского экипажа. По этой причине к полету готовился только один женский экипаж.
    В мае 1985 года в качестве основной экспедиции на станцию «Салют-7» на корабле, который получил бы обозначение «Союз Т-13»,планировалось доставить экипаж в составе Васютина, Савиных и Волкова. А в ноябре 1985 года на станцию должна была прибыть экспедиция посещения на корабле «Союз Т-14» в составе Савицкой, Ивановой и Доброквашиной. Через 7 суток после старта женский экипаж должен был вернуться на Землю. Вскоре после этого посадку должен был совершить и экипаж Васютина. Затем, в начале 1986 года, на корабле «Союз Т-15» предусматривалось запустить следующий экипаж - Викторенко, Стрекалов и Салей, который должен был совершить длительный полет на борту «Салюта-7» по программе последней основной экспедиции. После этого полета эксплуатация ОС «Салют-7» и кораблей серии «Союз Т» прекращалась. Однако, этим планам не суждено было сбыться.
    11 февраля 1985 года станция «Салют-7» вышла из строя. Из-за ложного показания одного из датчиков бортовые аккумуляторные батареи станции отключились от подпитывавших их солнечных батарей и полностью разрядились. В результате этого на борту станции отключились все системы, в том числе системы связи, телеметрии и терморегулирования. Станция превратилась в «молчащую» холодную двадцатитонную груду металла. Использовать станцию в пилотируемом режиме в таком состоянии было невозможно. Рассматривался вариант прекращения эксплуатации станции. Но затем, все же было принято решение попытаться восстановить работоспособность «Салюта-7».
    С этой целью в марте 1985 года были сформированы экипажи из опытнейших космонавтов, в задачу которых входило вернуть к «жизни» орбитальную станцию. В основном экипаже к предполетной подготовке приступили Владимир Джанибеков и Виктор Савиных, в дублирующем экипаже - Леонид Попов и Александр Александров. В экипажи Васютина и Викторенко, вместо ушедших в «ремонтные» экипажи Савиных и Александрова, были соответственно назначены Георгий Михайлович Гречко и Геннадий Михайлович Стрекалов.
    Когда станция «Салют-7» вышла из строя некоторое время рассматривался вариант недельного полета женского экипажа на автономном корабле «Союз Т». Но после принятия решения о ремонте станции, от такого полета отказались.
    6 июня 1985 года к станции «Салют-7» стартовал экипаж КК «Союз Т-13» в составе Джанибекова и Савиных. Космонавты с помощью лазерного дальномера провели ручную стыковку со станцией, совершавшей неориентированный полет. Через некоторое время благодаря их упорному и кропотливому труду, полному лишений и каждодневных трудностей, работоспособность станции была полностью восстановлена.
    17 сентября 1985 года к станции был запущен КК «Союз Т-14» с экипажем - Васютин, Гречко, Волков. После недельного совместного полета на борту «Салюта-7» экипажей КК «Союз Т-13» и «Союз Т-14» космонавты Джанибеков и Гречко на корабле «Союз Т-13» совершили посадку на Землю. 2 октября к станции был пристыкован корабль «Космос-1686» (ТКС-4). Экипаж - Васютин, Савиных, Волков, собравшись на орбите в своем первоначальном составе, приступил к выполнению длительной шестимесячной программы полета, к которой они начали готовиться еще в 1984 году. В феврале 1986 года корабль «Космос-1686» должен был отстыковаться от станции, освободив стыковочный узел.
    4 марта 1986 года к экипажу Васютина должен был стартовать женский экипаж посещения станции на последнем корабле «Союз Т-15». Полет был приурочен к Международному женскому дню 8 Марта. Женский экипаж праздник должен был встретить уже на борту станции «Салют-7», отправив с космической орбиты поздравления всем женщинам мира. 11 марта экспедиция посещения должна была вернуться на Землю, а еще через неделю - основная экспедиция. Для полета следующей основной экспедиции корабля не оставалось и, поэтому полет на станцию экипажа Викторенко был отменен.
    Полету же женского экипажа, казалось, уже ни что не могло помешать. Светлана, Екатерина и Елена напряженно тренировались и готовились к первому в истории космонавтики полету женского экипажа. Летом 1985 года Иванова и Доброквашина прошли «морские» тренировки на Черном море (Савицкой с ними не было, так как она уже проходила эту подготовку). Необходимо отметить, что тренировки космонавтов по спасению и эвакуации экипажа в случае приводнения СА, являются трудным и тяжелым испытанием даже для мужчин. Но и этот этап подготовки экипажа был успешно завершен. В сентябре в ЦПК возобновились тренировки экипажа в полном составе на тренажерах корабля и станции.
    Близился старт корабля «Союз Т-15» с экспедицией посещения. И вдруг случилось непредвиденное. На станции серьезно заболел командир основной экспедиции Владимир Васютин. С каждым днем ему становилось все хуже. Тогда было принято решение полет досрочно прекратить. На 65-е сутки полета экипаж вернулся на Землю. При этом во время посадки обязанности командира корабля исполнял бортинженер Виктор Савиных.
    Из-за срыва программы полета основной экспедиции полет женского экипажа вновь не состоялся. Тем не менее Генеральный конструктор НПО «Энергия» В.П.Глушко лично заверил женщин, что их полет несмотря ни на что состоится.
    Учитывая, что в феврале 1986 года должна была быть запущена новая орбитальная станция «Мир», а также в связи с тем, что Центру управления полетами (ЦУП) и Командно-измерительному комплексу (КИК) Космических частей страны было сложно управлять полетом сразу двух пилотируемых орбитальных станций, было принято решение эксплуатацию станции «Салют-7» в пилотируемом режиме в середине 1986 года прекратить. Было также решено, что корабль «Союз Т-15» будет использован сначала для доставки первой основной экспедиции (Кизим и Соловьев) на станцию «Мир», а затем для перелета космонавтов на станцию «Салют-7». Демонтировав наиболее ценную научную аппаратуру и оборудование и загрузив ее в корабль, космонавты должны были вернуться на станцию «Мир».
    С принятием такого решения экипажи Викторенко и Соловьева были расформированы, а космонавты переведены на подготовку к полетам на станцию «Мир» на КК «Союз ТМ». Женский экипаж также приступил к изучению корабля «Союз ТМ», и весь 1986 год провел в очередной подготовке к полету и томительном ожидании новой даты старта корабля. Но все реже на тренировках стала появляться Светлана Савицкая. Чувствовалось, что у нее пропало стремление к полету.
    Екатерина Иванова на занятиях в тренажерах стала осваивать функции командира корабля и к концу года прошла полный курс командирской подготовки. Некоторое время рассматривался вариант включения в экипаж в качестве командира Валентины Терешковой вместо Савицкой. Но на второй космический полет Терешковой не было дано разрешение.
    20 февраля 1986 года на орбиту был выведен базовый блок орбитальной станции третьего поколения «Мир» с шестью стыковочными узлами. Запуск новой станции был приурочен к ХХVI съезду КПСС. Орбитальный комплекс «Мир» являл собой первую в мире модульную орбитальную станцию. Планировалось в достаточно сжатые сроки вывести на орбиту и пристыковать к базовому блоку пять научных модулей.
    После посещения станции «Салют-7» экипажем корабля «Союз Т-15», 22 августа 1986 года для проведения ресурсных испытаний, с помощью двигательной установки пристыкованного к «Салюту-7» транспортного корабля снабжения «Космос-1686» (ТКС-4),орбита связки аппаратов была поднята до 480 километров, что по расчетам специалистов было достаточно для того, чтобы комплекс продержался на орбите 7-8 лет. Планировалось, что в 1993-94 годах к «Салюту-7» будет запущен многоразовый корабль «Буран», который доставит станцию на Землю.
    К сожалению, эти расчеты не оправдались. 7 февраля 1991 года «Салют-7» с пристыкованным к нему «Космосом-1686» в результате естественного торможения сошел с орбиты. Обломки аппаратов упали в малонаселенных районах Южной Америки.
    В мае 1987 года в ЦПК подготовка женщин к полету была прекращена и, как следствие, полет женского экипажа окончательно отменен. В немалой степени на такое решение повлияло то обстоятельство, что Светлана Евгеньевна Савицкая в то время ждала ребенка. 7 октября 1987 года она родила сына Костю.
   
   
Отмененный полет корабля «Союз ТМ-8» в апреле 1989 года
   
    26 ноября 1988 года в космос стартовал второй советско-французский экипаж в составе Александра Александровича Волкова, Сергея Константиновича Крикалева и Жан-Лу Кретьена на корабле «Союз ТМ-7». Состыковавшись с орбитальным комплексом «Мир», экипаж приступил к совместной работе с космонавтами третьей основной экспедиции комплекса Владимиром Георгиевичем Титовым, Мусой Хирамановичем Манаровым и Валерием Владимировичем Поляковым. Выполнив программу советско-французского полета,21 декабря 1988 года космонавты Титов, Манаров и Кретьен на корабле «Союз ТМ-6» совершили посадку на Землю. Волков, Крикалев и Поляков продолжили полет на комплексе «Мир» в качестве четвертой основной экспедиции.

ДОС «Мир» на орбите

ДОС «Мир» на орбите, сфотографированная 25.06.86 г.
с расстояния 250 м экипажем Л.Кизима и В.Соловьева

    В декабре 1988 года в ЦПК началась непосредственная подготовка к полету экипажа следующей основной экспедиции в составе Александра Степановича Викторенко и Александра Александровича Сереброва. В дублирующем экипаже тренировались Анатолий Яковлевич Соловьев и Александр Николаевич Баландин.
    В марте 1989 года к орбитальному комплексу «Мир» планировалось пристыковать модуль дооснащения «Квант-2» с автономным средством передвижения космонавта (СПК). Экипажу Волкова предстояло расконсервировать модуль и подготовить его к работе. В апреле на корабле «Союз ТМ-8» должен был стартовать экипаж Викторенко и сменить на комплексе экипаж Волкова. Викторенко и Серебров должны были выполнить полугодовой полет, во время которого им предстояло испытать СПК в открытом космосе.
    Но 19 февраля 1989 года было объявлено, что из-за задержки с подготовкой модуля «Квант-2» к старту его запуск переносится на сентябрь 1989 года (впоследствии срок запуска был перенесен на 16 октября, а затем на 26 ноября). Стало ясно, что отправлять в полет Сереброва - основного испытателя СПК, в апреле не имеет смысла. Поэтому в феврале основной и дублирующий экипажи «Союза ТМ-8» переформировали: бортинженеров в экипажах поменяли местами.
    К полету в качестве основного экипажа начали готовиться Викторенко и Баландин, а Соловьев и Серебров стали дублерами и должны были сменить их на комплексе осенью 1989 года. Запуск корабля «Союз ТМ-8» с Викторенко и Баландиным для смены четвертой основной экспедиции комплекса был назначен на 19 апреля 1989 года.
    Тогда же, в феврале 1989 года, для полетов на ОК «Мир» были сформированы еще два экипажа, в которые в качестве космонавтов-исследователей были включены космонавты из отряда Летно-исследовательского института (ЛИИ). В один экипаж вошли Виктор Михайлович Афанасьев - командир, Виталий Иванович Севастьянов - бортинженер, Римантас Антанас-Антано Станкявичюс - космонавт-исследователь. В другой, соответственно, Геннадий Михайлович Манаков, Геннадий Михайлович Стрекалов и Виктор Васильевич Заболотский. Командиры и бортинженеры готовились по программе длительной основной экспедиции, а космонавты-исследователи, одному из которых предстояло побывать на орбитальном комплексе, по кратковременной программе посещения. Стартовав со своим экипажем, космонавт-исследователь должен был вернуться на Землю с космонавтами предыдущей основной экспедиции.

Р.Станкявичюс, В.Заболотский

    Однако через месяц после назначения новых экипажей, в 20-х числах марта, в барокамере при испытаниях был серьезно поврежден приборный отсек корабля «Союз ТМ», который предназначался для полета Соловьева и Сереброва. Его запуск должен был состояться в сентябре 1989 года. Поврежденный корабль восстановлению не подлежал, другой корабль к сентябрю подготовить не успевали, поэтому на заседании Госкомиссии в конце марта 1989 года было решено запуск «Союза ТМ-8» 19 апреля отменить, и таким образом сэкономить корабль для запуска в сентябре месяце.
    После этого экипажи Викторенко и Соловьева были восстановлены в первоначальном составе. 5 сентября 1989 года «Союз ТМ-8» стартовал в космос. Его пилотировали, как первоначально и планировалось, Викторенко и Серебров.
    Экипажи Афанасьева и Манакова в 1989 году напряженно тренировались, изучали корабль и орбитальный комплекс, периодически сдавали экзамены и зачеты. Летом 1989 года экипажи прошли «морские» тренировки. Однако в конце 1989 года подготовка к полету космонавтов-исследователей ЛИИ была прекращена и они были выведены из экипажей.
    Через год, 9 сентября 1990 года, Римантас Станкявичюс погиб в авиакатастрофе. Он участвовал в международном авиационном празднике «Акробатические крылья» в местечке Сальгареда провинции Тревизо в Италии. Во время показательного полета на самолете «СУ-27» при выполнении фигур высшего пилотажа на предельно низкой высоте его самолет врезался в Землю.
    Не удалось вновь слетать в космос и В.И.Севастьянову. В июне 1990 года Главная медицинская комиссия допустила его к космическому полету продолжительностью не более одного месяца. Поэтому в длительной основной экспедиции он участвовать не мог и его в экипаже заменил М.Х.Манаров.
   
   
Отмененный полет корабля «Союз ТМ-14» с участием казахского космонавта
   
    В январе 1991 года было принято решение осуществить космический полет с участием казахского космонавта. В апреле для этого полета были сформированы экипажи. Основной: Валерий Григорьевич Корзун, Александр Павлович Александров и Токтар Онгарбаевич Аубакиров. Дублирующий: Василий Васильевич Циблиев, Александр Иванович Лавейкин и Талгат Амангельдыевич Мусабаев. Запуск экипажа с казахским космонавтом планировалось осуществить на корабле «Союз ТМ-14» в ноябре 1991 года в качестве экспедиции посещения орбитального комплекса «Мир».

Т.Мусабаев, В.Циблиев

    В это же время к полету на комплекс «Мир» на корабле «Союз ТМ-13» готовились два советско-австрийских экипажа. Основной: Александр Александрович Волков, Александр Юрьевич Калери и Франц Фибек. Дублирующий: Александр Степанович Викторенко, Сергей Васильевич Авдеев и Клеменс Лоталлер. Запуск корабля «Союз ТМ-13» с советско-австрийским экипажем планировался на октябрь 1991 года. При этом, после выполнения программы советско-австрийского полета, Фибек должен был совершить посадку на корабле «Союз ТМ-12» с Арцебарским и Крикалевым. Планировалось, что Волков и Калери продолжат полет на комплексе «Мир» в качестве десятой основной экспедиции. К ним в ноябре и должен был прилететь экипаж «Союза ТМ-14».

А.Зайцев, Х.Шарман, В.Корзун

Слева направо: А.Зайцев, Х.Шарман, В.Корзун

    10 июля 1991 года Государственной комиссией было принято решение о совмещении советско-австрийского полета и полета с участием казахского космонавта. В связи с чем запуск в ноябре 1991 года корабля «Союз ТМ-14» был отменен.
    Из советско-австрийских экипажей были выведены бортинженеры Калери и Авдеев. Вместо них в экипажи были включены казахские космонавты-исследователи соответственно Аубакиров и Мусабаев.
    2 октября 1991 года корабль «Союз ТМ-13» с космонавтами Волковым, Аубакировым и Фибеком был выведен на орбиту и через двое суток состыковался с орбитальным комплексом «Мир». Через неделю космонавты Арцебарский, Аубакиров и Фибек совершили посадку на Землю. Так как в экипаже «Союза ТМ-13» не было бортинженера, то бортинженеру девятой основной экспедиции Крикалеву вместе с новым командиром Волковым пришлось продолжить полет уже в составе десятой основной экспедиции комплекса «Мир».
    Корабль «Союз ТМ-14» был использован для доставки в марте 1992 года на комплекс «Мир» российско-германского экипажа в составе Викторенко, Калери и Фладе.
   
   
Отмененные полеты корабля «Союз-спасатель» и многоразового корабля «Буран»
   
    Сразу после первого запуска «Бурана» (15.11.1988 г.) было решено, что следующий полет корабля многоразового использования состоится в 1991 году. Это объяснялось тем, что «Буран» (1К1) был аттестован Государственной комиссией всего на один полет и для его дальнейшего использования требовалось множество длительных доработок и проверок. В полет должен был отправиться второй корабль 1К2, заранее окрещенный журналистами «Бураном-2» и который мог быть готов к пуску только к этому сроку. Предполагалось и этот полет провести в автоматическом режиме. Но в отличие от достаточно простой двухвитковой программы первого полета во время второго, недельного по продолжительности полета намечалось провести сложные динамические операции.
    Планировалось, что после запуска и ряда маневров корабль сблизится и состыкуется с орбитальным комплексом «Мир». Специально для стыковок с «Бураном» на модуле «Кристалл» располагались два новых андрогинных периферийных агрегата стыковки АПАС-89. После стыковки «Бурана» к осевому стыковочному агрегату модуля космонавты, совершающие полет на комплексе «Мир», должны были перейти в кабину многоразового корабля и провести испытания некоторых его бортовых систем, в том числе дистанционного манипулятора. С его помощью предполагалось извлечь из грузового отсека корабля макет блока научной аппаратуры и пристыковать его к боковому стыковочному агрегату модуля. Полет в состыкованном состоянии корабля и комплекса рассчитывался на сутки.
    Вскоре после расстыковки «Бурана» с Байконура должен был стартовать пилотируемый корабль «Союз ТМ», также оснащенный стыковочным агрегатом АПАС-89. Планировалось, что корабль «Союз ТМ» сблизится с многоразовым кораблем и состыкуется с ним, а его экипаж перейдет в кабину «Бурана». Проведя запланированные работы в течение одних суток, космонавты вернутся в свой «Союз», отстыкуются и направятся на комплекс «Мир», а «Буран» совершит как и в первый раз автоматическую посадку на полосу аэродрома «Юбилейный», на космодроме Байконур.
    Полет и стыковки «Союза-ТМ» с многоразовым кораблем и орбитальным комплексом должны были имитировать операции по спасению экипажа «Бурана» (в случае невозможности его посадки) и экипажа комплекса «Мир». Поэтому неофициально корабль получил название «Союз-спасатель». Первый корабль такой модификации получил заводской номер 101, открыв тем самым новую «сотую» серию.
    В ноябре 1990 года для подготовки к полетам на корабле «Буран» и «Союзе-спасателе» в ЦПК была сформирована группа космонавтов. В ее состав вошли: Иван Иванович Бачурин, Алексей Сергеевич Бородай, Леонид Константинович Каденюк, Валерий Васильевич Илларионов, Эдуард Николаевич Степанов и Николай Николаевич Фефелов.

Л.Каденюк

Л.Каденюк

В.Илларионов

В.Илларионов

И.Бачурин, А.Бородай

И.Бачурин, А.Бородай

Н.Фефелов, Э.Степанов

    Первые трое входили в группу космонавтов-испытателей Государственного Краснознаменного научно-исследовательского института (ГКНИИ) ВВС, созданную в августе 1987 года специально для подготовки военных пилотов-испытателей «Бурана». Все они являлись опытными летчиками-испытателями, прошедшими общекосмическую подготовку в ЦПК. Кроме того, Бачурин и Бородай с января по апрель 1988 года совершили шесть испытательных атмосферных полетов на самолете-аналоге «Бурана» БТС-02. В группе они в первую очередь стали готовиться в качестве командиров «Союза-спасателя».
    Трое других являлись военными космонавтами-инженерами отряда ЦПК ВВС. Все они - ветераны отряда. Э.Н.Степанов пришел в ЦПК в 1965 году, а В.В.Илларионов и Н.Н.Фефелов в 1970 году. Многие годы они стояли в очереди на полеты по программе «Алмаз», но полететь в космос им так и не довелось. В группе они проходили теоретические занятия: изучали конструкцию и устройство бортовых систем многоразового корабля «Буран», и в перспективе должны были совершить полеты на нем.
    Кроме того, в НПО «Энергия» по программе «Буран» готовились в качестве бортинженеров Александр Сергеевич Иванченков и Александр Иванович Лавейкин. При формировании экипажей на «Союз-спасатель» они могли быть привлечены к подготовке к полету на этом корабле в качестве бортинженеров.
    Первоначально запуск «Бурана» и полет «Союза-спасателя» намечался на конец 1991 года. Но разразившийся в стране экономический кризис коснулся и космических программ. Полет «Бурана» был перенесен на 1992 год. В марте 1992 года Бачурин, Бородай и Каденюк, после завершения курса подготовки по кораблю «Союз-спасатель», сдали государственные экзамены. Но назначения в экипажи и конкретной подготовки к полету на первом корабле «Союз-спасатель» так и не последовало. К этому времени стало ясно, что и в 1992 году «Буран» останется на Земле.
    Из-за резкого сокращения финансирования космической отрасли полет «Бурана» был перенесен на конец 1993 - начало 1994 годов. А в планах пилотируемых полетов, составленных Российским космическим агентством (РКА), полет «Бурана» не планируется вплоть до 1996 года. Учитывая это обстоятельство, в 1992 году было решено полет «Союза-спасателя» со стыковкой с «Бураном» отменить и использовать его для доставки на комплекс «Мир» очередной основной экспедиции. 24 января 1993 года на этом корабле, под названием «Союз ТМ-16», к орбитальному комплексу стартовала 13-я основная экспедиция в составе Г.М.Манакова и А.Ф.Полещука.
    Хотя перспективы полетов российского многоразового корабля становятся все более призрачными, группа «бурановских» космонавтов в ЦПК сохраняется. Однако ее состав уже поредел. Бачурин, Степанов и Илларионов по различным причинам подготовку прекратили.
   

Шамсутдинов С.Х., Маринин И.А.
Авиация и космонавтика, 1993, №№ 1-7

Оригинальный текст статьи предоставлен авторами, размещен с их разрешения и отличается от журнальной версии.
Информация, изложенная в статье приводится без изменений и дополнений, ставших известными после ее подготовки
.

Компьютерная обработка AVV.

 Назад