Удостоверение космонавта

Часть 1. Удостоверения ВВС

   

   
    При подготовке к первому полёту человека в космос решались многочисленные технические, медицинские и организационные вопросы. Среди них был и такой: с каким документом космонавт должен отправиться в космический полёт? Ведь он отправляется в дальнее космическое путешествие, которое может завершиться посадкой не только на территории своей страны, но и на чужой территории и ли в нейтральных водах. Значит, человек, совершивший полёт, должен обладать документом, который удостоверял бы, что он действительно космонавт, а не вражеский шпион или «инопланетянин».
    Паспорт и удостоверение личности офицера для этой цели явно не годились, поэтому был придуман специальный документ – «Удостоверение космонавта». Наверняка многие помнят кадры кинохроники о предстартовой подготовке Ю.А.Гагарина к своему историческому полёту 12 апреля 1961 года: Юрий Алексеевич облачается в скафандр, один из специалистов, стоящих рядом с ним, протягивает ему небольшой документ, который Гагарин, проверив, положил в левый нагрудный карман внутренней оболочки скафандра. Это и было удостоверение космонавта, точнее – первое удостоверение первого космонавта планеты. С тех пор все космонавты, отправляясь в полёт, берут с собой свой космический документ.
    За 51 год пилотируемых полётов документы видоизменялись, менялись и организации, которые их выдавали. За этот период появились три разных типа удостоверений. Первые два являются полётными, так как именно с ними космонавты совершали и совершают космические полёты, а третий тип – это квалификационный документ (по сути – диплом), подтверждающий то, что его обладатель получил профессию космонавта.
    Космические удостоверения вызывают интерес у многих не только потому что это уникальные документы, побывавшие в космосе (некоторые из них сейчас являются музейными экспонатами), но и потому, что они документально подтверждают статус космонавта, даже если человек и не летал в космос.
   
    Первыми советскими космонавтами были военные лётчики, за подготовку которых отвечали Военно-воздушные силы страны, и поэтому первые удостоверении космонавтов выдавались командованием ВВС. Это первый тип полётных документов (назовем их «удостоверения ВВС»). Они выдавались в период с 1961 по 1978 гг. Бланк удостоверения ВВС имеет размер 9.5x6,5 см: обложка красно-коричневого цвета. На левой стороне документа указано: номер удостоверении, Ф.И.О. космонавта и его должность (кем он является), личный номер военнослужащего; стоит подпись Главнокомандующего ВВС,
    На правой стороне расположена черно-белая фотографии космонавта (дли военнослужащих -в военной форме) и его личная подпись. На обеих сторонах документа проставлена гербовая печать Главнокомандующего ВВС.
    Следует отметить три важных обстоятельства. Во-первых, данные удостоверения выписывались членам основных и дублирующих экипажей перед стартом очередного космического корабля. Со слов космонавтов, они получали свой полётный документ уже на Байконуре, после заседании Государственной комиссии, которая окончательно утверждала составы экипажей.
    Во-вторых, сначала (в 1961-1970 гг.) документы выписывались только основному и первому дублирующему экипажам (вероятно, имеются только два исключения: полёты «Востока» и «Союза-3»).
    Данное предположение сделано со слов В.Пономарёвой, которая сообщила, что ей, второму дублёру В.Терешковой, полётный документ не выдавали. Затем, с появлением орбитальных станций удостоверения стали выдавать одновременно сразу всем экипажам, назначенным к полетам на конкретную станцию.
    В-третьих, многие космонавты получили несколько удостоверений ВВС, так как к новому полету как правило, выписывались новые полётные документы. И ещё один существенный момент: многим космонавтам впервые удостоверения выписывались тогда, когда они являлись дублёрами. В большинстве случаев с ними же они отправлялись и в свой первый полёт. В то же время некоторым космонавтам выписывались документы и на дублёрство, и на полёт. Это требовалось, когда необходимо было сделать либо новую запись о должности, либо проставить новый номер удостоверения или вклеить новую фотографию (особенно это касалось военных, так как им периодически присваивали новое воинское звание).

    К сожалению, разыскать где-либо журнал учёта выдачи удостоверений ВВС не удалось. Вероятно, за давностью лет он просто не сохранился. Учитывая то, что многим космонавтам выдавалось несколько документов (и во время дублёрства, и к полётам), а также в связи с отсутствием единой системы их нумерации и дат выдачи, составить точный и полный список удостоверений ВВС, выданных космонавтам, сейчас не представляется возможным. Для того чтобы как-то разобраться в том, кому из космонавтов, как, когда и какие выдавались полётные удостоверения, пришлось провести журналистское расследование, длившееся несколько месяцев. Путём опроса многих космонавтов и изучения фондов некоторых музеев (в первую очередь, музея Дома космонавтов в Звёздном городке) все же удалось составить достаточно полный и близкий к истине перечень удостоверений ВВС (Таблица №1). Это получилось, прежде всего, благодаря тому, что удалось разыскать более трети от общего количества документов. Кроме того, учитывалось, что бланки имели шесть разновидностей, которые можно было привязать к определённому временному периоду. И, все же следует заметить, что в связи с отсутствием полной информации в таблице кое-где сделаны некоторые умозрительные заключения, о которых будет сказано ниже.
    Итак, достоверно известно, что первые удостоверении Главком ВВС К.А. Вершинин подписал 4 апреля 1961 г. Об этом имеется запись в дневниках генерала Н.П.Каманина («Скрытый космос», книга I, с.42). Удостоверение № 1 было выписано Юрию Гагарину, а два других его дублёрам: № 2 – Герману Титову и № 3 – Григорию Нелюбову. Номера были проставлены в порядке планировавшейся очередности полётов. Однако уже через несколько месяцев стало ясно, что с нумерацией космонавтов, а значит и удостоверений, явно поторопились.

    Когда началась подготовка к полёту на «Востоке-2», появились замечания к Г.Нелюбову то ли со стороны медиков, то ли со стороны командования ВВС. Так или иначе, но дублёром Г.Титова был назначен А.Николаев, который впоследствии полетел на «Востоке-3» и стал советским космонавтом № 3. Предполагалось, что нумерация документов должна совпадать с порядковыми номерами космонавтов, совершивших космический полёт, поэтому А.Николаеву проставили в его удостоверении № 3. Вот так появились два документа с одним и тем же номером (у Г.Нелюбова и А.Николаева).
    Чтобы такая ситуация больше не повторялась, решено было в дальнейшем выдавать удостоверения, не проставляя в них номера. Теперь номер ставился, вероятно, непосредственно перед полётом, а скорее всего, уже после полёта. Это хорошо видно на многих документах, так как номер вписан, как правило, чернилами другого цвета и другим почерком. О том, что номер должен был вписываться уже после полёта, говорит и такой факт: некоторые удостоверения летавших космонавтов не имеют номеров. Это можно объяснить только тем, что иногда после полёта номер просто забывали вписать. Вот так и появились безномерные документы,

    Ещё один интересный факт: на удостоверениях Ю.Гагарина, В.Быковского № 05, А.Леонова, Г.Добровольского, В.Волкова и В.Пацаева нет печатей Главкома ВВС! Как такое могло случиться? Однако всё объяснилось довольно просто. Все эти документы длительное время экспонировались в музее Звёздного городка. Стенды, на которых они располагались освещались неоновыми лампами, свет которых постепенно уничтожил краску печатей. К сожалению, сотрудники музея заметили это слишком поздно, когда от печатей практически ничего не осталось. В настоящее время удостоверения Ю.Гагарина, А.Леонова и В.Быковского сняты с экспозиции и находятся в хранилище музея. Выставленное в экспозиции удостоверение Ю.Гагарина представляет собой качественно выполненную копию. В последнее время появлялись сообщения, что удостоверение Гагарина было продано с аукциона. Это не соответствует действительности. Документы космонавтов надежно хранятся в музее Звёздного городка.
    В удостоверениях космонавтов, летавших на «Востоках», должность указывалась как космонавт ВВС (по сути – ведомственная должность), а с 1964 г., когда стартовал первый многоместный корабль «Восход», в документах стали указывать экипажную должность. Вероятно, у В.Комарова и его дублёра Б.Волынова («Восход») была запись «Командир экипажа космического корабля», а у остальных -«Член экипажа космического корабля» (пример: удостоверение А.Сорокина). Забегая вперед, скажу, что с 1971 г. эта запись стала стандартной: либо командир, либо бортинженер космического корабля «Союз». При этом номер корабля не проставлялся по вполне понятной причине: чтобы не выписывать новый документ в случае перестановок полетов кораблей или экипажей.
    Как известно, в 1964 г. в экипаже «Восхода» в космос впервые отправились два космонавта не из ВВС, более того, К.Феоктистов не являлся военнослужащим. Но по уже сложившейся традиции командование ВВС и им выдало полётные документы. Так с тех пор и повелось: ВВС стали выдавать полетные удостоверения всем советским космонавтам, в т.ч. и гражданским из отряда ЦКБЭМ (НПО «Энергия»). Так как гражданские космонавты не состояли на действительной военной службе, то в их документах личный номер военнослужащего не проставлялся. Довольно любопытно выглядят удостоверения А.Леонова и Е.Хрунова на «Восход-2». Забавна надпись «второй лётчик...» В официальном же сообщении ТАСС А.Леонов был назван вторым пилотом корабля. Да и запись «лётчик-космонавт ВВС» тоже бросается в глаза, так как такого звания никогда не было.

    К старту кораблей «Союз-1» и «Союз-2» в апреле 1967 г. были подготовлены восемь человек, и всем им были выписаны полётные документы. Здесь опять же обнаружился интересный факт, связанный с нумерацией. Судя по номерам, военные космонавты в экипажах были поставлены впереди гражданских: № 12 – Е.Хрунов, №13 – А.Елисеев. Такой порядок сохранялся и в последующем. Впрочем, это вполне объяснимо: удостоверения выдавали ВВС, а, как известно, «своя рубашка ближе к телу», и поэтому в данном случае ближе были свои, военные космонавты.

    Примечательно также то, что у Е.Хрунова вновь появилась должностная запись в виде «космонавт ВВС», а не «член экипажа». Скорее всего, это являлось отражением той борьбы, которую вели Н.П.Каманин и В.П.Мишин по вопросу формирования экипажей «Союзов». Сделав такую запись, ВВС как бы констатировали, что космонавт ВВС – это полноценный космонавт, а член экипажа – вроде как пассажир.
    Однако самое интересное, что канцелярские работники Главного штаба ВВС «потеряли бдительность» и проставили номера в документах у членов основных экипажей ещё до старта кораблей. За что и поплатились: как известно, старт «Союза-2» был отменён, а программа дальнейших полетов изменена. В результате этого космонавтом № 12 стал Г.Береговой («Союз-3»); а № 13 достался В.Шаталову («Союз-4»). Е.Хрунов и А.Елисеев стартовали лишь в январе 1969 г. на «Союзе-5» с новыми полетными документами (№ 15 и №16 соответственно). В официальном же сообщении ТАСС состав экипажа «Союза-5» был указан уже в ином порядке: сначала А.Елисеев, а затем Е.Хрунов.
    В марте 1969 г. ушел в отставку Главнокомандующий ВВС, Главный маршал авиации К.А.Вершинин. Вместо него на эту должность был назначен маршал авиации П.С. Кутахов. Естественно, для нового Главкома изготовили новые бланки удостоверений. Приближалась дата очередных космических стартов, причём не одного-двух кораблей, а сразу трёх: «Союза-6,-7,-8». Но к моменту завершения подготовки экипажей новые бланки ещё не были готовы, а скорее всего, П.С.Кутахов по какой-то причине их забраковал (об этих бланках будет сказано далее) и приказал изготовить другие. Поэтому, вероятнее всего, космонавтам (как летавшим, так и дублёрам), уже имевшим удостоверения, подписанные Вершининым, новые документы не выписывались. А документы для новичков В.Севастьянова и, вероятно, В.Волкова и П.Колодина завизировал (на бланках Вершинина) генерал Н.П.Каманин. При этом на их документах была проставлена не гербовая печать Главкома ВВС, а печать войсковой части 26266 (как известно, это ЦПК ВВС). И ещё, уже после полета при проставлении номеров кто-то допустил ошибку: командиру корабля «Союз-6» Г.Шонину в удостоверение был вписан № 18, а бортинженеру В.Кубасову – № 17, хотя, конечно же, должно было быть наоборот.

    Скорее всего, лишь в 1970 г. для П.С.Кутахова были изготовлены новые бланки удостоверений. При этом несколько изменился их внешний вид: на левой стороне документа, естественно, были указаны воинское звание и фамилия нового Главкома («Маршал авиации» и «Кутахов») и вместо большой звезды с серпом и молотом появилась маленькая чёрная звёздочка, а на правой стороне стала иначе выглядеть надпись «ВВС» (тоже выполнена в чёрном цвете). Это первый вид «кутаховских» удостоверений.

    Вероятно, первыми такие документы, подписанные П.С.Кутаховым, получили члены дублирующего экипажа «Союза-9» (хотя, возможно, им могли выдать документы и за подписью Н.П.Каманина на бланках Вершинина). Точно установлено, что удостоверения этого вида были выписаны экипажам (вероятно, всем четырем), готовившимся к полетам на ДОС-1 «Салют». Но вот загадка: если у В. Шаталова («Союз-10» проставлен № 13 (как и положено, это был его порядковый номер, правда, он был вписан позднее), то у членов экипажа «Союза-11» документы имеют следующие номера: № 33 – Г.Добровольский, № 34 – В.Волков, № 35 – В.Пацаев. Объяснить хоть как-то, откуда взялись такие номера, никак не удалось. Ясно лишь одно: в нумерации документов была введена сквозная система (она некоторое время продолжалась и в дальнейшем). Но почему её ввели и почему именно с номера 33? Ответов на эти вопросы пока нет.

    В 1972 г. Главкома Кутахова повысили в звании: он стал Главным маршалом авиации. Вновь потребовалось делать новые бланки, а в это время уже заканчивали подготовку экипажи на ДОС-2. Им требовалось выдать документы, но старые удостоверения с ДОС-1 не годились: Главком-то стал уже Главным маршалом. Вот здесь и пригодились ранее забракованные бланки. По своему оформлению они были идентичны документам Вершинина (может быть, поэтому они и не понравились Кутахову). Решили их использовать только потому, что к надписи «маршал авиации» можно было аккуратно вручную приписать слово «Главный», а на предыдущих удостоверениях это невозможно было сделать, так как слово «Маршал» было написано с заглавной буквы. Так появился второй вид удостоверений Кутахова. Пример: полетный документ П.Климука, с которым он летал на «Союзе-13».

    Данные удостоверения (второго вида) вводились временно, однако прижились и просуществовали довольно долго: с1972 по 1974 гг. Документы такого вида в 1972 г. полупили четыре экипажа ДОС-2. Затем с ними же экипажи готовились к стартам на ДОС-3, и два из них – к полету на «Союзе-12», а экипаж Леонов–Кубасов выполнил с ними полёт на «Союзе-19». В 1973 г. удостоверения данного вида получили четыре экипажа ОПС-1,-2 («Салют-2, -3») и два экипажа «Союза-13» (П.Климук, вероятно, взял с собой документ, выданный ему ещё на ДОС-2), а в 1974 г. – два экипажа «Союза-16».
    Обращает на себя внимание сквозная нумерация данных документов. На ДОС-2 – №40-43, а на ОПС-1 – № 33-40; и опять с № 33! Более того, номера удостоверений космонавтов с разных программ (ДОС и ОПС) пересекаются между собой! Почему так – совершенно не понятно. Объяснить как-то всю эту путаницу пока не представляется возможным, хотя, казалось бы, в военной организации (ВВС) всё должно было иметь строгий учет и порядок. Но увы... Из этого можно сделать только один вывод: либо порядка не было, либо все это было запутано намеренно. Но спрашивается: зачем? Здесь интересен и ещё один факт, который хорошо просматривается по номерам удостоверений космонавтов на ОПС-1: очередность экипажей по документам не совпадает с их реальной очередностью полетов.
    Лишь к началу 1975 г. наконец-то были изготовлены новые бланки удостоверений для Кутахова, на которых уже типографским способом было указано, что он является Главным маршалом авиации. Бланки были выполнены опять же в черном цвете (это их третий вид). Пример: удостоверение В.Севастьянова, с которым он стартовал на «Союзе-18». Документы данного вида выдавались в 1975-1976 гг. Их получили три экипажа ДОС-4 «Салют-4» (экипаж Губарев–Гречко летал с документами второго вида), а также три экипажа ОПС-3 «Салют-5» (при этом в их удостоверениях была продолжена текущая сквозная нумерация). К сожалению, не удалось точно установить, какой экипаж (А.Березового или В.Козельского) по номерам документов стоял раньше экипажа В.Горбатко. Кроме того, удостоверения третьего вида, вероятно, были выданы членам дублирующего экипажа «Союза-19» и двум экипажам «Союза-22».

    В 1976 или 1977 г. появился четвёртый, и последний, вид «кутаховских» удостоверений. Отличительные особенности: на левой стороне – красная звёздочка, а на правой – надпись «ВВС» синего цвета. Пример: удостоверение П.Колодина. Кстати, в его документе впоследствии был проставлен № 24 (это порядковый номер П.Колодина, если бы он в 1971 г. стартовал на «Союзе-11»). Удостоверения данного типа получили экипажи, готовившиеся к полётам наДОС-5 «Салют-б». Вероятно, они были сразу выданы всем четырём экипажам основных экспедиций (первоначальные составы: Ковалёнок–Рюмин, Романенко–Иванченков, Ляхов–Гречко; Попов–Андреев), а также двум экипажам первой экспедиции посещения ЭП-1 Джанибеков–Колодин и Дедков–Пономарёв). При этом, вероятно, В.Ковалёнку и Ю.Пономарёву могли выдать документы, выписанные им еще на ДОС-4. После замены бортинженера в экипаже В.Джанибекова новый полётный документ был выдан О.Макарову. Возможно, В.Ковалёнок и В.Рюмин в связи с повторными полётами также получили новые удостоверения.

    Очень интересный факт: оказывается, полётные удостоверении ВВС получили и иностранные космонавты из ЧССР, ПНР и ГДР, входившие в международные экипажи по программе «Интеркосмос». Причём членам советско-германских экипажей были выданы удостоверения на бланках первого заместителя Главкома ВВС А.Н. Ефимова (пример: удостоверение В.Быковского). Судя по всему, это были последние полётные документы; выданные ВВС.
    В начале 1979 г. теперь уже Федерация космонавтики СССР начала выдавать космонавтам полётные документы собственного образца (удостоверения Международной авиационной федерации FAI). В связи с этим выдача удостоверений ВВС была прекращена. Таким образом, проведённое расследование показало, что в период с 1961 по 1978 гг. полётные удостоверения ВВС были выписаны предположительно 64 советским и шести иностранным космонавтам (всего примерно 120 документов). Автору статьи удалось разыскать в музеях и домашних архивах космонавтов 45 удостоверений. Очевидно, некоторое количество документов находится у тех космонавтов, кто в силу разных обстоятельств и занятости не смог их найти (П.Попович, А.Елисеев, В.Джанибеков, В.Ковалёнок, В.Рюмин и др.), а другая часть – в различных космических музеях.
    Следует признать и такой факт: вероятно, некоторые документы вообще либо утеряны, либо уничтожены. Скорее всего, после какого-то срока хранения были уничтожены за ненадобностью удостоверения нелетавших космонавтов. Лишь Г.Нелюбову, А.Сорокину и П.Колодину удалось сохранить свои документы (за что им отдельное спасибо, ведь они сохранили их не только для себя, но и для истории космонавтики).
    В связи с этим возникает естественный вопрос: а где удостоверение Юрия Гагарина, которое ему должны были выписать в 1967 г., когда он был дублёром В.Комарова на «Союзе-1»? Неужели и оно могло быть уничтожено?
    В общем, история удостоверений ВВС сейчас вызывает немало вопросов, и поэтому в данном расследовании ещё рано ставить точку. Возможно, спустя какое-то время появятся новые факты и ранее неизвестные подробности сданных полётных документах, и тогда эта история получит своё продолжение. Во всяком случае, на это очень хочется надеяться.
   

Таблица № 1. Удостоверения космонавтов, выданные ВВС

№ уд. Космонавт Должность Личный
номер
Подпись
ГК ВВС
Выдано
к полёту
на КК
В полёте на КК Прим.
01 Гагарин Ю.А. Космонавт ВВС В-879760 Вершинин Восток Восток 2
02 Титов Г.С. Космонавт ВВС ? Вершинин Восток(Д) Восток-2  
03 Нелюбов Г.Г. Космонавт ВВС В-856416 Вершинин Восток(Д)   3
03* Николаев А.Г. Космонавт ВВС В-901858 Вершинин Восток-2(Д) Восток-3 2
?04 Попович П.Р. Космонавт ВВС ? Вершинин Восток-4 Восток-4  
05* Быковский В.Ф. Космонавт ВВС В-902454 Вершинин Восток-3(Д) Восток-5 2
? Комаров В.М. Космонавт ВВС ? Вершинин Восток-4(Д)    
? Волынов Б.В. Космонавт ВВС В-904320 Вершинин Восток-5(Д)    
?06 Терешкова В.В. Космонавт ВВС Д-744800 Вершинин Восток-6 Восток-6  
? Соловьёва И.Б. Космонавт ВВС ? Вершинин Восток-6(Д)    
?07 Комаров В.М. ?Командир экипажа КК ? Вершинин Восход Восход  
? Волынов Б.В. ?Командир экипажа КК В-904320 Вершинин Восход(Д)    
?08 Феоктистов К.П. Член экипажа КК б/н Вершинин Восход Восход  
?09 Егоров Б.Б. Член экипажа КК ? Вершинин Восход Восход  
? Катыс Г.П. Член экипажа КК б/н Вершинин Восход(Д)    
б/н Сорокин А.В. Член экипажа КК А-239963 Вершинин Восход(Д)   1
? Лазарев В.Г. Член экипажа КК ? Вершинин Восход(Д)    
б/н Беляев П.И. Командир КК "Восход-2" Д-756102 Вершинин Восход-2 Восход-2 1
11* Леонов А.А. Второй лётчик КК "Восход-2" Д-016344 Вершинин Восход-2 Восход-2 2
? Заикин Д.А. Командир КК "Восход-2" ? Вершинин Восход-2(Д)    
б/н Хрунов Е.В. Второй лётчик КК "Восход-2" Г-046205 Вершинин Восход-2(Д)    
?07 Комаров В.М. ?Командир КК ? Вершинин Союз-1 Союз-1 5
?05 Быковский В.Ф. ?Командир КК В-902454 Вершинин Союз-2    
12 Хрунов Е.В. Космонавт ВВС Г-046205 Вершинин Союз-2   1
13 Елисеев А.С. Член экипажа КК б/н Вершинин Союз-2    
?01 Гагарин Ю.А. ?Командир КК В-879760 Вершинин Союз-1(Д)    
?03 Николаев А.Г. ?Командир КК В-901858 Вершинин Союз-2(Д) Союз-8(Д) Союз-9  
?20 Горбатко В.В. Космонавт ВВС Г-046098 Вершинин Союз-2(Д) Союз-5(Д) Союз-7  
17* Кубасов В.Н. Член экипажа КК б/н Вершинин Союз-2(Д) Союз-5(Д) Союз-6 1
?12 Береговой Г.Т. ?Командир КК Б-950346 Вершинин Союз-3 Союз-3  
13 Шаталов В.А. Командир КК Г-048406 Вершинин Союз-3(Д) Союз-4,
?-8
6
14* Волынов Б.В. Космонавт ВВС - командир КК В-904320 Вершинин Союз-3(Д) Союз-5 2
15* Хрунов Е.В. Член экипажа КК Г-046205 Вершинин Союз-5 Союз-5 1
16* Елисеев А.С. Член экипажа КК б/н Вершинин Союз-5 Союз-5,
?-8
4
18* Шонин Г.С. Командир экипажа КК В-880222 Вершинин Союз-4(Д) Союз-6 2
19* Филипченко А.В. Командир КК Д-241221 Вершинин Союз-5(Д) Союз-7 2
?21 Волков В.Н. Член экипажа КК б/н ?Каманин Союз-7 Союз-7  
? Колодин П.И. ?Член экипажа КК Г-927448 ?Каманин Союз-7(Д)    
22* Севастьянов В.И. Член экипажа КК б/н Каманин Союз-8(Д) Союз-9 1
? Филипченко А.В. ?Командир экипажа КК Д-241221 ?Кутахов(1) Союз-9(Д)    
? Гречко Г.М. Член экипажа КК б/н ?Кутахов(1) Союз-9(Д)    
13* Шаталов В.А. Командир КК "Союз" Г-048406 Кутахов(1) ДОС-1 Союз-10 2
? Елисеев А.С. Бортинженер КК "Союз" б/н Кутахов(1) ДОС-1 Союз-10  
?23 Рукавишников Н.Н. Инженер-испытатель КК "Союз" б/н Кутахов(1) ДОС-1 Союз-10  
? Леонов А.А. Командир КК "Союз" Д-016344 Кутахов(1) ДОС-1    
? Кубасов В.Н. Бортинженер КК "Союз" б/Н Кутахов(1) ДОС-1    
? Колодин П.И. ?Инженер-исследователь КК "Союз" Г-927448 Кутахов(1) ДОС-1    
33 Добровольский Г.Т. Командир КК "Союз" А-098058 Кутахов(1) ДОС-1 Союз-11 2
34 Волков В.Н. Бортинженер КК "Союз" б/н Кутахов(1) ДОС-1 Союз-11 2
35 Пацаев В.И. Инженер-испытатель КК "Союз" б/н Кутахов(1) ДОС-1 Союз-11 2
? Губарев А.А. Командир КК "Союз" Д-756311 Кутахов(1) ДОС-1    
? Севастьянов В.И. Бортинженер КК "Союз" б/н Кутахов(1) ДОС-1    
? Воронов А.Ф. ?Инженер-исследователь КК "Союз" ? Кутахов(1) ДОС-1    
? Леонов А.А. Командир КК "Союз" Д-016344 Кутахов(2) ДОС-2, -3 Союз-19  
б/н Кубасов В.Н. Бортинженер КК "Союз" б/н Кутахов(2) ДОС-2, -3 Союз-19 2
?40 Лазарев В.Г. Командир КК "Союз" ? Кутахов(2) ДОС-2, -3 Союз-12  
41 Макаров О.Г. Бортинженер КК "Союз" б/н Кутахов(2) ДОС-2, -3 Союз-12 1
42 Губарев А.А. Командир КК "Союз" Д-756311 Кутахов(2) ДОС-2, -3, Союз-12(Д) Союз-17 1
43 Гречко Г.М. Бортинженер КК "Союз" б/н Кутахов(2) ДОС-2, -3, Союз-12(Д) Союз-17 1
б/н Климук П.И. Командир КК "Союз" Д-069892 Кутахов(2) ДОС-2, -3, Союз-13(Д) Союз-13 2
? Севастьянов В.И. Бортинженер КК "Союз" б/н Кутахов(2) ДОС-2, -3    
?33 Попович П.Р. Командир КК "Союз" ? Кутахов(2) ОПС-1, -2 Союз-14  
34 Артюхин Ю.П. Бортинженер КК "Союз" Д-752082 Кутахов(2) ОПС-1, -2 Союз-14 2
?35 Волынов Б.В. Командир КК "Союз" В-904320 Кутахов(2) ОПС-1, -2 Союз-21  
36 Жолобов В.М. Бортинженер КК "Союз" А-691858 Кутахов(2) ОПС-1, -2 Союз-21 1
?37 Зудов В.Д. Командир КК "Союз" ? Кутахов(2) ОПС-1, -2 Союз-23  
?38 Рождественский В.И. Бортинженер КК "Союз" ? Кутахов(2) ОПС-1, -2 Союз-23  
39 Сарафанов Г.В. Командир КК "Союз" В-110199 Кутахов(2) ОПС-1, -2 Союз-15 1
?40 Дёмин Л.С. Бортинженер КК "Союз" ? Кутахов(2) ОПС-1, -2 Союз-15  
? Воробьёв Л.В. Командир КК "Союз" ? Кутахов(2) Союз-13    
? Яздовский В.А. Бортинженер КК "Союз" б/н Кутахов(2) Союз-13    
29* Лебедев В.В. Бортинженер КК "Союз" б/н Кутахов(2) Союз-13(Д) Союз-13 1
б/н Филипченко А.В. Командир КК "Союз" Д-241221 Кутахов(2) Союз-16 Союз-16 1
? Рукавишников Н.Н. Бортинженер КК "Союз" б/н Кутахов(2) Союз-16 Союз-16  
? Романенко Ю.В. Командир КК "Союз" Ж-781035 Кутахов(2) Союз-16(Д)    
? Иванченков А.С. Бортинженер КК "Союз" б/н Кутахов(2) Союз-16(Д)    
? Лазарев В.Г. Командир КК "Союз" ? Кутахов(3) ДОС-4 Союз-18-1  
? Макаров О.Г. Бортинженер КК "Союз" б/н Кутахов(3) ДОС-4 Союз-18-1  
? Климук П.И. Командир КК "Союз" Д-069892 Кутахов(3) ДОС-4 Союз-18  
22* Севастьянов В.И. Бортинженер КК "Союз" б/н Кутахов(3) ДОС-4 Союз-18 1
? Ковалёнок В.В. Командир КК "Союз" ? Кутахов(3) ДОС-4, -5 Союз-25  
? Пономарёв Ю.А. Бортинженер КК "Союз" б/н Кутахов(3) ДОС-4, ЭП-1 ДОС-5(Д)    
?41 Березовой А.Н. Командир КК "Союз" ? Кутахов(3) ОПС-3    
?42 Лисун М.И. Бортинженер КК "Союз" ? Кутахов(3) ОПС-3    
43 Горбатко В.В. Командир КК "Союз" Г-046098 Кутахов(3) ОПС-3 Союз-24 1
44 Глазков Ю.Н. Бортинженер КК "Союз" Д-063141 Кутахов(3) ОПС-3 Союз-24 2
? Козельский В.С. Командир КК "Союз" ? Кутахов(3) ОПС-3    
? Преображенский В.Е. Бортинженер КК "Союз" ? Кутахов(3) ОПС-3    
? Филипченко А.В. Командир КК "Союз" Д-241221 Кутахов(3) Союз-19(Д)    
? Рукавишников Н.Н. Бортинженер КК "Союз" б/н Кутахов(3) Союз-19(Д)    
? Быковский В.Ф. Командир КК "Союз" В-902454 Кутахов(?) Союз-22 Союз-22  
? Аксёнов В.В. Бортинженер КК "Союз" б/н Кутахов(?) Союз-22 Союз-22  
? Малышев Ю.В. Командир КК "Союз" ? Кутахов(?) Союз-22(Д)    
? Стрекалов Г.М. Бортинженер КК "Союз" б/н Кутахов(?) Союз-22(Д)    
? Рюмин В.В. Бортинженер КК "Союз" б/н Кутахов(4) ДОС-5 Союз-25  
б/н Романенко Ю.В. Командир КК "Союз" Ж-781035 Кутахов(4) ДОС-5 Союз-26 2
б/н Иванченков А.С. Бортинженер КК "Союз" б/н Кутахов(4) ДОС-5 Союз-29 2
45* Ляхов В.А. Командир КК "Союз" Д-069820 Кутахов(4) ДОС-5 Союз-32 2
б/н Гречко Г.М. Бортинженер КК "Союз" б/н Кутахов(4) ДОС-5 Союз-26 1
б/н Попов Л.И. Командир КК "Союз" Ж-799013 Кутахов(4) ДОС-5 Союз-35 1
? Андреев Б.Д. Бортинженер КК "Союз" б/н Кутахов(4) ДОС-5    
? Джанибеков В.А. Командир КК "Союз" ? Кутахов(4) ЭП-1 ДОС-5 Союз-27  
24* Колодин П.И. Бортинженер КК "Союз" Г-927448 Кутахов(4) ЭП-1 ДОС-5    
? Дедков А.И. Командир КК "Союз" ? Кутахов(4) ЭП-1 ДОС-5(Д)    
? Ковалёнок В.В. Командир КК "Союз" ? Кутахов(4) Союз-26(Д), Союз-27(Д) Союз-29  
б/н Макаров О.Г. Бортинженер КК "Союз" б/н Кутахов(4) Союз-27 Союз-27 1
б/н Губарев А.А. Командир КК "Союз" Д-756311 Кутахов(4) Союз-28 Союз-28 1
б/н Ремек В. Космонавт-исследователь КК "Союз" ? Кутахов(4) Союз-28 Союз-28 1
? Рукавишников Н.Н. Командир КК "Союз" б/н Кутахов(4) Союз-28(Д)    
? Пелчак О. Космонавт-исследователь КК "Союз" ? Кутахов(4) Союз-28(Д)    
? Рюмин В.В. Бортинженер КК "Союз" б/н Кутахов(4) Союз-29(Д) Союз-32  
? Климук П.И. Командир КК "Союз" Д-069892 Кутахов(4) Союз-30 Союз-30  
? Гермашевский М. Космонавт-исследователь КК "Союз" ? Кутахов(4) Союз-30 Союз-30  
? Кубасов В.Н. Командир КК "Союз" б/н Кутахов(4) Союз-30(Д)    
? Янковский З. Космонавт-исследователь КК "Союз" ? Кутахов(4) Союз-30(Д)    
б/н Быковский В.Ф. Командир КК "Союз" В-902454 Ефимов Союз-31 Союз-31 2
? Йен З. Космонавт-исследователь КК "Союз" ? Ефимов Союз-31 Союз-31 1
? Горбатко В.В. Командир КК "Союз" Г-046098 Ефимов Союз-31(Д)    
? Кёлльнер Э. Космонавт-исследователь КК "Союз" ? Ефимов Союз-31(Д)    

 

    Примечания:
    Жирным шрифтом выделены удостоверения, которые удалось разыскать. В графе «Примечания» указано место их хранения:
    1 - в домашнем архиве космонавта,
    2 - в музее Дома космонавтов в Звёздном городке,
    3 - в частной коллекции,
    4 - в Государственном музее истории космонавтики в Калуге,
    5 - сгорело в КК «Союз-1»,
    6 - в Мемориальном музее космонавтики в Москве.
    В графе «В полёте на КК» указан корабль, на котором стартовал космонавт с данным удостоверением.
    * - номер удостоверения вписан позднее (после заполнения бланка удостоверения).
    Сокращения: б/н - без номера, КК - космический корабль (в бланках удостоверения вписано полностью словами), Д - дублёр.

Часть 2. Удостоверения FAI
Часть 3. Удостоверения FAI

Сергей Шамсутдинов (г. Москва),
редактор журнала «Новости космонавтики»,
spaceshams@mail.ru
Петербургский коллекционер, 2012, № 6 (74).

Статья предоставлена автором и размещена с его разрешения.

Компьютерная обработка AVV.

 Назад