Стратонавты

   

   
    Рекорд по прыжку из космоса, который установил австрийский парашютист Феликс Баумгартнер, мог быть установлен в России 40 и даже 50 лет назад. Но это оказалось никому не нужно и неинтересно.
    «Человек должен взлететь сам, без мотора... Только взлетев, он промоет свою душу и поймёт истинную цену земной жизни - идеям, вещам, людям...» Эти слова принадлежат одному из героев рассказа Фазиля Искандера «Вечер в саду» Виктору Максимовичу, в прошлом военному лётчику и пилоту По-2 Сухумского авиаотряда. В дальнейшем он произнесёт такую фразу: «Человек должен взлететь, и он взлетит. Никакая диктатура не сможет управлять летающими людьми, потому что у летающего человека будет совсем другая психология».
    Время действия рассказа - середина 70-х годов, Сорок лет спустя мировое сообщество, в том числе и наших граждан, ошеломила новость: парашютист Феликс Баумгартнер совершил прыжок с парашютом... из стратосферы. Высота, с которой он прыгал, составила 39000 метров. Свободное падение продолжалось 4 минуты 19 секунд. Скорость полёта составила около 1342 километра в час (!). Герой рассказа Фазиля Искандера о подобном едва ли помышлял. Немногим и нашим современникам известно, что 50 лет назад подобный прецедент был. В 1962 году парашютисты-испытатели Пётр Долгов и Евгений Андреев должны были совершить прыжок из стратосферы со стратостата «Волга. Евгений Андреев совершил успешный прыжок, но Пётр Долгов погиб - при покидании стратостата он повредил стекло на гермошлеме и его скафандр разгерметизировался.
    Предпосылкой к экспериментам такого рода стало изучение стратосферы с помощью стратостатов и, впоследствии, освоение космоса. В 30-е годы даже звучал лозунг «На штурм стратосферы!». 30 января 1934 года был совершён полёт стратостата «Осоавиахим-1». В состав его экипажа вошли Павел Федосеенко, выпускник Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского и факультета дирижаблестроения комбината Гражданского воздушного флота, инженер-аэролог Андрей Васенко, выпускник Ленинградского института путей сообщения, конструктор и испытатель аэростатов и учёный-физик Илья Усыскин, выпускник МВТУ имени Н.Э. Баумана и Ленинградского политехнического института. Полугодом ранее, 30 сентября 1933 года, состоялся подъем на высоту 19 километров стратостата «СССР-1» с советскими пилотами Г. А. Прокофьевым, К. Д. Годуновым, Э. К. Бирнбаумом. Экипаж Федосеенко, Васенко и Усыскина побил этот рекорд и поднялся на высоту 22 километра.
    Именно с этой высоты на землю был передан последний радиосигнал. При спуске летательный аппарат потерпел аварию и экипаж погиб.
    В 1935 году был запланирован запуск стратостата «СССР-2». Старт не состоялся - при закачке оболочки водородом она взорвалась. На лето 1935 года был намечен полет стратостата «СССР-1 бис». Свое название стратостат получил потому, что на нем использовались оболочка и гондола стратостата «СССР-1». Вместе с тем он был оборудован гондольным (забортным) парашютом диаметром 34 метра и площадью до 1000 квадратных метров, разработанным военным инженером М. А. Савицким и инженером И. Л. Глушковым. Такой парашют включался в комплект стратостата впервые в мировой практике. С его помощью гондола могла в аварийной ситуации спуститься, отделившись от оболочки стратостата.
    26 июня 1935 стратостат «СССР-1-бис» с экипажем в составе К. Я. Зилле, Ю. Г. Прилуцкий и А. Б. Вериго стартовал. После выполнения научной программы, в начале снижения, выяснилось, что оболочка баллона повреждена. Через некоторое время после входа в тропосферу, когда появилась возможность безопасно открыть люк, Прилуцкий и Вериго выпрыгнули с парашютом. Зилле удалось благополучно посадить облегчённую гондолу.
    Дальнейшие полёты на стратостатах имели трагические исходы. В 1937 году упал стратостат «СССР-3».18 июля 1938 года из-за отказа кислородного оборудования погибли стартовавшие 16 июля с летного поля под Звенигородом на субстратостате - физиологической обсерватории ВВА-1 для изучения влияния высотного давления на организм человека, воздухоплаватели Яков Григорьевич Украинский, Серафим Константинович Кучумов, Петр Михайлович Батенко и Давид Евсеевич Столбун. 18 июля, во второй половине дня, шар-стратостат опустился на высоковольтную ЛЭП в центре города Сталино (ныне Донецк, Украина). Оболочка, наполненная водородом, взорвалась.
    Опыты по прыжкам из стратосферы были возобновлены после окончания Великой Отечественной войны. 25 сентября 1945 года инструктор-испытатель НИИ ВВС полковник Василий Романюк совершил затяжной прыжок из стратосферы, ставший мировым рекордом как по высоте, так и по длительности падения с нераскрытым парашютом. В то время опыта подобных прыжков практически не было. Барографы показали, что спортсмен покинул самолет на высоте 13 108,5 метра. В свободном падении он пробыл 167 секунд и раскрыл парашют на высоте 1000 метров. Два года спустя он совершил прыжок с высоты 13400 метров с немедленным раскрытием парашюта.
    Прыжки с большой высоты осуществляла также Светлана Савицкая: вместе с группой девушек она прыгала с самолёта Ту-107 (он построен на основе Ту-104, одним из отличий от которого было наличие в хвостовой части створок десантного люка). С этого самолёта женская группа прыгнула с высоты 14252 метров и проделала путь, отмеченный как мировой рекорд, в свободном падении 13716 метров.
    Валерий Раевский в одиночном прыжке ночью 30 сентября 1958 г. преодолел путь свободного падения 14540 метров. Рекорды были установлены и для человека, и для самолёта. Тогда в качестве снаряжения имелись только теплая одежда и простая кислородная маска. Помимо всего каждый спортсмен должен был взять два больших барографа для регистрации рекорда (требование спортивного комиссара). Оснащение весило 40 килограммов.
    Возобновление опытов полётов на стратостатах в значительной степени связано с началом освоения космоса. В 1959-1962 годах было построено несколько стратостатов, предназначенных для испытания космических и авиационных скафандров и парашютных систем для приземления с большой высоты. Они были, как правило, оборудованы открытыми гондолами, от разрежённой атмосферы стратонавтов защищали скафандры. Эти испытания оказались предельно опасны. Из шести стратонавтов трое погибли, а один потерял сознание во время свободного падения.
    Американский проект Excelsior включал три высотных прыжка из стратостатов объёмом 85 000 кубических метров с открытой гондолой, которые выполнил Джозеф Китингер в 1959-1960 годах. Он испытывал компенсирующий гермокостюм со шлемом и двухступенчатый парашют системы Бопре, состоящий из стабилизационного парашюта диаметром 2 метра, который должен предохранять парашютиста от вращения при полёте в стратосфере, и основного парашюта диаметром 8,5 метра для приземления. В первом прыжке с высоты 23300 метров из-за раннего раскрытия стабилизационного парашюта тело пилота начало вращаться с частотой около 120 оборотов в минуту, и он потерял сознание. Лишь благодаря автоматической системе раскрытия основного парашюта Киттингеру удалось спастись.
    Второй и третий полёты прошли более удачно, несмотря на то, что в третьем произошла разгерметизация правой перчатки и рука пилота сильно распухла. В третьем полёте, который состоялся
    16 августа 1960 Киттингер установил сразу несколько рекордов - высоты полёта на стратостате, высоты свободного падения и скорости, развитой человеком без использования транспорта. Падение продолжалось 4 минуты 36 секунд, за которые пилот пролетел 25816 м и на некоторых участках развил скорость около 1000 километров в час, вплотную приблизившись к скорости звука.
    Полёт StratoLab V Lee Lewis состоялся 4 мая 1961 года. Стратостат объёмом свыше 283 000 кубических метров был запущен с авианосца Antietam в Мексиканском заливе и через 2 часа 11 минут после старта достиг рекордной высоты 34668 метров. Стратонавты Малколм Росс и Виктор Претер были одеты в космические скафандры. После успешного приводнения Претер погиб, не удержавшись на трапе во время подъёма на вертолёт и захлебнувшись. Он раньше времени разгерметизировал скафандр, так как был уверен, что опасность миновала.
    Рекордный полёт с парашютными прыжками Евгения Андреева и Петра Долгова состоялся 1 ноября 1962 года. Стратостат «Волга» достиг высоты 25458 метров, после чего гондола была разгерметизирована и Андреев катапультировался. Пролетев в свободном падении 24500 метров, он благополучно приземлился. В свободном падении он летел почти до самой земли - его парашют раскрылся на высоте 950 метров. В свободном падении он находился четыре с половиной минуты - на десять секунд больше, чем полвека спустя Баумгартнер. Но последний, как упоминалось выше, прыгал с большей высоты - 39000 метров.
    Долгов прыгнул с высоты 28640 метров, но из-за удара о выступающий элемент кабины его шлем разгерметизировался и он погиб. Евгений Андреев продолжал свою деятельность по испытаниям парашютных систем. В ходе одного из испытательных полётов ему едва не раздробило ногу - захваты, защищающие пилота от напора воздуха, не сработали. После сложной операции нога стала короче другой. Андреева едва не списали на пенсию, но он доказал, что сможет прыгать, надев на повреждённую ногу ортопедический ботинок.
    Стратостат «Волга» использовался не только для осуществления рекордных парашютных прыжков, но и для отработки различных систем, в том числе и жизнеобеспечения и спасения, космических кораблей. Разные пилоты-испытатели, в числе которых был также лётчик-космонавт СССР майор Василий Лазарев, налетали на нём десятки часов каждый.
    Скафандр, который применяется для прыжков из стратосферы, имеет отличия от космического и авиационного. Его главная задача - стабилизировать полет парашютиста, то есть сделать возможным движения рук и ног в воздухе, которыми парашютист как бы опирается на воздух. Заслуженный лётчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев отмечал, что они входили также в состав космической системы «Буран», которая, в случае отказа двигателей, могла катапультировать с высоты 25 километров и при скорости три тысячи километров в час. В США системы индивидуального спасения экипажей космических кораблей не было, поэтому «шаттлы» гибли вместе с их экипажами.
    Магомед Толбоев был в числе тех, кто разрабатывал программу индивидуального спасения космонавтов с орбитальных станций. В ходе работ был создан материал, способный в течение минуты выдерживать температуру в шесть тысяч градусов, и парашютный рюкзак. До вхождения в атмосферу он служил опорой, а в атмосфере мгновенно раскрывался. По словам Магомеда Толбоева, велась подготовка к прыжкам с высоты от 300 до 400 километров, т.е. с орбиты МКС. К настоящему времени были успешно проведены испытания с манекенами, но после этого программа остановилась. И именно поэтому сегодня число космонавтов на МКС ограничено числом мест на спасательном корабле. К настоящему времени построено несколько аппаратов, но....потребителей нет. И в случае, если МКС потерпит серьёзную аварию, неизвестно, какова будет судьба экипажа.
    Магомед Толбоев ещё в апреле 2003 года готовился подняться на специальной аэростатной лаборатории «Авгур-40000» на высоту 35000, а по некоторым данным даже 40000 метров. С этой высоты должен быть совершён затяжной прыжок с парашютом, а на высоте 31000 метров должна быть преодолена скорость звука. Программа была заморожена из-за отсутствия 5 миллионов долларов.
    В начале 2000 годов был предложен проект, представляющийся фантастическим. Спортсмен-парашютист Виктор Петрук намеревался подняться на ракете на высоту 460 километров и совершить из космоса самый затяжной в мире прыжок. Согласно расчетам, время свободного падения должно было составить 444 секунды, а максимальная скорость свободного падения - намного превысить скорость звука и составить 2710 метров в секунду, что соответствует числу Маха 9,67. Парашютист при входе в атмосферу должен был испытывать почти 19-кратные перегрузки. Но такое испытание находится почти за пределами человеческих возможностей. Добро на эксперимент не было получено.
    Старший инженер-испытатель, космонавт-испытатель НПП «Звезда» Владимир Северин в ходе общения с журналистами отметил, что в нашей стране рекорд Феликса Баумгартнера мог быть совершён 40 и даже 50 лет назад. Но в последние годы на это никто не обращал внимания. Выходит, в своём отечестве нет не только пророка, но и своего «железного Феликса».

Константин Петров
Воздушный транспорт гражданской авиации, 07 ноября 2012


Компьютерная обработка AVV.

 Назад