Здесь, под небом Илана...

    Семеро астронавтов НАСА (в числе специальной делегации из 20-ти человек) в начале февраля 2003 г. приехали в Израиль, чтобы проститься со своим другом Иланом Рамоном.

 * * *

    Члены делегации, астронавты и официальные лица американского космического агентства, прилетев одним самолетом с семьей Илана Рамона, отдали дань памяти первого астронавта Израиля на государственной траурной церемонии на авиабазе «Лод», присутствовали на похоронах Илана Рамона в мошаве Нахаляль и совершили традиционные экскурсии в Иерусалим и в Яффо. Но, пожалуй, только когда они посетили эскадрилью истребителей F-16, в которой летал Илан Рамон в последнее десятилетие, они смогли вновь ощутить ту близость, которая была между ними. Известные астронавты, национальные герои Америки, они приехали на авиабазу «Хацор» просто как друзья Илана.
    Большую часть своей службы Илан Рамон провел в различных эскадрильях истребителей F-16. В 105-ю эскадрилью «Акрав» («Скорпион») в один из дней вместе с членами американской делегации приехали четверо детей Илана Рамона: 15-летний Асаф, 13-летний Таль, 9-летний Ифтах и 5-летняя Ноа. Прославленная 105-я эскадрилья, знакомая всем по ее боевым операциям, в этот день превратилась в мемориал, посвященный памяти ее бывшего командира и первого израильского астронавта. В центре внимания были американские гости, присутствие которых дарило всем ощущение необычности происходящего.
    Астронавт Гарретт Рейсман, американский еврей, однокашник Илана Рамона по курсу астронавтов, рассказывает о нем, как о человеке простом, всегда улыбающемся, очень приятном. «Я понимаю, насколько он вписывался в эту эскадрилью» , - говорит он. В космосе Рейсман еще не был. Рамон был первым курсантом их «класса» 1998 года, назначенным в экипаж и отправившимся вполет. А Гарретт Рейсман все еще ждет своей очереди, которая, увы, ничуть не приблизилась. «Трагедия «Колумбии» приостановила всю программу полетов в НАСА. Я подготовлен в качестве полетного специалиста шаттла, но сейчас никто из нас не знает, когда придет его очередь полететь» , - с грустью говорит Гарретт. Ни один из новобранцев НАСА набора 1998 года (в количестве 25 человек) в космос еще не летал, хотя несколько человек уже зачислены в экипажи. А Илан Рамон официально не был в числе иностранных астронавтов «класса 1998 года», но, по соглашению с администрацией НАСА, прослушал весь курс в качестве «вольнослушателя».
    А вот астронавт Майкл Массимино уже успел побывать в космосе. Немногим более года назад он летал на «Колумбии» в составе экипажа миссии STS-109, задачей которой был ремонт и обслуживание космического телескопа «Хаббл». Массимино со своими коллегами установил, в частности, на «Хаббл» новые солнечные батареи. Это был предпоследний полет «Колумбии».
    На вопрос, кем был для него Илан, Массимино лаконично отвечает: «Просто другом» . Почти 7 лет назад Майк пришел в НАСА, около 11 суток провел на орбите, совершил 2 выхода в открытый космос продолжительностью более 7 часов каждый. Но все равно этот мужественный профессионал был взволнован. Он никогда не мог представить, что будет сидеть когда-либо в инструктажной комнате боевой эскадрильи израильских ВВС. И разумеется, не думал он, что случится это при таких грустных обстоятельствах.
    В двери инструктажной комнаты, после того как гости прослушали краткую лекцию командира эскадрильи о ее прошлом и настоящем, у Майкла Массимино завязалась беседа с Асафом Рамоном. Тема: «Проверка зрения, или Как не споткнуться у глазного врача и поступить в летную школу» . Асаф всерьез собирается стать летчиком, и не скрывает, что его самая большая мечта - полететь в космос, как отец.
    «Всегда стоит идти на проверку утром, когда глаза в наилучшем состоянии, не уставшие» , - дает авторитетную рекомендацию Массимино, владеющий немалым опытом прохождения медицинских проверок в НАСА. Асаф, будущий продолжатель славной династии наших летчиков, внимательно слушает. Остальные стоят вокруг, все вместе: астронавты, израильские летчики, командиры. Всех объединяет небо.
    Из здания эскадрильи гости и хозяева выходят к самолетам. Астронавты выслушивают разъяснение о главном оружии эскадрильи - самолетах F-16 и наблюдают за стремительным взлетом тройки истребителей-бомбардировщиков Потом они удостаиваются чести посидеть в пилотской кабине, и с помощью комэска ознакомиться с системами, установленными там. На вопрос, где приятнее сидеть: в кабине F-16, или в кабине шаттла, Массимино дипломатично отвечает: «И там, и там очень интересно» .
    Массимино ожидает назначения в космический экипаж, но пока что даже приблизительно неизвестно, когда возобновятся полеты, и куда он будет назначен. Трагедия «Колумбии» не оставляет его мыслей. «Мы, астронавты, знаем, что наша работа опасна, так же, как есть опасность для пилота F-16» , - говорит он. - Но мы идем на этот риск. То, что произошло с «Колумбией» - очень печально. Мы знаем, что это может случиться вновь, хотя надеемся, конечно, что не случится. В любом случае, мы обязаны выполнять наше задание, даже если оно сопряжено с риском» .
    Стив Маклин, канадский астронавт, первый раз побывал в космосе еще в 1992 году. Он, как и Массимино, тоже летал на «Колумбии» (только на 10 лет раньше) в миссии STS-52, в рамках которой проводились различные исследования и эксперименты. В кабине «Колумбии» Маклин занимал то же место, что и Рамон.
    Сегодня канадец в составе экипажа «Индевора» (миссия STS-115), второй по счету экспедиции в нынешнем графике полетов после их возобновления. По программе полета шаттл должен доставить на Международную космическую станцию новые элементы конструкции. «Мне известно об опасности полетов с того дня, когда я стал астронавтом, но, тем не менее, нелегко лететь снова после такой катастрофы, - признается Стив и добавляет, показывая на один из самолетов, - Ощущения астронавта, в принципе, не сильно отличаются от чувств пилота F-16. Ты идешь в полет и, в общем-то, не знаешь, вернешься ли обратно» .
    Американские друзья с вдохновением говорили о своем погибшем друге. «Космос очень притягательная и захватывающая вещь, но самая лучшая вещь, которую мы получаем от работы в НАСА, - это возможность познакомится с такими людьми, как Илан, - говорит Массимино. - Мне был очень любопытен его опыт в израильских ВВС, но из него невозможно было вытянуть словечко об этом! Наконец-то я посетил его эскадрилью. И как жаль, что без него!» .
    Стив Маклин считает Рамона своим лучшим другом в НАСА. Они познакомились буквально в первые дни Рамона в США, и в последние годы проводили много времени вместе. Каждое воскресенье, например, они играли в традиционную игру «фризби» (что-то вроде регби с летающими дисками). На игровом поле регулярно собирались Маклин, Рамон, Уилльям МакКулл (погибший впоследствии пилот «Колумбии») и еще один сотрудник НАСА. «Илан всегда был стратегом, всегда смотрел на все широко, аналитически, и потому выигрывал, - рассказывает Маклин. - Даже во фризби он не соглашался проигрывать» .
    Маклин никогда не забудет, как был в гостях у семьи Рамон в Хьюстоне, и вместе с женой рассматривал альбомы с израильскими фотографиями, которые показывали Илан и Рона. Каждую фотографию Илан обстоятельно комментировал, попутно обрисовывавая чете Маклин непростое положение в Израиле. «Находиться с ним рядом было просто удовольствием, - говорит Маклин. - Илан всегда был в хорошем расположении духа, всегда с улыбкой на лице. Неважно, что он делал, он всегда улыбался. Не требовалсь чего-то особенного, чтобы с ним познакомиться. Надо было просто быть рядом с ним». Надин Елгопольски, жена Маклина, помнит Рамона тоже с самой лучшей стороны: «Илан был самым лучшим представителем, которого вы могли послать в Америку и в космос», - говорит она.

 * * *

    В середине апреля автор этих строк побывал на могиле Илана Рамона в мошаве Нахаляль. Небольшое кладбище рядом с мошавом разделено на два части - военную и гражданскую. На военной части кладбища покоится легендарный военачальник Моше Даян (его могилу покрывает простая мраморная плита). Практически напротив могилы Даяна, по другую сторону лестничного спуска (в гражданской части кладбища), находится могила израильского астронавта. Отсюда, с косогора, превосходно видна вся Изреэльская долина. Этот прекрасный вид очень любил Илан Рамон, когда служил на близлежащей военно-воздушной базе «Рамат-Давид» .
    Место упокоения астронавта обозначено временной белой табличкой, установленной Армией обороны Израиля, с эмблемой ЦАХАЛа и надписью: «Полковник ИЛАН сын Элиэзера и Тони РАМОН» .
    Памятник на могиле пока не установлен. Как принято, ЦАХАЛ предложил семье установку стандартного военного памятника из средств Министерства обороны. Однако Рона Рамон, вдова астронавта, отказалась от этого предложения, так как намерена оставить рядом с могилой мужа место для себя. Широкий фундамент под двойной могильный камень уже приготовлен. Могила усеяна множеством камешков - по еврейской традиции, каждый посетивший оставляет камень. Я тоже оставил камень и возложил на могилу цветы, от себя и от моих друзей - энтузиастов космонавтики из разных стран мира.

 * * *

    В качестве послесловия можно отметить, что 16 апреля Президент США Дж.Буш подписал официальный акт о создании мемориала памяти жертв катастрофы «Колумбии» на Арлингтонском национальном кладбище. Согласно президентскому указу, на создание мемориала будет первоначально выделена сумма в 500 000 долларов, а также разрешено принимать различные пожертвования в течение 5 лет. Памятник экипажу «Колумбии» будет воздвигнут вблизи монумента астронавтам «Челленджера».

Леон Розенблюм

Оригинальный текст предоставлен автором и используется с его разрешения. Статья подготовлена к печати в апреле 2003 года, но не была опубликована.

Последнее обновление: 25.03.2004