Туристы вместо космонавтов

В. ЛЕБЕДЕВ, во время второго полета в космос, 1982 г.

    На днях услышал по радио, что в Звездном городке готовится очередной турист из ЮАР для полета в составе нашего экипажа на Международную станцию, а за ним уже в очереди следующий из Италии.
    Видимо, у нас действительно наступил кризис в пилотируемой космонавтике, если мы свою квоту в Международной космической программе расходуем на богатых чудаков. Интересно, как бы мы поступили, если бы кто-то предложил нам за большие деньги организовать казино со стриптизом в Кремле? Мы что, тоже согласились бы, объясняя это трудностями бюджета, не считаясь с общественным мнением и престижем страны? Каждый нормальный человек, наверное, скажет, что это неприемлемо. После полета американского туриста Тито на нашем корабле “Союз-ТМ” мне позвонили из газеты “Трибуна” и спросили мнение по поводу этого полета на Международную космическую станцию (МКС). Ответил: это то же самое, что послать туда пустой мешок за 20 миллионов долларов. Я считаю это безнравственным, и вот почему. Нарушается принятый странами-участницами этого проекта статус МКС, предназначенной для проведения научно-исследовательских работ. Это обязательства каждой стороны в общем партнерстве.
    Нельзя не учитывать и мнение тех, кто посвятил жизнь созданию космической техники и освоению космоса. Это ни много ни мало, а уже несколько поколений людей, идущих по пути к великой цели расширения границ наших представлений об окружающем мире полетами за пределами Земли. Оправданно ли государству, не считаясь с их подвижничеством, энтузиазмом и тяжелейшими жизненными испытаниями на этом пути, принимать такие решения, не беря во внимание их точку зрения?
    Укрепляется ли вера нового поколения специалистов в стремлении творческого совершенствования или это унижает, оскорбляет циничным объяснением, что все это делается якобы во благо выживания космонавтики и сохранения коллективов?
    Эти объяснения – ложь, которой прикрываются чиновники и функционеры космической отрасли, ввергая великое дело в рыночную неразбериху, где можно корысть спрятать за благородством, уповая, что время скроет все следы их деяний, направленных прежде всего на свое выживание, с потерей приоритетов, перспектив для страны в освоении космоса.
    Один глобальный шаг на этом пути сделали, обосновав необходимость затопления станции “Мир”, когда ценой национального достояния устроили звездный дождь над земным шаром, продемонстрировав всему миру глупость и бездарность нынешних хозяев отечественной космонавтики, ее приватизировавших. И нет никого в ответе за это, только объяснение: “Клиент умер естественной смертью, намного пережив самого себя”.
    Но если долгая жизнь станции “Мир” стала возможной благодаря таланту, опыту и подвижничеству ее непосредственных творцов, то спрашивается: почему решение о кончине произошло без их согласия? И, главное, без учета их права искать решения для продолжения работы с заменой по мере необходимости отработавших модулей, с возвращением их на Землю как бесценных плодов наших достижений для использования сегодняшними и будущими поколениями? Потеряны уникальные возможности изучения и исследования станции на Земле, ее систем, агрегатов, материалов, прошедших эксперимент в естественной лаборатории по воздействию условий космоса (вакуум, излучение Солнца, потоки микрометеоритов, космические лучи и т.д.), с динамическими нагрузками на корпус, его узлы, агрегаты при маневрах, ориентациях, стыковках. И все это пошло прахом в угоду опять же спокойствию функционеров космонавтики. А ведь они из тех же рядов партийных и советских чиновников, кто привел страну к развалу.
    Все это стало возможно в стране, где отсутствует государственная компетентность. К сожалению, мы так “барахтаемся” после крушения СССР уже десять лет, позволив небольшой группе политиков и близких к ним кругов делать с его останками все, что угодно, уродуя организм страны, подгоняя пропагандистскую мешанину под общее звучание: все стабилизируется, уровень жизни повышается, объем производства растет, инвестиции не за горами, бюджет тоже пухнет и т.д.
    Тенденции общие: от отдельно взятой части организма, будь то армия, промышленность, сельское хозяйство, наука, образование, до общего диагноза, когда, издеваясь над страной, все декларируется как ей “во благо”. Возможно, и во благо, но не России, а Европы и Америки.
    То же самое происходит на примере полета Тито.
    Гражданин США попросил у другого государства – подчеркиваю: не частной компании, а государства – продать ему право на полет на станцию, являющуюся общенациональным достоянием нескольких стран, ответственных за перспективу ее развития и использования. Поправ мнения всех участников проекта, взбрыкнув от постоянного давления и соглашательств с Америкой, всё ей уступив и проиграв от трусости и бездарности, нашли повод упереться и показать: “Мы такие!” Опять же за наш счет и вопреки всему ради откупных части ничтожного дохода в 20 млн. грязно-зеленых.
    Их реформаторский почин – каждый человек в мире может сегодня обратиться к ним (а не к нам, стране, народу в лице правительства, Госдумы) не с просьбой, так как она предполагает обоснование, а с предложением “хочу” и “за сколько?”.
    Полететь в космос во благо ракетно-космической корпорации с членами совета директоров, часть которых не имеет к ней никакого отношения и понимания; пойти в поход на атомной подводной лодке в боевое дежурство во благо выживания стареющего нашего флота; полетать на опытном истребителе во благо штопорящей авиационной промышленности…
    А кто-то может пожелать нажать и на ядерную кнопку, шарахнув по “излюбленному месту” на земном шаре. Оказывается, весь вопрос в цене. Главное – “я хочу”, а вы – государство, или как там называетесь, в лице Коптева, Клебанова и пр., скажите, сколько это будет стоить. Мы договоримся – я, Тито или кто-то ему подобный, а вы – “государство”. Бред сивой кобылы, скажет каждый. Возможно ли так опускаться в глупости и всеобщей пассивности взирающих на верховновластные упражнения? Так и хочется сказать “Долой!” безответственным выскочкам во власти, министрам с портфелями членов совета директоров подведомственных им компаний, ведущим “аскетическую” жизнь на госокладах не выше 10 тысяч рублей и представляющим нас с вами в “Газпроме”, РАО “ЕЭС”, и всех тех компаниях, распоряжающихся кладовыми наших народных богатств, умиляющихся нашему терпению, патриотизму не во имя страны, а во имя их богатых, престолонаследных правителей России.
    После таких шагов за выживание нашего государства (а значит, нас с вами) теряется цель высокого служения Отечеству не щадя живота своего, во благо ему. На чем расти будет новое поколение – на торговле идеалами отцов и матерей, истории нашей? Во имя чего жить будут – во благо хапнувших общенародное, их дворцов и двойных гражданств, а значит, и морали?
    С чем пойдем в космос – с желанием только побольше заработать, потеряв мечту в светлое, возвышенное? Нет, не верю в такое будущее и не хочу его. Или мы – народ единый со славной историей предков, их заветами, или будем жить кто во что горазд. Это и есть новая идеология, которая стремится вырвать у нас прошлое.
    Мне могут возразить: а почему бы не дать возможность тем, кто хотел бы ощутить космос, посмотреть на Землю со стороны глазами рядового обывателя, за их деньги, если техника надежна и такая возможность есть?
    Конечно, сегодня космонавтика достигла такого уровня, что возможны полеты вокруг Земли обычных людей, способных платить за свою любознательность. Но для этого надо создать соответствующую туристическую программу, условия ее реализации, у которой будут свои цели, коммерческие и рекламные задачи. Такая программа может осуществляться как государством, так и на акционерной основе рядом государств. Но сегодня даже самые предприимчивые американцы не пошли по этому пути, им недосуг и не хочется ставить копейку выше престижа.
    Такая программа должна не мешать тем, кто должен идти вперед, имея свободу и ограждение от посягательств на творчество коммерцией, создавая новую технику, определяя перспективу прогресса общества научными открытиями и высокотехнологичными достижениями, открывающими мир познания дальнего космоса.
    Идти на поводу чьих-то желаний, пусть даже за большие деньги, государству не к лицу. Оно должно на законодательном уровне защитить национальное достояние от обслуживания чьей-то прихоти. Вся циничность этих деяний просматривается даже на примере состава экипажа, в котором бортинженером выступает бывший секретарь Совета безопасности Батурин, который на закате “романтической юности” сумел второй раз пробиться в космос. Не по заслугам в инженерной работе, не по таланту ученого, а как чиновник высшего разряда за заслуги или услуги тем, кто сегодня эксплуатирует космонавтику. В экипаже наглядно спаялись политическая воля, конъюнктура, преодолевшая российско-казахскую границу, окучивание служебного положения в личных целях, а может, и как разменная карта, когда в космос отправляют обмишулившегося чиновника из власти, как за рубеж в посольства, и тех, кто считает, что за деньги можно все.
    В интервью, опубликованном в №7 за 2001 год журнала “Новости космонавтики”, отвечая на вопрос корреспондента, оправданно ли пребывание пассажира на борту, командир корабля “Союз ТМ-32” Мусабаев заявил: “А почему бы не заработать, если третье место свободно?”
    Но в таком случае напрашивается вопрос: а почему его не занять нашим ученым в области наук о Земле, ведь это место и было предназначено для космонавта-исследователя. Что, у нас уже нет задач, условий и аппаратуры для его работы на станции? В таком случае и в кресла командира с бортинженером можно посадить пассажиров, так как наша техника позволяет спокойно доставить их на станцию в автоматическом режиме. И будет уже не 20, а 60 миллионов долларов в кармане. А с героической миссией, как их на станции разместить, накормить, удовлетворить их любознательность и назад отправить, для основного экипажа станции не составит особого труда, так как им приходится столько грузов принимать и отправлять. А если еще за каждого богатенького им и всем специалистам, обеспечивающим полет, выдать премию, то проблем вообще не будет.
    Конечно, космическое пространство привлекательно. Пока его стерильная среда засоряется отработанной техникой, что уже неприемлемо, но выносить туда проблемы нашего общества на Земле недопустимо. Дорога космонавтики прокладывается сегодняшними реформаторами в никуда, а точнее, в направлении обслуживания интересов тех, кто ею управляет, и тех, кому позволяется ее эксплуатировать в ущерб нашим национальным интересам.
    Если Ю. А. Гагарин осуществил мечту человечества, открыв дорогу за горизонт наших представлений в познании жизни Вселенной, то такие полеты через 40 лет после него засоряют чистую дорогу в космос низменных земных проходимцев.
    Нельзя путать божий дар с яичницей. МКС только разворачивается как экспериментальная научная лаборатория, в ней сейчас идет отработка всех звеньев обеспечения полета с отладкой функционирования всех систем орбитальной станции во взаимодействии представителей разных технических школ – участников проекта. В этот период безопасность экипажа зависит от глубины профессиональных знаний и сплоченности экипажа. По сигналу возможной аварии в случае пожара, разгерметизации космонавты обязаны в минимальное время, исчисляемое минутами и даже секундами, оценить ситуацию, резервное время возможной борьбы за живучесть станции, чтобы принять решение, в крайнем случае, ее покинуть с обязательным захватом с собой контейнера с материалами исследований.
    А экипаж нагружают дополнительным грузом – туристом, который, естественно, не сможет адекватно оценить степень опасности, реагировать на нее, а следовательно, и вести себя, усугубляя тем самым сложное положение. Оправданно ли это путешествие, понижающее безопасность членов коллективной международной команды таким довеском? Полагаю, об этом надо спросить всех участников проекта. Изначально мы создаем климат своеволия в общем деле.
    Разменивая наши исследовательские возможности на МКС на частные задачи, которые расходятся с общей идеологией станции, мы посягнули на корпоративные обязательства по реализации общих возможностей. Не к лицу нам занимать такую позицию в сотрудничестве по освоению космоса. Столбовой дорогой космонавтики является изучение Земли, возможностей космоса, познания Вселенной, чтобы жизнь людей стала лучше и более предсказуемой, а не сдача кораблей в извоз для катания на космических горках.

 

Валентин ЛЕБЕДЕВ,
дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР,
член-корреспондент Российской академии наук,
Литературная газета, № 2-3, 2002

Оригинальный текст и иллюстрации предоставлены автором и размещены с его разрешения.

Компьютерная обработка AVV.

 Назад