«Возмутительные рассказы» Майка Маллейна

   

    Среди книг о космонавтике произведения автобиографического жанра, написанные непосредственными участниками событий, занимают, пожалуй, наиболее интересное место. В полной мере эту оценку можно отнести и к новой книге американского астронавта Ричарда Майка (Майкла) Маллейна. И нельзя не отметить, что книга, которую он назвал: «Верхом на ракетах: возмутительные рассказы астронавта шаттла» (Mullane, R. Mike ‘Riding Rockets: The Outrageous Tales of a Space Shuttle Astronaut’, Scribner, New York, 2006), интересна не только описанием космических полетов и рассказом об истории первого «шаттловского» набора астронавтов США.

    Книга Майка Маллейна едва ли не каждой фразой спорит с пресловутым Отделом общественных связей NASA, с его манерой представления астронавтов: «никаких недостатков, никаких слабостей». Астронавт пишет о людях, с которыми работал рука об руку на Земле и в космосе, показывая их сильные стороны, не скрывая и слабых – не исключая себя самого. Без малейшей рисовки Маллейн признается и в неисчезающем страхе погибнуть в космическом полете, и в опустошении от бесконечных отсрочек старта («На пресс-конференции экипаж делал вид, что ему все нипочем... Астронавты – большие актеры»), и в постоянных опасениях, что его просто не назначат в летный экипаж... Маллейн пишет обо всем этом искренне и честно, не сглаживая углов, без налета дипломатичности и «политкорректности».
    Подробно останавливается он на истории гибели «Челленджера», убежденно считая, что NASA было в силах предотвратить катастрофу, что прогары уплотнительных прокладок на ТТУ случались и ранее, включая его полет на «Дискавери» (STS 41-D). Не раз и не два астронавт подчеркивает, что он и его коллеги отправлялись на орбиту на корабле, лишенном какой-либо системы аварийного спасения. «Бог хранит детей, пьяных и астронавтов», – повторяет Маллейн поговорку, заимствованную у Джона Янга. И до 28 января 1986 года казалось, что это так...
    Гибель экипажа «Челленджера» стала ключевым событием в жизни автора книги. С Джудит Резник, коллегой по экипажу в STS 41-D, его связывала теплая дружба. Маллейн признается, что он, католик по воспитанию и выходец из военной среды, когда-то не представлял женщину в качестве коллеги и профессионала. Джудит заставила его пересмотреть свои убеждения... Маллейн придерживается мнения, что астронавты «Челленджера» оставались в сознании до падения кабины шаттла в океан, и с леденящим душу профессионализмом описывает их состояние, пытаясь увидеть их глазами роковое 2-минутное падение.
    Трагедией едва не закончился полет STS-27, в котором орбитальный корабль получил повреждения от термоизоляционного покрытия ТТУ. Специалист полета Маллейн с помощью телекамеры дистанционного манипулятора осмотрел внешнее покрытие и доложил на Землю: «Хьюстон, мы видим множество повреждений. Это выглядит так, как будто одна из плиток полностью потеряна». Через несколько минут из Хьюстона ответили: «Мы посмотрели ваши изображения, и механики говорят, что проблемы нет. Повреждения не сильные». «Мы не могли поверить услышанному», – вспоминает Маллейн. Позже выяснилось, что телекадры, увиденные на Земле, были плохого качества... но экипаж шел на посадку абсолютно без уверенности, что останется в живых. 700 повреждений насчитали на Земле на обшивке «Атлантиса».
    С обидой и неприязнью пишет Маллейн о двух самых влиятельных персонах в жизни астронавта – Джордже Эбби (руководителе Директората летных операций) и Джоне Янге (шефе Отдела астронавтов), описывая их авторитарную манеру назначения астронавтов в экипажи. Особое раздражение вызывает у него необъяснимое предпочтение, отдаваемое Эбби астронавтам из числа морских авиаторов – в ущерб выходцам из ВВС (к которым принадлежал и сам Маллейн). Признавая Эбби как выдающегося организатора, и Янга, как отважного астронавта, он не без резкости пишет: «Если я когда-то погибну, то не хочу, чтобы Эбби и Янг пришли ко мне на могилу». С «возмутительной» откровенностью Маллейн не щадит никого. Единственные безупречные герои в книге – его жена Донна, жены астронавтов и их вдовы... Недаром астронавтов, которых NASA по традиции отряжает сопровождать семьи отправляющихся на орбиту астронавтов, с черным юмором называют «эскортом во вдовство».
    И, несмотря на столь критический отзыв о NASA, Маллейн признается, что и он, и любой его коллега были готовы «запрыгнуть» в шаттл для любого следующего полета. «Это значит – быть астронавтом», – заключает он, и этим все сказано.
    Маллейн участвовал в двух секретных полетах по программе министерства обороны США. Гибель «Челленджера» оборвала подготовку к его старту с Западного побережья (миссия STS 62-A).
    «Я безумно радовался моей удачной фортуне. Миссия с Ванденберга должна была стать действительно первой. Она должна была вынести меня и остальной экипаж на полярную орбиту, где до этого не был ни один человек. Бедняги, летящие с KSC на запуск коммерческого спутника, могли видеть только узкую полоску земли между 28 градусами южной и 28 градусами северной широты (как я на STS 41-D). Как скучно! С полярной орбиты мы сможем увидеть всю Землю. Мы будем пролетать над северным и южным полюсами. Мы пролетим надо льдами Гренландии и горными пространствами Антарктики, мы пересечем весь Советский Союз...»
    С юмором пишет Маллейн о «почестях», выпавших на его долю после полета STS-27:
    «Мы попали в бункер, где нас приветствовал высокий правительственный чин. Он поблагодарил нас за работу и приколол каждому на грудь «Национальную медаль за разведывательные достижения» [National Intelligence medal of Achievement]. Невольно я засмеялся над этим титулом. Название звучало похоже на награду безмозглому пугалу из «Волшебника страны Оз». Но все-таки это был полный для меня гордости момент... Я ощутил себя напрямую связанным с обороной Америки, чего я не чувствовал даже во Вьетнаме или во время моей службы в силах НАТО...
    Когда встреча закончилась, я уже воображал, как расскажу Донне о награде... Но мои мечтания закончились у двери бункера. Нас попросили вернуть наши медали. «Извините, но это секретная награда. Вы не можете носить ее публично или рассказывать о ней. Она не будет зафиксирована в вашем личном деле. Но если вы будете когда-нибудь в городе и захотите поносить ее в нашем бункере, будьте нашими гостями». Изумительно, подумал я. Мы получили медаль, которую можно носить только в бункере. Джеймс Бонд, по крайней мере, мог поведать д-ру Гудхэду о своих приключениях, мы же не можем никому рассказывать о наших, даже женам!..»
    Маллейн без стеснения и с неизменным остроумием описывает многочисленные медицинские и физиологические аспекты космических полетов и преподносит целую коллекцию «веселых» (для читателя, но, очевидно, не для астронавтов) историй, связанных со спецификой и механизмом естественных отправлений на борту космического корабля.
    С насмешкой и неудовольствием отзывается Маллейн об участии в полетах шаттла непрофессиональных астронавтов, с иронией называя их «почасовиками» («part-timers»). Одному из таких «почасовиков», конгрессмену Биллу Нельсону, автор уделяет множество саркастических строк:
    «Когда конгрессмен Нельсон прибыл в JSC, он горел желанием сыграть реальную роль в миссии... Но именно это и составляло проблему. Никто из ученых, чьи экспериментальные установки числились в бортовом реестре, не хотел, чтобы Нельсон с ними работал. Они получили единственный шанс запустить свои эксперименты, над которыми они с астронавтами трудились многие месяцы, и им вовсе не хотелось, чтобы в последний момент политик-непрофессионал стал ими заниматься... Нельсон продолжал настаивать, но Хут Гибсон, командир экипажа, оставался тверд – в его миссии основные эксперименты проведут специалисты полета. Шутники в Отделе астронавтов быстро ухватили энтузиазм Нельсона по проведению «важного эксперимента» и раздули его как «попытку найти средство от рака».
    Поскольку количество экспериментов было ограничено, Нельсон стал пробивать идею заснять Эфиопию в надежде оказать помощь гуманитарным агентствам в борьбе с засухой в этой стране. В распространившихся шутках это было подано так, что мол, 2-я задача миссии Нельсона – «Положить конец голоду в Эфиопии».
    Наконец, Нельсон изобрел настоящую «бомбу». Он возжелал, чтобы NASA поработало с Советами, и провело общение между ним и космонавтами на станции «Салют». В тот момент холодная война была на пике. Сложности, и технические и политические, были непомерными: налаживание линии между двумя космическими кораблями было бы трудным делом и заняло бы массу времени. Экипаж не хотел этого делать. Никто не хотел иметь дело с этой мурой... А пока юмористы преподнесли 3-ю задачу полета Нельсона: «Поговорить с русскими космонавтами о мире во всем мире». Шутки внезапно преобрели «подкрепление», когда один из космонавтов был возвращен на Землю – вероятно, по причине болезни. Астронавты шутили, что коммунисты прекратили свой полет, узнав, что Нельсон хочет с ними побеседовать...».
    С симпатией рисует автор портреты друзей-астронавтов из набора 1978 г., членов экипажей, с которыми он летал. Но и тут юмор не покидает его. Вот отчаянный летчик Фред Грегори, с которым автору книги «посчастливилось» осуществить головокружительно-рискованный полет на заднем сиденьи реактивного Т-38 внутри каньона Рио-Гранде. «Ирония состоит в том, – пишет Маллейн, – что через много лет Грегори был назначен заместителем администратора NASA по безопасности. Я догадываюсь, что он, вероятно, с тех пор поумнел».
    Книга Майка Маллейна – прекрасное отражение мыслей и чувств астронавта, честное описание страхов и опасностей, подстерегающих человека в космическом полете, радости и гордости их преодоления, дань благодарности родным и близким, друзьям и коллегам – живым и ушедшим.
   

Леон Розенблюм
Апрель 2006

Материал предоставлен автором специально для нашего сайта

Компьютерная обработка AVV

 Назад

По материалам книги «Салют» на орбите»
Цифры указывают дату (число, месяц, год) и московское время (часы минуты)
Комплекс приборов медицинского контроля
Костюм для условий невесомости. Создает дозированную физическую нагрузку