Космонавт - не только профессия

В ближайшие годы планируются пилотируемые полеты на Марс

    Прообраз межпланетных кораблей, долговременные орбитальные станции, "привязаны" к Земле, откуда получают рекомендации, помощь в технике и, если понадобится, вплоть до спасения экипажа. Полеты в дальнем космосе потребуют полной автономности, и Земля должна быть готова передать свои функции экипажу, а тот принять их как на подводном корабле в автономном плавании. В таком полете космонавты останутся наедине с техникой в незнакомых условиях и должны быть готовы обеспечивать навигацию, просчитывать варианты управления полетом, принимать решения вплоть до возвращения на Землю. Обычным резервированием там не обойтись, экипаж будет полностью определять успех полета. Но решиться на это можно не раньше, чем пилотируемые орбитальные станции перестанут нуждаться в постоянном техническом обслуживании и ремонте, а человек окажется не заложником техники и всей системы обеспечения полета, а хозяином положения.
    Чтобы достичь этого, необходимо ориентироваться не только на выносливых и технически грамотных, но и на тех, кто способен мыслить на уровне поставленных задач и брать ответственность на себя. Таковыми могут быть разносторонне развитые люди, которым придется находить нестандартные решения в не предсказуемых условиях. Тем более им легче будет создать атмосферу взаимообогащающих интересов, чтобы полет не был только проверкой их крепости духа и нервов.
    Сегодняшняя практика космических полетов показывает, что космонавты заняты выполнением множества операций, часто рутинных, по техническому обслуживанию и ремонту бортовых систем, разгрузке грузовых кораблей и тратят много усилий на поддержание физической формы с медицинским контролем.
    На осмысление картины мира, открывающейся с орбиты, на поиск новых знаний через наблюдения и решение исследовательских задач у них остается совсем мало времени. Поэтому стимулы к интеллектуальному развитию деятельности космонавта отсутствуют. Так, на МКС с экипажем из двух человек 111 часов из 120 рабочего времени в неделю уходит на обслуживание жизнедеятельности станции и экипажа. Это происходит потому, что изначально на космонавтов рассчитывали как на операторов технических систем, а не на исследователей. В таких условиях ожидать от них творческой отдачи нельзя, так как они не обладают такой мотивацией. А смысл пребывания там человека в этом-то и состоит. Это произошло вследствие противоречия между провозглашаемым статусом станции как научно-исследовательской и практикой ее эксплуатации в рамках летно-конструкторских испытаний. Поэтому место человека в исследовательских программах оказалось неопределенным. По существу космонавтов нацелили на совершенствование космической техники, проверку и отработку технических решений, приобретение надежных навыков. На этом до сих пор сосредоточены все усилия служб, обеспечивающих подготовку и проведение полета. Космонавты стали посредниками между постановщиками экспериментов и научной аппаратурой, выполняя действия по контролю и обеспечению хода экспериментов по указаниям и подсказкам Земли.
    Чтобы изменить ситуацию, поставив все на свои места в соответствии со статусом станции, одних базовых знаний космонавтам недостаточно, надо при отборе людей поставить во главу такие качества, как живой ум, нестандартность мышления, изобретательность и кругозор в области изучения космоса. Разглядеть их при формальном подходе не представляется возможным. Это под силу сделать только специалистам, ученым в ходе собеседования, а не чиновникам.
    Приходят в космонавты разными путями, но в основном это летчики и инженеры. Здесь велика воля обстоятельств. Летать мечтают с детства, поэтому случайных людей в летной профессии немного. Главное в ней - здоровье, психологическая устойчивость, хорошая реакция, спортивная подготовка и здравый смысл. Сочетание этих качеств может позволить стать профессионалом высокого класса.
    Инженеров по призванию в космической области гораздо меньше. Этот путь нередко выбирают под влиянием семьи, близости места учебы и желания освободиться от армии, но те, кто совершает осознанный выбор, склонны к точным наукам, способны решать сложные задачи, изобретательны и любят технику.
    Выбрав свою профессию осмысленно, будь то летчик или инженер, естественно, они стремятся достичь в ней высот: для летчика - это испытание летательных аппаратов, для инженера - возглавить крупный проект. С дальним прицелом, одержимые мечтой стать космонавтом выбирают эти профессии совсем уж единицы.
    С первых полетов повелось, что отбор проходит из людей этих профессий, после того, как одни полетают в воинских частях, а другие поработают года три в качестве сотрудников головной ракетно-космической корпорации, и при хорошем здоровье не всегда лучшие, но обязательно при расположении руководства зачисляются в отряд. Поэтому среда космонавтов складывается из тех, кто оказался ближе к отбору и по своим качествам не противоречит его требованиям. Чтобы найти тех, кто действительно имеет призвание к этой профессии, пора открыть широкий доступ к ней молодежи, чтобы на длинной временной дистанции разглядеть тех, кто своими успехами на школьных олимпиадах, через подготовку по ориентированным студенческим программам способны доказать, что их выбор не случаен и они обладают всем необходимым для этой работы. После 45 лет романтики полетов в космос контуры профессии космонавта уже проявились, и можно говорить о призвании, искать талантливых и одержимых.
    Космонавты - штучная профессия, и готовить их по образцу и подобию нельзя. В ней важно раскрыть возможности конкретного человека, развить его задатки, склонности, увлечь перспективой, тогда будет и отдача, а человек поднимется выше и будет ценнее. Для этого надо изменить существующую программу подготовки. При изучении техники, а это процесс длительный, космонавтов надо учить не только понимать последовательность действий и выдаваемых команд, а проникать в сущность их прохождения с откликом систем. К тому же они должны быть готовы к расхождениям в характере показаний приборов, поведения систем на стендах, тренажерах с реальным полетом и даже к возможным просчетам и ошибкам Земли. Поэтому им надо вырабатывать собственный взгляд на развитие событий и способность при необходимости принимать решения, изменяющие их ход. Такая глубина освоения техники даст уверенность и свободу действий в ситуациях, когда нет подсказки Земли, а время ограничено.
    Однако техническая грамотность в пилотируемом полете - хоть и необходимое условие, но не решающее. Главное -реализация творческих возможностей человека, его способность при широте базовых знаний в той или иной области находить новые знания, их закономерности. Поэтому каждый космонавт обязан иметь собственную программу по влечению, а мир космоса столь богат, что найти себя там может каждый: полярные сияния, геология, верхняя атмосфера, ледники, вулканы, океан - выбирай, формируй программу и готовься к ее выполнению. Но для этого изучай литературу, ищи специалистов в данной области, устанавливай контакты с организациями, которые заняты этой проблемой, наполняйся знаниями, чтобы, оттолкнувшись от них, быть готовым к поиску знаний из космоса. К тому же необходимо овладеть космической географией еще на Земле по накопленным материалам съемки, охватывающим всю нашу планету, чтобы не терять в полете время на узнавание, где ты летишь и что видишь. Участвуя в экспериментах, мало понимать их смысл, надо разбираться в той области, куда направлены исследования, в астрофизике, медицине, биологии, материаловедении, тогда сможешь быть нацелен на результат. Когда этого нет, трудно сконцентрировать внимание на изучаемом объекте, чтобы выявить его наилучшие проявления и донести с максимально полной информацией до специалистов и ученых. Прокладывая такую дорогу, космонавт оказывается в иной колее, не исполнительской, а творческого роста.
    Отсюда возможны истоки и его будущей научной работы, а это труд нелегкий с подготовкой статей, докладов, монографий, выступлений на конференциях, что заставляет постоянно трудиться. Искать ответы на вопросы, возникающие на Земле и в полете, - это целая школа мышления. Пройдя всю дистанцию от постановки задачи до результата, можно подняться до уровня космонавта в его высоком предназначении.
    Кроме того, успех во многом зависит от знания условий как внутри космического корабля, так и снаружи. Невесомость, микрогравитация, состав внутренней атмосферы, электромагнитное поле, радиация, акустический фон, освещенность - это надо знать и понимать, как они влияют на человека и на проведение исследований, иначе все усилия могут оказаться напрасны, т.к. результаты будут искажены под действием этих факторов. Корабль - живой организм - имеет свою ауру, которая меняется в зависимости от его конфигурации, выбросов продуктов сгорания двигателями, разрушения покрытий станции под действием солнечной радиации, микрометеоритных потоков и т.д. Без знания их влияния нельзя быть уверенным в хороших результатах исследований.
    При этом важно знать и свои возможности как наблюдателя: разрешающую способность глаз, их цветочувствительность, изменчивость на протяжении длительного полета в зависимости от внутреннего состояния и воздействия внешних факторов. Чтобы не обмануть себя, приняв желаемое за достоверное, надо уметь выделять объекты исследования среди множества, которое предстает перед тобой за бортом, фиксировать и давать описания на языке специалистов. Различать в океане течения, вихревые структуры на фоне ветровой ряби, читать состояние водной поверхности при разной освещенности, определяя по цвету наличие взвесей, планктона, характер дна и глубину, узнавать полярные сияния, эмиссионные слои, серебристые облака, зодиакальный свет на меняющемся фоне горизонта, зная природу их возникновения, связь с солнечной активностью и районы возможного появления, в разное время года, суток находить особенности в этих явлениях и процессах, чтобы лучше их зафиксировать и познать.
    Однако из недавней беседы в ЦПК с космонавтами 13-го набора с удивлением узнал, что подготовка космонавтов в этой части мало в чем изменилась. До сих пор молодые космонавты лишены возможности знакомиться с опытом своих товарищей по их послеполетным отчетам, потому что экипажи их не пишут. И даже с докладом Ю. Гагарина они не знакомы. А он был не просто первым человеком в космосе, он был первым его исследователем, который по тому времени очень полно ответил на многие вопросы о состоянии невесомости, о звездах, о Земле, как он это увидел и почувствовал там. К сожалению, в дальнейшем эта нацеленность размылась и все свелось к грамотному выполнению полета, а индивидуальность космонавта растворилась. Венцом полета должен быть отчет, по которому можно судить о профессионализме экипажа и каждого космонавта. Это объективный критерий уровня их личных достижений. Но на написании послеполетного отчета так никто и не настаивает, а желания писать мало кто испытывает. Поэтому опыт полетов не обобщается и не анализируется. Если бы отчитываться после полета было неукоснительным правилом: с анализом работы техники, своих успехов и неудач, то это подняло бы не только ответственность космонавтов, но во многом изменило бы отношение к их деятельности на борту разработчиков космической техники, постановщиков экспериментов. По документированному, а не словесному докладу Государственной комиссии можно было бы оценить каждого, его способность к этой работе и возможность дальнейшего использования. А космонавты различались бы не по количеству полетов и суток, проведенных в космосе, а по вкладу в дело. Это дало бы им уверенность высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, чувствуя себя защищенными от конъюнктуры оценок и предвзятых мнений при назначении в экипаж.
    Чтобы возродить былой интерес общества к пилотируемым полетам, было бы неплохо восстановить забытую традицию после полета выступать по телевидению, на радио с рассказом о сделанном и со своими публикациями в прессе. Но для этого необходима готовность космонавтов вести диалог не перечислением названий экспериментов, а, как проводник, приоткрывая устройство мира, который нас окружает, вовлекая людей в свои мысли и захватывая их новизной взгляда и убедительными результатами, а не голословными заявлениями.
    Готовиться к полету - это уникальная возможность, и надо стремиться сохранить свой опыт овладения профессией, самих полетов, их содержание и личные впечатления, приобретя привычку вести дневниковые записи как документ общения с собой. Эта работа требует постоянного напряжения мысли, тренирует мозг, заставляет анализировать свои поступки, промахи и делать выводы, учит думать и сопереживать.
    Но дневник дневнику - рознь. Я говорю не о хронике внешних событий, а о процессе осознания того, с чем сталкиваешься и что преодолеваешь, с поиском своего места и утверждения в жизни. К этому надо готовиться на Земле, так как вести систематические записи на борту себя не заставишь, если не будешь увлечен и способен находить новое ежедневно и ежечасно. Это оправдает, с одной стороны, твое напряжение, а с другой - облегчит жизнь в длительном и дальнем полете. Ведь никто не проанализирует тебя лучше, чем ты сам. Тем более трудно решиться обманывать себя в дневнике. Такой документ чрезвычайно важен как память, на него всегда можно опереться, с кем бы ни общался потом. Всех интересует человек, его переживания, взаимоотношения, преодоления, увлечения, слабости - мир каждого, который неповторим. Эту потребность души американцы додумались вменить в обязанность своему космонавту Лерою Чиао 10-й экспедиции на МКС, считая, что по такому материалу они смогут понять что-то в поведенческих проблемах космонавта в дальних полетах. Но это бессмыслица - ожидать от человека искренности, вторгаясь в него чужим взглядом. Такой подход очень хорошо характеризует их мышление - свести сложное в человеке к его проекции. К счастью, мы еще до этого не дошли.
    Только увлеченный человек в решении общей задачи всегда будет бороться за результат, если же нет - при первых неудачах откажется от борьбы, найдя себе оправдание. Один раз стоит уступить - он потянет другой, и все - больше не будет сил добиваться нового, открывать его для себя и других. Потухнет взгляд и творческий настрой, начнешь скисать и дотягивать лямку до конца полета, но это уже будет мучительно трудно, в худшем случае может привести к психологическому срыву, а с ним и сломать судьбу досрочным прекращением полета.
    Правда, устремленность в работе нередко вызывает противодействие, желание утрамбовать, подогнать под общие правила. И надо быть готовым к этому, здесь выбор за каждым: пойти на поводу обстоятельств или отстаивать себя. Но эти трудности несравнимы с перспективой твоего роста как личности, а их неизбежность со временем осознаешь как шелуху недопонимания, которая слетит, утвердив главное - твой характер, индивидуальность и узнаваемость.
    К полету очень важно готовить не только себя, но и семью, к общению с тобой и твоими товарищами, где мы, как экипаж, неразделимы. Это умение понимать близкого человека на расстоянии, чувствовать взаимоотношения на борту, вовремя поддержать шуткой, воспоминаниями, встречами с друзьями, не разделяя, а объединяя, - огромное подспорье в длительных полетах, которое создает более комфортную среду, защищая от проявления эгоизма, зависти, соперничества.
    Для нового поколения космонавтов звездопад закончился - и к лучшему, т.к. свои звезды придется ковать самим. Это огромный труд, но заслуга будет личной, а не политизированно-наносной. Однако появились другие трудности, связанные с шелестом денег, и здесь важно удержаться от подмены человеческих ценностей чрезмерным прагматизмом.
    Бывает и так, что человек не соответствует достижениям, в которых участвовал, потому что это не было смыслом его жизни, а привлекла романтика. В таком случае он не способен к общению на должном уровне со специалистами, обществом, и, оставаясь приложением к историческим вехам космонавтики, привыкает к этому. Состояние полета быстро проходит, а внутреннее содержание вдруг оказывается слабым по отношению к более сложным и значительным достижениям, и, если не зацепился в своем развитии тем, что тебя заинтересовало и увлекло, остается рассказывать о том, что ты когда-то летал, видел, делал. Упустив возможности пребывания в отряде, которое дает широкий выбор для приложения сил, придешь в тупик, и тогда твоя деятельность как космонавта завершится к 50-ти годам, в расцвете сил, если не проложил дорогу к своей будущей послеполетной деятельности. После завершения каждого полета космонавт никогда не знает, когда полетит в следующий раз, это время может длиться годами и его надо не упустить, а заполнять. Если не озадачил себя делом, останется одно -продолжать совершенствоваться в технической и спортивной подготовке. Освободившееся время быстро заполнится массой забот, которые создадут ощущение большой занятости, а на самом деле оказываешься в положении ожидающего в очереди на следующий полет, растянутой на годы потерь. В таком случае ты вечный ученик, какой бы полет ни ждал, нового ничего не привнесешь.
    Способствует этому то, что до сих пор нет четкого определения профессии космонавт. К примеру, мореплаватель отличается от моряка тем, что осваивает нехоженые просторы морей и океанов. В понятии "космос" заключена вся Вселенная вместе с нами и нашим миром. Космонавт - тот же мореплаватель, а мы уподобили его моряку. Отталкиваясь от Земли, он уходит в неизведанное, как в свое время землепроходцы, которые прошли Сибирью до Тихого океана. Их описания - уникальные документы, ориентиры в земном пространстве.
    К сожалению, неправильная расстановка акцентов в предназначении долговременных орбитальных станции затормозила не только творческий рост космонавтов, но и развитие научных исследований на беспилотных аппаратах. Погоня за увеличением длительности пилотируемых полетов привела к тому, что научный выход станций "Салют", "Мир", МКС оказался низким. Это произошло потому, что до сих пор нет четкого представления, какие эксперименты целесообразно поручить человеку, а какие проводить без него. Ведь человек, подменяя возможности автоматики, не только способствует получению надежных результатов, но при этом своим присутствием значительно удорожает исследования и ухудшает чистоту условий их проведения. Не случайно главный конструктор межпланетных станций "Венера", "Марс", кораблей, доставивших лунный грунт, Г.Н. Бабакин говорил: "Может быть, я пристрастен, но я не знаю, чего не могут автоматы". Определившись с кругом задач, которые недоступны автоматическим аппаратам, только тогда поймем, что должен взять на себя человек с уникальным сочетанием в нем пытливого ума и умений, позволяющим ему находить решения в непредвиденных ситуациях, корректируя каждый шаг анализом предыдущих.
    Несмотря на то, что в космос уже летают туристы, будет большим заблуждением считать, что профессия космонавта переходит в разряд обычных. Нельзя путать ближний космос, где мы связаны Землей, с проникновением в его даль, которая безгранична. Поэтому те, кто будет удаляться от Земли, никогда не станут рядовыми космоса, и выбирать их предстоит из тех, кто в полетах у Земли докажет свое право олицетворять нашу планету. Их надо уже готовить под эгидой ООН, чтобы они укрепились верой в общечеловеческие ценности, несмотря на свою национальную и государственную принадлежность.
    Планируя полеты на Марс, следует понимать, что Человечество значительно изменилось по сравнению с началом эры освоения космоса и азартом политических амбиций его не проведешь, как и демонстрацией технических возможностей и выносливости человека. Пока мы не добьемся единства взглядов о будущем, ожидаемый результат не сможет компенсировать ущерб от духа соперничества в стремлении доказать всем свое превосходство. Проникновение человека во Вселенную должно находиться в согласии с развитием общечеловеческого сознания. Иначе своими поспешными устремлениями мы более разрушаем жизнь несовершенным разумом, тем самым удаляясь от главной цели - жить лучше и спокойнее, а не в вечной погоне теряя себя как носителей добра и таланта.

В.В. ЛЕБЕДЕВ,
дважды герой Советского Союза, член-корреспондент РАН, летчик-космонавт,

Жизнь национальностей, 2006, №1, июнь

Компьютерная обработка AVV

 Назад