Колеса для «изделия Л-2»

   
   
Луноход учили ходить по Луне в нашем городе.
   
    19 февраля 1969 года, за полгода до американского Apollo-11, стартовала советская ракета-носитель «Протон», которая несла на себе первый летный экземпляр лунохода. Однако на 52-й секунде полета сработал автоматический подрыв ракеты. Следующая попытка запустить луноход в ноябре 1970 года стала успешной. Так 35 лет назад по поверхности спутника Земли начал движение первый в мире советский автоматический аппарат, название которого стало таким же нарицательным, как и слово «спутник». Это произошло благодаря труду специалистов, работавших в нашем городе.
   
   
Где танки, а где Луна...
   
    Летом 1963 года в ленинградский ВНИИ-100 (ныне ВНИИТрансмаш) прибыл представитель возглавлявшегося Сергеем Королевым ОКБ-1 Владимир Зайцев. Он побеседовал с директором института Василием Старовойтовым и начальником отдела новых принципов движения Александром Кемурджианом. Перед институтом была выдвинута задача - создать аппарат, который станет работать на поверхности Луны.
    Аппарата еще не было, но его рабочее название - «изделие Л-2» - уже фигурировало в секретных документах. Была создана инициативная группа специалистов, которой руководство института оказывало твердую поддержку. При этом необходимо было преодолеть инерцию мышления: танковый институт и вдруг - Луна... Противники были и в родном главке министерства, и в институте.
    Уже к лету 1964 года Королеву во время его очередного визита во ВНИИТрансмаш показали первые наброски аппарата, который сразу же, наравне с «изделием Л-2», нарекли «луноходом». В первом отчете ВНИИ-100 за N 642524, который назывался по-наукообразному витиевато - «Определение возможности и выбор направления в создании шасси аппарата «Л-2», насчитывалось 125 страниц текста и 57 рисунков. Машинистка поначалу напечатала слово «луноход» с большой буквы, а потом исправляла на маленькую.
   
   
Под шифром «Шар»
   
    Первоначально луноходом занимался только ВНИИТрансмаш, но скоро стало ясно, что эта работа требует кооперации. Поэтому в конце 1965 года Королев решил передать работу по созданию автоматических аппаратов для исследования Луны и планет, в том числе и лунохода, коллективу ОКБ им. С.А. Лавочкина. С этого момента ленинградский институт сосредоточился на создании самоходного шасси, автоматики управления движением и системы датчиков, обеспечивающих это движение. К 1965 году, уже во втором отчете, выпущенном во ВНИИТрансмаше по этой теме, которой дали шифр «Шар», в варианте повышенной проходимости появилось знаменитое восьмиколесное шасси, которое и вошло в летный образец лунохода.
    Сразу проявилась масса вопросов. Каков грунт Луны? Каким способом организовать движение по ее поверхности? Как управлять аппаратом с Земли? Как смоделировать на Земле лунные условия? Как, наконец, сделать машину легкой, управляемой, способной перемещаться за сотни тысяч километров от оператора?
    Одной из самых сложных проблем было то, что на Луне сила тяжести примерно в шесть раз меньше земной. Сначала исследование процесса взаимодействия модели колеса с грунтом проводили на стенде с падающим контейнером, который был связан с системой грузов. Позднее на специально оборудованном самолете ТУ-104 был установлен стенд с грунтовым каналом. Была разработана и изготовлена система при испытаниях на полигоне, которая обеспечивала постоянство разгрузки подвижного аппарата с погрешностью 1%. Моделирование моментов инерции лунохода достигалось с помощью разнесенных грузов.
    К исходу 1967 года самоходное шасси лунохода было отработано и передано в ОКБ им. С.А. Лавочкина. «Летные» комплекты шасси были отгружены в июле 1968 года. Шасси состояло из жестких сетчатых металлических колес, подвески, кронштейнов крепления ходовой части к корпусу лунохода, электродвигателей, трансмиссии и блока автоматики шасси (БАШ), который размещался внутри контейнера. Ходовая часть представляла собой восемь ведущих мотор-колес, каждое имело каркас из трех титановых ободьев, обтянутых сеткой из нержавеющей стали.
   
   
Управление движением
   
    Специалистами ВНИИ-100 был предложен пульт управления луноходом при движении его по Луне, они разрабатывали методику обучения водителей. Сложность заключалась в том, что расстояние от пульта управления, где находится экипаж, до лунохода около 400 000 км, сигнал с учетом шифровки, дешифровки, передачи идет в одном направлении 2,5 секунды. То есть вы видите на экране монитора картинку, а перед луноходом все это уже было. Другое обстоятельство - управление по плоскому изображению. Поэтому во время тренировок по предложению членов экипажей на мониторы были нанесены специальные сетки, позволяющие оценивать расстояния до препятствий. На полигоне во ВНИИ-100 имитировали также и особо контрастное освещение поверхности, характерное для поверхности Луны.
    Водителей выбирали из военных в обстановке секретности в 1967 году. Об этом мы уже рассказывали на страницах «НВ». Одиннадцать человек, приезжавшие во ВНИИ-100 в Ленинград в 1967-1968 годах, были разделены на два экипажа: Николай Еременко, Игорь Федоров, Габдулхай Латыпов (он первым свел «Луноход-1» на поверхность Луны с посадочной ступени), Вячеслав Довгань (осуществил первое перемещение «Лунохода-2» по Луне), Валерий Сапранов, Николай Козлитин, Константин Давидовский, Викентий Самаль, Альберт Кожевников, Василий Чубукин, Леонид Мосензов.
    Было устроено несколько полигонов для отработки движения луноходов - в Ленинграде, под Симферополем и на Камчатке. Камчатка вообще оказалась уникальным местом - там можно найти ландшафты почти любой планеты.
    Всего готовились к пускам три модификации лунохода, но «Луноход-3» не стали запускать, скорее всего, по конъюнктурным соображениям.
   


Валерий Куприянов, председатель секции истории космонавтики и ракетной техники при Северо-Западной межрегиональной общественной организации Федерации космонавтики России,

Невское время (Санкт-Петербург), № 04, 13.01.2006

Компьютерная обработка AVV

 Назад