Ушастые звезды, упавшие с неба

   
    Речь идет, конечно же, не о людях, а об их четвероногих друзьях. Наверняка сейчас собак для уникальных полетов выращивали бы в специализированных питомниках. Их бы кормили питательными смесями и утром устраивали бы физзарядку. Примерно в таком режиме живут служебные собаки МЧС и УВД. Но медики считали, что в космических условиях лучше всего будут себя чувствовать псы дворовой породы. Они закалены и приспособлены к экстремальным условиям. Вы спросите, а при чем здесь Астрахань? Но самые первые удачные космические эксперименты были произведены именно на астраханской земле. Запуски с Капустиноярского полигона.
   
   
Лаборатория по производству звезд
   
    Институт авиационной медицины получал собак строго по заданным стандартам: не тяжелее 6 килограммов (кабина ракеты была рассчитана на маленький вес) и ростом не выше 35 сантиметров. Более того, псинки должны были иметь миловидную внешность. Ведь если эксперименты удадутся, фотографии животных окажутся на страницах газет и журналов всего мира, олицетворяя собой русский космос.
    Долгое время считалось, что Белка и Стрелка увидели космос первыми. Только с падением цензуры мы узнали правду: на благо космонавтики во времена освоения Вселенной было загублено 18 собачьих душ.
    Из мемуаров участника событий, работника полигона под Капустиным Яром Вячеслава Федорова:
    «Выяснять, как перенесет живое существо полет на ракете, Сергей Павлович Королев начал почти сразу после того как на советских заводах удалось воспроизвести трофейное фашистское оружие - ракету Вернера фон Брауна («Фау-2»). В качестве подопытных взяли собак: отечественные физиологи издавна использовали их для опытов, знали, как они себя ведут, понимали особенности строения организма. Кроме того, собаки не капризны, их легко тренировать».
    Для первых, еще наземных опытов брали преимущественно сучек. Для них было проще всего сделать костюм с «туалетом». Но к самому запуску готовили уже представителей мужской половины собачьего племени. После нескольких месяцев тренировок, как писали потом советские газеты, «... собаки прошли все виды испытаний. Они могут длительно находиться в кабине без движения, могут переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугаются слухов, умеют сидеть в своем экспериментальном снаряжении, давая возможность записывать биотоки сердца, мышц, мозга, артериальное давление, характер дыхания и т.д.».
   
   
Пара летающих млекопитающих
   
    Первый собачий старт состоялся 22 июля 1951 года на полигоне Капустин Яр. Вот что пишет об этом в своих мемуарах Вячеслав Федоров:
    «...Четыре утра. Над сухой степью пробивается серый рассвет. Но положенной для такого раннего часа тишины нет и в помине. У пузатой ракеты (Р-1), воткнутой в цементную тарелку стартового стола, копошатся инженеры. Начальство обступило двух псов - Дезика и Цыгана, им предстоит занять место на самой верхушке грозного сооружения. Дворняги одеты в специальные костюмы, помогающие удержать на теле датчики, и накормлены тушеным мясом, молоком и хлебом. Решительный Королев в модном пиджаке с накладными плечами берет под руку руководителя медицинской программы Владимира Яздовского:
    - Знаешь, а вдруг собаки чужих рук не послушаются? Я человек суеверный, полезай сам!.. Яздовский с механиком Воронковым забираются наверх - туда, где распахнут люк кабины. Им подают псов, уже помещенных в специальные лотки. Щелкают замки. Яздовский на прощание проводит рукой по собачьим мордам:
    - Удачи! Уже видны солнечные лучики, пробивающиеся из-за горизонта. В эти минуты воздух особенно чист и прозрачен, значит, хорошо будет видна взмывающая ввысь ракета. Старт. Минут через пятнадцать на горизонте виден безмятежно белый парашют. Все несутся к месту приземления контейнера с собаками, заглядывают в иллюминатор: Живы! Живы!»
    На самом деле это еще не были полеты в космос, пока только в стратосферу - одну из воздушных или точнее уже безвоздушных оболочек земли. Но и туда на ракете до этого еще ни разу не забиралось живое существо. В следующем подобном испытании Дезик со своей хвостатой подругой Лисой разбились - не раскрылся парашют. Цыгана же решили помиловать и от испытаний освободили навсегда. Дворнягу взял к себе председатель Госкомиссии академик Благонравов.
    Вот что написал о дальнейшей жизни собаки изучавший результаты космических экспериментов журналист Александр Милкус:
    «...Первый четвероногий путешественник отличался суровым нравом и до конца дней своих был признан лидером среди окрестных собак. Однажды виварий инспектировал солидный генерал. Цыгану, имевшему право разгуливать по помещению в любое время, проверяющий пришелся не по душе, и он тяпнул того за лампас. Но генералу пнуть собачонку в ответ не дали: как-никак космонавт!»
    Кстати, как потом рассказывала лаборант испытаний Мария Семеновна Лапченко, Цыган оказался весьма плодовит. Огромное потомство пса в шутку прозвали «цыганчатами» и раздавали как ордена - за особые заслуги.
   
   
Ах, Лайка, Лайка
   
    Всего с июля 1951 по сентябрь 1962 года с Байконура и Капяра в космос взвились 29 собак. Тогда еще не умели возвращать ракеты на землю, каждая неточность в конструировании летательного аппарата становилась роковой. У ушастых космонавтов был билет в один конец. Эксперименты подобного рода были строго засекречены - боялись, что будет скандал из-за жестокого обращения с животными. Ну и, конечно же, в период холодной войны противники не должны были знать о наших планах и тем более неудачах. Признаться, в консервативном Знаменске нам даже сейчас, полвека спустя, отказались рассказать про собачек. Попросили предъявить разрешение главкома ВВС России.
    Но народную память не задушишь. Как рассказал нам активный деятель, историк и писатель Андрей Куцаев, свидетелей «собачьих» испытаний в Знаменске уже не осталось. Долгое время особым уважением и неподдельным интересом среди сельчан пользовалась бывшая лаборантка полигона престарелая Мария Семеновна Лапченко, которая во время испытаний следила за Дезиком и Цыганом, кормила и ухаживала за ними. Несмотря на непосредственное участие в этом великом историческом событии, женщина всю жизнь прожила в ахтубинском селе. К тому же Мария Семеновна была очень набожной женщиной и просто обожала животных. За Дезиком и Цыганом, а так же за другими собаками, участвовавшими в опытах, она ухаживала очень тщательно, измеряла им температуру, делала уколы. Даже спустя пятьдесят лет женщина помнила кличку каждого пса и вспоминала о них с теплотой, как о людях.
    Первой рассекреченной космонавткой стала полетевшая в космос с Байконура Лайка, ей-то и досталась слава. Генеральный секретарь требовал от главного конструктора эффектных продвижений в космос. В 1957 был запущен первый искусственный спутник земли, нужен был следующий не менее яркий ход. Следом во вселенную отправилась Лайка. Неделю радиостанции и газеты всего мира вещали о том, как космонавтка бороздит просторы вселенной. А все было намного грустнее: оказавшись на орбите, собака прожила несколько часов и умерла от удушья и жары. Сводки о состоянии псины сочинялись специально для газет. Потом был еще целый десяток псов с билетом в один конец. Все они стартовали с Байконура. И только Белке и Стрелке повезло - они вернулись живыми. А потом даже принесли здоровое потомство. Кудлатый сын Стрелки Пушок был презентован генсеком жене Кеннеди Жаклин.
    Вот такой необычный способ сделать дворнягу звездой - поймать в подворотне и отправить в космос. После этого путешествия собака будет достойна даже жены президента.
    В апреле 1961 года в космос отправился Гагарин, который позже пошутил: «До сих пор не знаю, кто я: первый человек или последняя собака».
    Как бы то ни было, первыми ракетчиками навсегда останутся запущенные с Капярского полигона хвостатые космонавты Дезик и Цыган.
   


Ольга Лазарева,

Хронометр-Астрахань (Астрахань) , № 03, 17.01.2006

Компьютерная обработка AVV

 Назад