Джэнет Кристин Дитрих

Janet Christine Dietrich

1926-2008

5 июня 2008 г. в реабилитационном госпитале в Сан-Франциско на 82-м году жизни умерла Джэнет Кристин Дитрих. Она вошла в историю космонавтики, как одна из 13-ти американских женщин, которые на заре космической эры сделали попытку «занять место» в космическом корабле Mercury.

Она родилась в Сан-Франциско в 1926 г. Ее отец, Ричард Дитрих, занимался импортом, мать, Мэрион, была домохозяйкой. Джэннет с юношеских лет начала летать, и получила лицензию пилота-ученика в 16 лет. Она и ее сестра-близнец Мэрион были единственными девушками в классе с авиационным уклоном в Бэрлингемской средней школе.

После окончания школы Джэнет поступила в академический колледж в Беркли, и была там президентом летного клуба. Одновременно она тренировалась в аэропорту Окленда (шт. Калифорния), получив в 1946 г. лицензию пилота-частника. В 1947 г. Джэнет и Мэрион Дитрих заняли первое место на авиационных гонках Chico-to-San Mateo, обойдя всех участников-мужчин.

После окончания колледжа в 1949 г. Дитрих стала пилотом компании Cessna в Лонг-Бич. В ее обязанности входили перегон самолетов с предприятия в Уичите (шт. Канзас) в места продажи, проведение предпродажного облета самолета, чартерные полеты, инспектирование летных школ. С конца 1950 г. она работала в качестве пилота-инспектора Федеральной авиационной администрации (FAA).

В 1951 г. сестры Дитрих заняли 2-е место в женской трансконтинентальной авиагонке, известной как «Пуховка-дерби» (Powder Puff Derby). В 1960 г. Джэнет Дитрих стала первой в США женщиной, получившей официальную лицензию коммерческого пилота FAA.

В начале 1961 г. она, в числе 25 женщин-авиаторов, получила приглашение пройти медицинские обследование и физиологические тесты, аналогичные проведенным при отборе первой группы астронавтов США. Они проводились в клинике Lovelace Foundation (Альбукерк, шт. Нью-Мексико) по инициативе известных летчиц-рекордсменок Ж.Кокран и Дж.Кобб. Вместе со своей сестрой Мэрион и еще 11-ю летчицами (из 19-ти, приехавших в клинику), она успешно прошла обследование и первую фазу тестов, что формально делало ее годной к космическому полету по критериям NASA. (Джэнет проходила тесты первой, и в письмах разъясняла сестре, что ее ожидает, и как лучше подготовиться). Однако ввиду противодействия, которое оказало этой инициативе NASA, вторая фаза тестов, которая должна была пройти на авиастанции ВМС Пенсакола, в июле 1961 г. была отменена. Группа женщин, вошедшая в историю космонавтики как Mercury-13 (по числу финалисток), так и не получила возможности принять участие в космической программе.

После этого Дитрих работала пилотом в компании World Airways. Эта компания обеспечивала военные перевозки между США и Юго-Восточной Азией в период войны во Вьетнаме. Дитрих была пилотом на регулярных транспортных линиях между зоной военных действий и международным аэропортом Окленда. Джэнет завершила свою авиационную карьеру одновременно со смертью своей сестры Мэрион в 1974 г. На протяжении своей 34-летней авиационной карьеры она налетала более 12000 часов. Джэнет Дитрих не была замужем.

За год до смерти, в мае 2007 г. она, в числе других участниц Mercury-13, была удостоена степени почетного доктора Университета Висконсин-Ошкош.

Леон Розенблюм

Назад

Группа Mercury 13

Энциклопедия