Римантас Антанас-Антано Станкявичюс

Rimantas Antanas-Antano Stankyavichus

Опыта космических полетов не имел.

Статус - космонавт-испытатель ЛИИ.

Дата и место рождения:
Родился 26 июля 1944 года в городе Мариямполе (Marijampole) Литовской ССР. Литовское написание имени и фамилии - Rimantas Stankevičius
 
Дата и причина смерти:
Погиб 9 сентября 1990 года во время показательного выступления на Су-27 на международном авиасалоне в городе Сальгареда (Salgareda), Италия. Похоронен на Военном мемориальном кладбище г.Каунас в Литве. На Быковском кладбище в г.Жуковском поставлен мемориальный знак.
 
Образование и научные звания:
В 1962 году окончил среднюю школу №2 в городе Мариямполе.
 
Военное образование:
В 1966 году окончил Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков (ЧВВАУЛ).
 
Воинская служба:
На службе в Советской Армии с 1962 года. С 1966 года служил строевым летчиком.
С 1969 года служил старшим летчиком истребительного авиационного полка (ИАП) ВВС в составе Группы советских войск в Германии (ГСВГ).
С 1970 года служил старшим летчиком, а с 1972 года - командиром звена ИАП ВВС в городе Мары, Туркменской ССР.
В период 1971 - 1972 годов служил старшим летчиком отдельного авиационного отряда советских войск в Арабской Республике Египет. Принимал участие в боевых действиях против Израиля.
Уволен в запас в 1973 году.
 
Воинское звание:
Майор запаса (с 1973 года).
Подполковник запаса.
 
Классность:
Освоил 57 типов самолетов, имел более 4000 часов налета.
Летчик-испытатель 4-го класса (с 1975 года).
Летчик-испытатель 3-го класса (с 1976 года).
Летчик-испытатель 2-го класса (с 1979 года).
Летчик-испытатель 1-го класса (с 1982 года).
 
Испытательная работа:
В 1975 году окончил Школу летчиков-испытателей Летно-исследовательского института (ЛИИ) Министерства авиационной промышленности (МАП).
С 1975 года работал летчиком-испытателем в Летно-испытательном центре (ЛИЦ) ЛИИ МАП. Выполнял испытательные полеты высшей степени сложности. Участвовал в испытаниях МиГ-29 на штопор.
В 1990 году участвовал в ежегодном празднике авиации в городе Эверетте (США) в качестве пилота самолета Су-27. После возвращения из США отправился в Италию, где должно было состояться аэрошоу на аэродроме вблизи города Сальгареда (Salgareda) в провинции Тревизо (Treviso). 9 сентября 1990 года во время демонстрационного полета на Су-27 с бортовым номером 14 при выполнении вертикальной фигуры пилотажа Р.Станкявичюс выполнил ввод в петлю на высоте, несколько меньшей расчетной. Выходя из петли, Станкявичюс почти выровнял самолет, однако справиться с возникшей просадкой машины по высоте уже не смог. Практически плашмя самолет коснулся земли. Произошел взрыв, унесший жизнь пилота и оказавшегося на месте падения члена службы охраны оргкомитета авиашоу.
 
Космическая подготовка:
12 июля 1977 года приказом №630 начальника ЛИИ зачислен в группу специальной подготовки по программе «Буран». 19 января 1979 года получил положительное заключение Главной медицинской комиссии (ГМК).
1 февраля 1979 года приказом №34 Министерства авиационной промышленности (МАП) зачислен в головную группу для подготовки по теме 11Ф35 («Буран»).
С апреля 1979 по декабрь 1980 года проходил общекосмическую подготовку в ЦПК им.Ю.А.Гагарина методом сборов. 30 июля 1980 года решением ГМВК рекомендован для зачисления в группу космонавтов-исследователей. 26 сентября 1980 года приказом MOM №345 включен в состав отряда космонавтов-исследователей (без указания названия отряда). 10 августа 1981 года приказом №26 начальника ЛИИ был зачислен в созданный в ЛИИ МАП отряд космонавтов-испытателей. 12 февраля 1982 года после сдачи всех зачетов по общекосмической подготовке решением МВКК присвоена квалификация «космонавт-испытатель».
 
С сентября 1982 по май 1983 года готовился к космическому полету в составе резервного экипажа с А.Викторенко и В.Севастьяновым. Был выведен из экипажа в связи с изменением программы полетов на ДОС «Салют-7».
 
С сентября 1984 года по программе подготовки к космическому полету на МТКК «Буран» проводил отработку систем ручного управления и автоматической посадки на самолетах-лабораториях Ту-154 и МиГ-25, оснащенных системой управления «Бурана».
 
По планам МАП и ЛИИ Р.Станкявичюс должен был стать вторым пилотом основного экипажа первого космического полета МТКК «Буран» вместе с И.Волком. Однако по планам НПО «Энергия» он проходил подготовку в качестве командира экипажа вместе с А.Баландиным из НПО «Энергия», а с 1988 года - вместе с В.Заболотским.
 
Выполнил шесть рулежек по ВПП и четырнадцать полетов на специальном экземпляре корабля «Буран» для горизонтально-летных испытаний ОК-ГЛИ (самолет-аналог БТС-02) в качестве командира экипажа и второго пилота:
Рулежки
  1. 1984.12.29 - 1-я рулежка БТС-02 по ВПП, достигнута скорость 45 км/час (второй пилот).
  2. 1985.08.02 - 2-я рулежка БТС-02 по ВПП, достигнута скорость 200 км/час (второй пилот).
  3. 1985.10.05 - 3-я рулежка БТС-02 по ВПП, достигнута скорость 270 км/час (второй пилот).
  4. 1985.10.15 - 4-я рулежка БТС-02 по ВПП, достигнута скорость 300 км/час (второй пилот).
  5. 1985.11.15 - 5-я рулежка БТС-02 по ВПП, достигнута скорость 170 км/час (второй пилот).
  6. 1989.12.28 - 9-я, последняя рулежка БТС-02 по ВПП (командир).
Полеты
  1. 1985.11.10 - 1-й полет БТС-02, высота подъема - 1.5 км, скорость - до 480 км/ч (второй пилот).
  2. 1986.01.03 - 2-й полет БТС-02 (второй пилот).
  3. 1986.05.27 - 3-й полет БТС-02 (второй пилот).
  4. 1986.06.11 - 4-й полет БТС-02 (второй пилот).
  5. 1986.12.10 - 7-й полет БТС-02 (второй пилот).
  6. 1986.12.23 - 8-й полет БТС-02 (второй пилот).
  7. 1987.02.16 - 10-й полет БТС-02, первая полностью автоматическая посадка (второй пилот).
  8. 1987.02.25 - 11-й полет БТС-02 (командир).
  9. 1987.06.25 - 13-й полет БТС-02 (командир).
  10. 1988.01.16 - 16-й полет БТС-02 (второй пилот).
  11. 1988.03.04 - 19-й полет БТС-02 (второй пилот).
  12. 1988.04.02 - 23-й полет БТС-02 (командир).
  13. 1988.04.08 - 24-й полет БТС-02 (второй пилот).
  14. 1988.04.15 - 25-й, последний полет БТС-02 (второй пилот).
 
В феврале 1987 года был назначен командиром отряда космонавтов ЛИИ. В августе 1988 года, после смерти Анатолия Левченко, стал заместителем начальника ОКПКИ.
 
С февраля 1989 года готовился в составе экипажа по программе экспедиции посещения ОК «Мир» вместе с В.Афанасьевым и В.Севастьяновым. Однако из-за изменения планов эксплуатации станции «Мир» в сентябре в 1989 года временно прекратил подготовку к полету (впоследствии подготовка так и не была возобновлена).
 
Почетные звания:
Заслуженный летчик-испытатель СССР (04.10.1989).
 
Награды:
Был награжден орденом Красной Звезды (27.06.1972, за боевые действия в Египте), и 4 медалями.
Его именем названа одна из улиц в г.Жуковский Московской области.
 
Семейное положение
Отец - Станкявичюс Антанас Ионо, 1920 г.р., водитель.
Мать - Станкявичене Мария Антано, (1926 - 1991), вязальщица комбината бытового обслуживания.
Сестра - Якубаускене (Станкявичене) Янина Антано, 1947 г.р., экономист.
Брат - Станкявичюс Витаутас Антано, 1957 г.р., летчик гражданской авиации.
 
Увлечения
Увлекался рыбалкой, столярным делом, музыкой.
 

Назад

Отряд ЛИИ

Энциклопедия