Валерий Иванович Токарев

Valery Ivanovich Tokarev

Порядковый номер - 391 (91)
Количество полетов - 2
Продолжительность полетов - 199 суток 15 часов 6 минут 48 секунд.
Число выходов в открытый космос - 2
Продолжительность работ в открытом космосе - 11 часов 05 минут.

Статус - космонавт-испытатель ГКНИИ ВВС, летчик-космонавт РФ.

Дата и место рождения:
Родился 29 октября 1952 года на территории военного городка полигона Капустин Яр во Владимирском районе Астраханской области, РСФСР.
 
Образование и научные звания:
В 1969 году окончил 10 классов средней школы №3 города Ростова Ярославской области.
С 1989 по 1993 год учился на заочном отделении ВВА имени Ю.А.Гагарина в Монино.
С 1996 по 1997 год - в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, по вечерней форме обучения.
 
Военное образование:
В 1969 году поступил в Армавирское высшее военное училище летчиков, а после образования Ставропольского училища был переведен в него. В 1973 году окончил Ставропольское высшее военное авиационное училище летчиков и штурманов (ВВАУЛШ).
 
Воинская служба:
На службе в Советской армии с 1969 года. С сентября 1969 по сентябрь 1973 года - курсант Армавирского, а затем Ставропольского ВВАУЛШ.
С 30 октября 1973 года служил летчиком, с февраля 1975 года - старшим летчиком, с февраля 1977 года - командиром авиационного звена, с января 1980 года - заместителем командира авиационной эскадрильи истребительного авиационного полка (ИАП) ВВС, базировавшегося в поселке Домбаровский Оренбургской области, Приволжский военный округ.
С 18 ноября 1981 года проходил подготовку в 267-м Центре испытания авиационной техники и подготовки летчиков-испытателей. В 1995 году посетил американский испытательный полигон в Неваде.
 
Служба летчиком-испытателем:
29 июля 1982 года с отличием окончил курсы 267-го Центра испытания авиационной техники и подготовки летчиков-испытателей в городе Ахтубинск Астраханской области и получил квалификацию «летчик-испытатель».
С марта 1982 года служил летчиком-испытателем, с 1985 года - старшим летчиком-испытателем филиала ГКНИИ ВВС им.В.П.Чкалова в поселке Кировское в Крыму, Одесский ВО. Испытывал самолеты вертикального взлета и посадки палубного базирования КБ А.С.Яковлева, самолеты аэрофинишерной посадки палубного базирования Су-27К и МиГ-29К. Испытывал авиационные комплексы ТАКР (тяжелый авианесущий крейсер) типа «Киев», «Баку», «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
С октября 1986 года служил заместителем командира авиаэскадрильи по политической части, старшим летчиком-испытателем.
В феврале 1992 года, после распада СССР и перехода испытательного управления ГКНИИ, находящегося в Крыму, под юрисдикцию Украины, отказался принимать присягу Украине, в результате чего был отстранен от должности, снят с летной работы и выведен за штат.
С мая 1992 до января 1993 года служил старшим летчиком-испытателем ГКНИИ ВВС в Ахтубинске, Астраханская область.
 
Служба в отряде космонавтов:
В начале 2007 года являлся командиром группы космонавтов отряда РГНИИ ЦПК.
 
Космическая подготовка:
В 1987 году был отобран в ГКНИИ ВВС для работы по программе «Буран». Прошел медицинское обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале (ЦВНИАГ) и в начале 1988 года получил заключение Центральной врачебно-летной комиссии (ЦВЛК). 25 января 1989 года решением ГМВК отобран в качестве кандидата в космонавты от ГКНИИ ВВС.
С мая 1989 по апрель 1991 года проходил общекосмическую подготовку в ЦПК им.Ю.А.Гагарина (методом сборов) и после сдачи зачетов 5 апреля 1991 года получил квалификацию космонавта-испытателя.
 
30 января 1993 года приказом МО РФ был зачислен на должность космонавта-испытателя, старшего летчика-испытателя группы космонавтов ГКНИИ ВВС.
В январе 1994 года был назначен на должность командира группы космонавтов ГКНИИ ВВС (вместо Алексея Бородая).
30 сентября 1996 года директивой Главного штаба ВВС №123/3/0716 группа космонавтов ГКНИИ ВВС была расформирована, и Валерий Токарев был выведен за штат института.
 
28 июля 1997 года ГМВК рекомендовала зачислить В.Токарева в отряд космонавтов РГНИИ ЦПК. 16 сентября 1997 года приказом Главкома ВВС был зачислен в отряд космонавтов РГНИИ ЦПК на должность космонавта-испытателя.
 
28 июля 1997 решением ГМВК назначен командиром дублирующего экипажа 2-й экспедиции на МКС и командиром основного экипажа 4-й экспедиции. 20 октября 1997 года экипажи МКС были переформированы, и ГМВК утвердила В.Токарева командиром дублирующего экипажа (вместе с С.Ревиным) 1-й российской экспедиции посещения МКС.
С октября 1997 по декабрь 1998 года проходил подготовку в ЦПК в составе группы космонавтов.
24 февраля 1998 года решением коллегии РКА подтвержден в должности командира дублирующего экипажа (вместе с С.Ревиным) 1-й российской экспедиции посещения МКС.
 
В декабре 1998 года Совместная (РКА и NASA) комиссия по планированию полетов на МКС назначила В.Токарева в экипаж STS-96 вместо Ю.Маленченко. С января по май 1999 года проходил подготовку в составе экипажа STS-96 в Космическом центре имени Джонсона.
 
Первый полет
Нажать для увеличения С 27 мая по 6 июня 1999 года в качестве специалиста полета шаттла Discovery STS-96 по программе сборки МКС (полет 2А.1)
Стал вторым российским космонавтом, побывавшим на МКС.

Продолжительность полета составила 9 суток 19 часов 14 минут 16 секунд.
 
С 3 сентября 1999 года проходил подготовку в качестве командира второго экипажа ТК «Союз ТМ» 1-й российской экспедиции посещения МКС по программе «МКС-Т1», вначале вместе с С.Ревиным, а с сентября 2000 года вместе с К.Козеевым. В январе 2001 года был заменен в экипаже Виктором Афанасьевым.
 
С 2001 года проходил подготовку в составе основного экипажа МКС-8 в качестве бортинженера и командир ТК «Союз ТМА» (вместе с американскими астронавтами Майклом Фоулом и Уилльямом МакАртуром. Однако после катастрофы шаттла Columbia экипажи МКС были сокращены до 2-х человек, что вызвало необходимость переформирования экипажей.
В феврале 2003 года совместным решением российской и американской стороны был утвержден в качестве командира ТК «Союз ТМА» и бортинженера МКС дублирующего экипажа 8-й экспедиции (МКС-8д) и основного экипажа 9-й экспедиции (МКС-9), вместе с Уилльямом МакАртуром. В ноябре 2003 года в экипаж ТК «Союз TMA-4» в качестве бортинженера-2 6-й экспедиции посещения был включен Андре Кёйперс, Нидерланды.
В этом составе экипаж продолжил подготовку с 3 ноября 2003 года, однако в январе 2004 года у российских врачей возникли претензии к здоровью Уилльяма МакАртура, вследствие чего он был выведен из экипажа, а на его место 13 января назначен другой американский астронавт - Лерой Чиао, который начал готовиться в экипаже с В.Токаревым. Но 28 января было принято решение не разбивать сработавшийся экипаж В.Токарев - Уилльям МакАртур, а назначить их в дублирующий экипаж 10-й экспедиции (МКС-10д) и в основной экипаж 12-й экспедиции (МКС-12). С мая 2005 года вместе с ними проходил подготовку в качестве участника космического полёта (космического туриста) 9-й экспедиции посещения МКС Грегори Олсен.
На заседании Государственной комиссии 14 сентября 2005 года Уилльям МакАртур и Валерий Токарев были утверждены в качестве основного экипажа 12 экспедиции на Международную космическую станцию, а Грегори Олсен был утвержден в качестве участника космического полёта девятой экспедиции посещения (ЭП-9).
 
Второй полет
Нажать для увеличения

С 1 октября 2005 года по 8 апреля 2006 года в качестве командира корабля «Союз ТМА-7» и бортинженера 12-го основного экипажа МКС вместе с Уилльямом МакАртуром, при старте на борту находился участник космического полета Грегори Олсен, при посадке - Маркус Понтес.
Позывной - «Рассвет-1».
Стыковка с МКС была проведена 3 октября 2005 года в 09:26:58 мск.
Во время полёта совершил два выхода в открытый космос:
07.11.2005 - продолжительностью 5 часов 22 минуты. Во время выхода (в американских скафандрах из шлюзовой камеры Quest) была установлена новая видеокамера и демонтирован неисправный зонд FPP. Люк шлюзового отсека Quest был открыт в 15:32 UTC (18:32 мск), закрыт в 20:54 UTC (23:54 мск).
03.02.2006 - продолжительностью 5 часов 43 минуты. Во время выхода (в российских скафандрах «Орлан-М» через люк модуля «Пирс») были проведены работы по демонтажу со стыковочного отсека «Пирс» контейнера с научной аппаратурой «Биориск-МСН», а также работы на российском и американском сегменте МКС. Кроме того, во время выхода был запущен скафандр-спутник «Орлан-М» (SuitSat), начиненный радиоаппаратурой радиолюбительского диапазона. Люк модуля «Пирс» был открыт 3 февраля в 22:44 UTC (4 февраля в 01:44 мск), закрыт в 04:27 UTC (07:27 мск).

Продолжительность полета составила 189 суток 19 часов 52 минуты 32 секунды.

 
После полёта до ухода из отряда космонавтов проходил подготовку в группе МКС-1.
В связи с избранием главой Ростовского района Ярославской области покинул отряд космонавтов. Приказом Министра обороны №82 от 10 июня 2008 года уволен из рядов Вооруженных сил.
 
В марте 2009 года вернулся в отряд космонавтов ЦПК на должность «инструктор-космонавт-испытатель», оставаясь при этом главой Ростовского района Ярославской области.
 
Летом 2009 года, после ликвидации РГНИИ ЦПК и зачислении с 1 августа активных космонавтов в отряд ФГБУ ЦПК, написал заявление о приеме в отряд ФГБУ ЦПК и был направлен на медицинское освидетельствование на базе 4-го Медицинского управления ЦПК.
 
На заседании ГМК 19 ноября 2009 года был допущен к спецподготовке.
 
На заседании ГМВК в начале февраля 2010 года его кандидатура была отклонена, и он не был рекомендован к зачислению в отряд ФГБУ ЦПК.
 
Общественно-политическая деятельность:
В декабре 2007 года баллотировался в депутаты Государственной Думы РФ V созыва по списку Всероссийской политической партии «Единая Россия», региональная группа №79 (Ярославская область). Несмотря на то, что партия преодолела 5%-ный барьер, будучи 7-м в списке региональной группы при распределении депутатских мандатов в число депутатов не попал.
23 марта 2008 года победил во втором туре выборов, набрав 56,7% голосов избирателей, и был избран главой Ростовского района Ярославской области. Его кандидатура была выдвинута партией «Единая Россия». Оставил должность по истечении срока полномочий в марте 2012 года. В выборах на занятие должности на следующий срок свою кандидатуру не выставлял.
С 13 мая 2013 года являлся врио руководителя администрации ЗАТО «Звездный городок», временно сменив на этой должности Александра Волкова.
8 сентября 2013 года, набрав 67,9% голосов избирателей, был избран главой городского округа «Звездный городок».
25 сентября 2013 года вступил в должность вновь избранного главы городского округа «Звездный городок».
 
Воинское звание:
Лейтенант (1973.10.30).
Старший лейтенант (1975.12.25).
Капитан (1978.02.21).
Майор (1981.04.06).
Подполковник (1984.08.01).
Полковник (1989.04.29).
 
Классность:
Общий налет составляет более 3000 часов. Освоил 46 типов самолетов и вертолетов, участвовал в проведении более 70 испытаний.
Военный летчик 1-го класса.
Летчик-испытатель 1-го класса.
 
Почетные звания:
Герой Российской Федерации (Указ Президента РФ №2048 от 23 декабря 2000 года).
Летчик-космонавт РФ (Указ Президента РФ от 10 сентября 1999 года).
 
Награды:
Награжден медалью «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации (Указ Президента РФ №2048 от 23 декабря 2000 года), орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006 год), орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени (1978), медалью «За заслуги в освоении космоса» (Указ Президента РФ №436 от 12 апреля 2011 года) и другими медалями.
Награжден также медалью NASA «За космический полет» (NASA Space Flight Medal)
 
Семейное положение
Отец - Токарев Иван Павлович, (17.01.1926 - 01.07.1972), военнослужащий, участник ВОВ, председатель колхоза, погиб в автомобильной аварии, спасая другого водителя.
Мать - Токарева (Бурова) Лидия Николаевна, род. 27.03.1928, до пенсии работала заведующей библиотекой.
Сестра - Новикова (Токарева) Ирина Ивановна, род. 02.08.1961, инженер.
Жена - Токарева (Гаврилова) Ирина Николаевна, род. 25.02.1955, экскурсовод, домохозяйка.
Дочь - Лачко (Токарева) Ольга Валерьевна, род. 17.10.1976, секретарь-референт.
Сын - Токарев Иван Валерьевич, род. 04.08.1987.
 
Увлечения
Игровые виды спорта, теннис, автомобилизм и отдых на природе.
 

Назад

Группа ГКНИИ ВВС

Энциклопедия