Николай Павлович Белокопытов

Nikolai Pavlovich Belokopytov

Опыта космических полетов не имел.

Статус - участник набора в космонавты-испытатели ГКНИИ ВВС.

Дата и место рождения:
Родился в 1946 году в г.Красноярске.
 
Дата и причина смерти:
Погиб 9 июля 1981 года при посадке самолета с вертикальным взлетом и посадкой Як-38 на аэродроме Кировское под Феодосией, Крым. Похоронен в Феодосии на Новом Городском кладбище ( сектор № 13).
 
Образование и научные звания:
В 1969 году закончил Армавирское высшее военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков войск ПВО страны. До поступления в училище летал в Красноярском авиационном центре.
 
Воинская служба:
В декабре 1969 года прибыл на службу в 22 иап, г.Сальск Ростовской области.
Через год обучения на МиГ-17 был оставлен для дальнейшего прохождения службы на аэродроме Безречная. Добился перевода с должности старшего лётчика в Ахтубинский Центр подготовки лётчиков-испытателей.
 
Воинское звание:
Подполковник.
 
Служба летчиком-испытателем:
В 1974 году окончил 267-й Центр испытания авиационной техники и подготовки летчиков-испытателей в городе Ахтубинск Астраханской области.
С 1974 на лётно-испытательной работе в 3-м управлении ГНИКИ ВВС в районе Феодосии.
Погиб 9 июля 1981 года при испытании самолета с вертикальным взлетом и посадкой Як-38. В книге генерал-лейтенанта авиации С.А. Микояна о причинах гибели сказано так:
«У него в полете на Як-38 отказал прибор - гировертикаль, по которой и определяется кренение самолета и выдается сигнал в систему автоматического катапультирования. При таком отказе необходимо отключить эту систему, но тогда вертикально садиться запрещается. Посадочная полоса аэродрома Кировское (Феодосия), откуда взлетел Як-38, ремонтировалась, и для посадки «по-самолетному» Белокопытов должен был уйти на соседний аэродром. Однако, это был конец недели, и к нему приехали гости. Очевидно, торопясь домой, Белокопытов не доложил руководителю полетов об отказе и пошел на вертикальную посадку. Судьба распорядилась так, что именно при этой посадке отказал один подъемный двигатель. Самолет резко «клюнул» на нос, летчик одной рукой попытался схватить держку катапультирования, но вместо этого потянул за «всплывший» из-за отрицательной перегрузки жгут проводов. Так и упал с самолетом, с зажатым в руке жгутом…»
 
Космическая подготовка:
В 1978 году был отобран в группу летчиков-испытателей ГКНИИ ВВС им.В.П.Чкалова для проведения атмосферных испытаний МТКК «Буран». Был направлен на медицинское обследование, но не прошел по состоянию здоровья.
 

Назад

Группа ГКНИИ ВВС

Энциклопедия