Виктор Михайлович Афанасьев


Другая фотография

Viktor Mikhailovich Afanasiyev

Порядковый номер - 241 (70)
Количество полетов - 4
Продолжительность полетов - 555 суток 18 часов 34 минуты 26 секунд.
Число выходов в открытый космос - 7
Продолжительность работ в открытом космосе - 38 часов 33 минуты.

Статус - летчик-космонавт СССР, отряд ЦПК ВВС.

Дата и место рождения:
Родился 31 декабря 1948 года в городе Брянск, РСФСР.
 
Образование и научные звания:
В 1956 - 1966 годах учился в школах №9 и №8 города Брянска.
В 1976 - 1980 годах учился без отрыва от испытательной работы в Ахтубинском филиале Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе «Взлет» (вечернее отделение) на факультете самолетостроения и по окончании получил диплом инженера.
 
Военное образование:
В июне 1970 года окончил Качинское Высшее военное авиационное училище летчиков (ВВАУЛ) им.А.Ф.Мясникова по командно-штабной специальности с дипломом летчика-инженера.
В 1995 году окончил Гуманитарную академию Вооруженных Сил РФ (военный университет).
 
Воинская служба:
На службе в Советской Армии с 1966 года. С сентября 1966 по июнь 1970 года - курсант Качинского ВВАУЛ им.А.Ф.Мясникова, летал на самолетах Л-29 и МиГ-21. Выполнил 5 парашютных прыжков.
11 июня 1970 года поступил в распоряжение командующего 14 воздушной армией (ВА).
С 25 июня 1970 года служил летчиком 85-го гвардейского истребительного авиаполка (ГИАП) 6-й гвардейской истребительной авиадивизии (ГИАД) 61-го гвардейского истребительного авиакорпуса 16-й воздушной армии (ВА) Группы советских войск в Германии (ГСВГ).
22 августа 1970 года переведен летчиком в 31 ГИАП.
21 октября 1971 года переведен на должность летчика, а 29 сентября 1972 года - старшего летчика в 85 ГИАП.
30 ноября 1973 года назначен старшим летчиком, а 22 сентября 1975 года - командиром авиационного звена 31 ГИАП. Летал на самолетах УТИ МиГ-15, МИГ-21Ф, МИГ-2ШФ, МиГ-21СМТ, МиГ-23УВ, МИГ-23М.
С 13 октября 1976 года проходил подготовку в 267-м Центре испытания авиационной техники и подготовки летчиков-испытателей.
 
Воинское звание:
Лейтенант (1970.07.11).
Старший лейтенант (1972.08.01).
Капитан (1974.08.16).
Майор (1977.11.01).
Подполковник (1980.11.06).
Полковник (1984.12.28).
 
Служба летчиком-испытателем:
В июне 1977 года окончил 267-й Центр испытания авиационной техники и подготовки летчиков-испытателей в городе Ахтубинск Астраханской области. В Центре освоил самолеты Су-7, Су-17, Як-28У.
С 29 июня 1977 года после окончания Ахтубинского центра подготовки летчиков-испытателей остался служить летчиком-испытателем 1-й авиационной испытательной эскадрильи (АИЭ) службы летных испытаний истребительной авиации (СЛИИА) 1-го управления.
24 ноября 1977 года переведен во 2-ю АИЭ на ту же должность. 10 июля 1978 года вновь переведен в 1-ю АИЭ на ту же должность.
С 30 января 1980 года служил старшим летчиком-испытателем (ведущим инженером - старшим летчиком-испытателем), с 16 октября 1986 года служил летчиком-испытателем там же.
 
Работа в РГНИИ ЦПК:
С июня 1998 года являлся заместителем командира Отряда космонавтов Российского государственного научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина.
Приказом министра обороны РФ от 20 марта 2006 г. и приказом начальника РГНИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина от 17 апреля 2006 г. уволен в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с объявлением благодарности.
 
Космическая подготовка:
Летом 1985 года отобран в ГКНИИ ВВС для работы по программе «Буран». Прошел медицинское обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале (ЦВНИАГ) и получил заключение Центральной врачебно-летной комиссии (ЦВЛК) в июне 1985 года. 2 сентября 1985 года решением ГМВК отобран в качестве кандидата в космонавты от ГКНИИ ВВС.
С ноября 1985 по май 1987 года проходил общекосмическую подготовку в ЦПК им.Ю.А.Гагарина (методом сборов) и после сдачи зачетов в мае 1987 года получил квалификацию космонавта-испытателя. В связи с затягиванием реализации программы «Буран» 8 января 1988 года приказом МО СССР был зачислен во 2-ю группу отряда космонавтов ЦПК ВВС на должность космонавта-испытателя (в составе 9-го набора).
 
В 1988 - 1989 годах проходил подготовку в группе космонавтов по программе полетов на ОК «Мир».
 
С февраля по сентябрь 1989 года готовился в качестве командира резервного экипажа для полета на ОК «Мир», вместе с Виталием Севастьяновым и Римантасом Станкявичюсом.
 
С сентября 1989 по февраль 1990 года проходил подготовку в качестве командира резервного экипажа КК «Союз ТМ-9» по программе ЭО-6, вместе с Виталием Севастьяновым.
 
С февраля по август 1990 года проходил подготовку в качестве командира дублирующего экипажа КК «Союз ТМ-10» по программе ЭО-7 на ОК «Мир», сначала вместе с Виталием Севастьяновым, а с июня - с Мусой Манаровым.
 
С августа по ноябрь 1990 года проходил подготовку в качестве командира основного экипажа КК «Союз ТМ-11» по программе ЭО-8, вместе с Мусой Манаровым и тележурналистом из Японии Тоёхиро Акиямой.
 
Первый полет

С 2 декабря 1990 по 26 мая 1991 года в качестве командира ТК «Союз ТМ-11» и ОК «Мир» по программе ЭО-8 (8-й основной экспедиции) и программы советско-японского полета. Стартовал вместе с Мусой Манаровым и Тоёхиро Акиямой (Япония). Возвратился на Землю вместе с Мусой Манаровым и Хелен Шарман (Великобритания).
Позывной: «Дербент-1».

Во время полета совершил четыре выхода в открытый космос:
07.01.1991 - продолжительностью 5 часов 18 минут;
23.01.1991 - продолжительностью 5 часов 33 минут;
26.01.1991 - продолжительностью 6 часов 20 минут;
25.04.1991 - продолжительностью 3 часа 34 минут.

Продолжительность полета составила 175 суток 01 час 50 минут 41 секунда.

 
С декабря 1991 по 1992 проходил подготовку в группе космонавтов в качестве командира корабля-спасателя.
 
С 8 февраля по 4 июня 1993 года проходил подготовку в качестве командира дублирующего экипажа КК «Союз ТМ-17» по программе ЭО-14, вместе с Юрием Усачёвым и Клоди Андре-Деэ (Франция).
 
С 16 августа по 17 декабря 1993 года проходил подготовку к полету на ОК «Мир» по программе ЭО-15 в качестве командира основного экипажа КК «Союз ТМ-17», вместе с Юрием Усачёвым и Валерием Поляковым.
 
Второй полет

С 8 января по 9 июля 1994 года в качестве командира ТК «Союз ТМ-18» и ОК «Мир» по программе ЭО-15 (15-й основной экспедиции). Стартовал вместе с Юрием Усачёвым и Валерием Поляковым. Возвратился на Землю вместе с Юрием Усачёвым.
Позывной: «Дербент-1».

Продолжительность полета составила 182 суток 00 часов 27 минут 1 секунда.

 
С 1 октября 1997 по январь 1998 года проходил подготовку в качестве командира дублирующего экипажа ЭО-25, вместе с Сергеем Трещёвым и Жаном-Пьером Эньере (Франция).
 
С мapта 1998 по февраль 1999 года готовился в качестве командира основного экипажа КК «Союз ТМ-29» по программе ЭО-27, вместе с Сергеем Трещёвым, а с 15 августа 1998 года вместе с Жаном-Пьером Эньере (Франция) и Иваном Беллой (Словакия).
 
Третий полет

С 20 февраля по 28 августа 1999 года в качестве командира ТК «Союз ТМ-29» и ОК «Мир» по программе ЭО-27 (27-й основной экспедиции). Стартовал вместе с Жан-Пьером Эньере (Франция) и Иваном Беллой (Словакия). Возвратился на Землю вместе с Жан-Пьером Эньере и Сергеем Авдеевым.
Позывной: «Дербент-1».

Во время полета совершил три выхода в открытый космос:
16.04.1999 - продолжительностью 6 часов 19 минут;
23.07.1999 - продолжительностью 6 часов 7 минут;
28.07.1999 - продолжительностью 5 часов 22 минуту.

Продолжительность полета составила 188 суток 20 часов 16 минут 19 секунд.

 
С 20 июля 2000 года проходил подготовку в качестве командира первого экипажа экспедиции посещения МКС (по программе «МКС-Т1»), вместе с Надеждой Кужельной, а с января 2001 года – в составе второго (дублирующего) экипажа вместе с Константином Козеевым.
 
С декабря 2000 года проходил подготовку в качестве командира первого экипажа посещения МКС (по программе «МКС-Т2») и российско-французской программы Andromede («Андромеда») вместе с Константином Козеевым и Клоди Андре-Деэ (Эньере) (Франция).
 
Четвертый полет

С 21 по 31 октября 2001 года в качестве командира второй экспедиции посещения МКС вместе с Константином Козеевым и Клоди Андре-Деэ (Эньере) (Франция). Стартовал на ТК «Союз ТМ-33», возвратился на Землю на ТК «Союз ТМ-32».
Позывной: «Дербент-1».

Продолжительность полета составила 9 суток 20 часов 00 минут 25 секунд.

 
 
Общественно-политическая деятельность:
В декабре 2007 года баллотировался в депутаты Государственной Думы РФ V созыва по списку Аграрной партии России, региональная группа №8 (Брянская область). Поскольку АПР не преодолела 5%-ный барьер в число депутатов не попал.
Член Совета директоров российского отделения Ассоциации исследователей космоса (The Association of Space Explorers).
Президент Международной Лиги защиты культуры.
В сентябре 2009 года утвержден членом Общественного совета г. Брянска. Является Почетным гражданином Брянска.
 
Классность:
Имеет общий налет более 2 000 часов и освоил 40 типов самолетов и их модификаций, выполнил 37 прыжков с парашютом.
Военный летчик 3-го класса (1972.05.30).
Военный летчик 2-го класса (1973.12.12).
Военный летчик 1-го класса (1975.06.10).
Летчик-испытатель 3-го класса (1977.06.29).
Летчик-испытатель 2-го класса (1980.02.21).
Летчик-испытатель 1-го класса (1984.05.03).
Космонавт 2-го класса (1991.09.20).
Космонавт 1-го класса (1994.11.22).
 
Почетные звания:
Герой Советского Союза (1991),
Летчик-космонавт СССР (1991).
 
Награды:
Награжден медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орденом Ленина (26 мая 1991), орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени (21 февраля 1985), орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (22 ноября 1999), орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени (Указ Президента РФ №367 от 10 апреля 2002), орденом «За личное мужество» (18 августа 1994), 6-ю юбилейными медалями, медалью «За заслуги в освоении космоса» (Указ Президента РФ №436 от 12 апреля 2011 года).
Награжден орденом Почетного легиона II степени (Франция).
 
Семейное положение
Отец - Афанасьев Михаил Захарьевич, (1918 - 1975), работал токарем в тресте «Росгазстрой» в Брянске, участвовал в войне с Японией.
Мать - Афанасьева (Блинникова) Мария Сергеевна, (1923 - 01.05.1999), работала машинистом хлебопечей на Брянском хлебокомбинате №2.
Сестра - Гречишникова (Афанасьева) Тамара Михайловна, 1952 г.р., инженер-метролог Брянской лаборатории Госнадзора за стандартами измерительной техники.
Жена - Афанасьева (Калинушкина) Елена Яковлевна, 1955 г.р., работала корректором, затем домохозяйка.
Сын - Афанасьев Вячеслав Викторович, 1974 г.р., окончил МАИ, работает пилотом гражданской авиации.
Дочь - Афанасьева Юлия Викторовна, 1981 г.р.
 
Увлечения
Футбол, вождение автомобиля, коллекционирование значков.
 
Дополнительная информация:
17 июня 2010 года около 21.00 на 234-м км автодороги «Украина» попал в серьёзную автомобильную аварию. Водитель автомобиля Daewoo Matiz, двигаясь со стороны Брянска в сторону Москвы, выехала на полосу встречного движения для обгона и столкнулась с автомобилем «Волга», которым управлял Виктор Афанасьев. Он оказался зажат в салоне машины и сотрудникам МЧС пришлось применять спецсредства, чтобы извлечь пострадавшего из автомобиля. С тяжелыми травмами - многооскольчатым переломом бедра, переломом стопы, ушибами грудной клетки, повреждениями внутрнних органов и сотрясением мозга - был доставлен в реанимацию ЦРБ города Сухиничи Калужской области. Позднее был переведен в ГКБ 83 г.Москвы. Ему был проведен ряд операций, в том числе лапороскопию для удаления осколков кости из бедра. После операций его состояние ухудшилось и больного пришлось ввести в состояние искусственной комы и подключить к аппарату искусственной вентиляции легких. Позднее проходил лечение в Одинцовской больнице №123 (Московская область).
 

Назад

Группа ГКНИИ ВВС

Энциклопедия