Олег Дмитриевич Кононенко


другие фотография

Oleg Dmitriyevich Kononenko

Порядковый номер - 476 (102)

Количество полетов -
Продолжительность трех полетов - .

Продолжительность четыертого полета:

Число выходов в открытый космос -
Суммарная продолжительность выходов - .

Статус - Летчик-космонавт РФ, отряд ФГБУ НИИ ЦПК

Дата рождения:
Родился 21 июня 1964 года в городе Чарджоу, Туркменская ССР.
 
Образование и научные звания:
В 1974 - 1979 годах учился в детской художественной школе.
В 1981 году окончил 10 классов средней школы №15 городе Чарджоу.
В 1988 году окончил Харьковский ордена Ленина авиационный институт им. Н.Е. Жуковского (ХАИ) по специализации «Двигатели летательных аппаратов», получив специальность инженера-механика.
В июле 1996 года окончил Высшие государственные курсы повышения квалификации руководящих, инженерно-технических и научных работников по вопросам патентоведения и изобретательства.
Получил образование по специальности «Государственное и муниципальное управление» во Владимирском филиале Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
 
Профессиональная деятельность:
С сентября 1981 года по август 1982 года работал комплектовщиком авиатехнической базы Чарджоуского объединенного авиаотряда.
С апреля 1988 года по сентябрь 1994 года работал инженером, (с 1 декабря 1990 - инженером-конструктором 3-й категории, с 1 апреля 1992 - инженером-конструктором 3-й категории, с 1 декабря 1992 - инженером-конструктором 1-й категории, с 1 сентября 1994 - ведущим инженером-конструктором) в 501-м отделе Центрального специализированного конструкторского бюро (ЦСКБ) в Куйбышеве (ныне завод «Прогресс», г.Самара). Занимался общесистемными проектно-расчетными работами и разработкой рабочей документации по системе электропитания космических аппаратов.
 
Воинское звание:
Лейтенант запаса (с 1988 года).
 
Работа в ЦПК и в отряде космонавтов:
3 декабря 2012 года приказом начальника ЦПК им.Ю.А.Гагарина назначен начальником 1-й группы (инструкторы-космонавты-испытатели) отряда космонавтов, в которую входят космонавты, имеющие опыт космического полета. Занимал эту должность до октября 2013 года.
 
В октябре 2013 года приказом начальника ЦПК назначен на должность заместителя командира отряда космонавтов ЦПК по научно-исследовательской и испытательной работе с сохранением должности инструктора-космонавта-испытателя.
 
В ноябре 2016 года приказом начальника ЦПК назначен на должность инструктора-космонавта-испытателя – командира отряда космонавтов.
 
Космическая подготовка:
9 февраля 1996 года решением Государственной межведомственной комиссии (ГМВК) был рекомендован в качестве кандидата в космонавты от ЦСКБ. 29 марта 1996 года согласованным решением представителей РКА, РКК «Энергия» и ЦПК был отобран в качестве кандидата в космонавты от ЦСКБ. 1 июня 1996 года был назначен космонавтом-испытателем 501 отдела ЦСКБ (в соответствии с приказом Генерального директора ЦСКБ Д.И.Козлова №864 от 30 июля 1996 года).
С июня 1996 по март 1998 года прошел курс общекосмической подготовки (ОКП) в ЦПК им.Ю.А.Гагарина, и после успешной сдачи экзаменов 20 марта 1998 года решением Межведомственной квалификационной комиссии (МВКК) ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».
 
С октября 1998 года проходил подготовку по программе МКС в составе группы МКС-гр1. 5 января 1999 года приказом гендиректора РКА №6 от 15.01.1999 года переведен на должность космонавта-испытателя отряда космонавтов РКК «Энергия».
 
5 декабря 2001 года решением Межведомственной комиссии по отбору космонавтов (МВК) был назначен бортинженером во второй (дублирующий) экипаж третьей российской экспедиции посещения МКС (МКС-ЭП3). С 17 декабря 2001 по апрель 2002 года проходил подготовку в составе экипажа, вместе с Геннадием Падалкой (позывной - «Альтаиры»). Во время старта ТК «Союз ТМ-34» 25 апреля 2002 года был дублёром бортинженера корабля.
 
21 февраля 2002 года решением Многосторонней комиссии по операциям экипажей (МСОР - Multiteral Crew Operation Panel) был назначен бортинженером в первый экипаж 9-й основной экспедиции на МКС (МКС-9), вместе с Геннадием Падалкой и Майклом Финком. В мае 2002 года приступил к подготовке к намеченному на осень 2003 года полету. После катастрофы шаттла Columbia программа полетов была пересмотрена, и его экипаж был переведён на подготовку по программе сборки МКС со стартом на шаттле (ISS-ULF1) в качестве второго (дублирующего) экипажа. Однако, так как сроки возобновления полетов шаттлов постоянно сдвигались, программа полета была изменена, а экипаж сокращен до двух человек. При этом Кононенко был выведен из экипажа.
 
В конце июля 2005 года был включен в состав смешанной группы космонавтов, получившей обозначение «МКС-15/16/17», из состава которой планировалось сформировать экипажи 15-й, 16-й и 17-й экспедиций на МКС. 15 августа 2005 года приступил к подготовке в составе этой группы в РГНИИ ЦПК.
 
В мае 2006 года решением Роскосмоса, ЦПК и РКК «Энергия» в предварительном порядке был назначен бортинженером ТК и МКС в основной экипаж МКС-17, вместе с Сергеем Волковым. В августе 2006 года совместным решением Роскосмоса и NASA был в предварительном порядке был назначен бортинженером МКС-17 и корабля «Союз-ТМА-12», старт которого запланирован на апрель 2008 года.
 
В период со 2 по 10 июня 2006 года проходил в Севастополе (Украина) тренировки по работе в случае нештатной посадки спускаемого аппарата на воду в составе условного экипажа вместе с Сергеем Волковым и Дэниелом Тани.
 
В период с 16 по 27 января 2007 года в лесистой местности в 30 км от Москвы участвовал в тренировках по выживанию в составе условного экипажа вместе с Андре Кейперсом (Голландия) и Робертом Терском (Канада).
 
13 февраля 2007 года решением NASA был утвержден в качестве бортинженера 17-й экспедиции на МКС (МКС-17) и корабля «Союз-ТМА-12».
6 ноября 2007 года на заседании Межведомственной комиссии Роскосмоса по отбору космонавтов и их назначению в составы экипажей пилотируемых кораблей и станций был утвержден в качестве бортинженера МКС-17 и бортинженера ТПК «Союз-ТМА-12», планирующегося к запуску 8 апреля 2008 года.
 
17 - 18 марта 2008 года в составе основного экипажа корабля «Союз ТМА-12» и экспедиции МКС-17 успешно прошел двухдневную экзаменационную тренировку (предполетный экзамен), который экипаж завершил с «оценкой отлично».
 
21 марта 2008 года на заседании коллегии Федерального космического агентства был утвержден в качестве бортинженера основного экипажа МКС и ТПК «Союз-ТМА-12».
 
Первый полет
Нажать для увеличения

Нажать для увеличения

Стартовал 8 апреля 2008 года в 11:16:38,922 UTC (15:16:39 мск) в качестве бортинженера корабля «Союз ТМА-12» и 17-й основной экспедиции МКС вместе с Сергеем Волковым и Ли Со Ён. 10 апреля в 12:57 UTC (16:57 мск) корабль «Союз ТМА-12» автоматическом режиме пристыковался к Международной космической станции (на стыковочный узел на модуле «Пирс»).

Во время полета совершил два выход в открытый космос:
2008.07.10 - продолжительностью 6 часов 18 минут. Во время выхода космонавты провели осмотр и механическую расстыковку одного из пяти замков, соединяющих СА и ПАС корабля «Союз ТМА-12» и извлекли из него пироболт.
2008.07.15 - продолжительностью 5 часов 54 минуты. Во время выхода космонавты установили блок мишени и площадку «Якорь» на переходном отсеке СМ «Звезда», а так же установили научную аппаратуру для эксперимента «Всплеск» на рабочем отсеке СМ «Звезда».

24 октября в 00:16:18 UTC (04:16:18 мск) корабль «Союз ТМА-12» с отстыковался от МКС. Спускаемый аппарат корабля совершил мягкую посадку в 03:36:49,9 UTC (07:36:50 мск) на территории Казахстана, в 89 км севернее г.Аркалык.

Продолжительность полёта составила 198 суток 16 часов 20 минут 11 секунд.


 

В июле 2009 года появились сообщения о назначении его в дублирующий экипаж 28 экспедиции на МКС (МКС-28д, старт основной экспедиции на корабле «Союз ТМА» №702 31 мая 2011 года) и о возможности его назначения в основной экипаж 30-й экспедиции на МКС (МКС-30, старт на корабле «Союз ТМА» №703 20 ноября 2011 года). 7 октября 2009 года это назначение было подтверждено НАСА (пресс-релиз №09-233).
 
На заседании ГМК 19 ноября 2009 года был допущен к экипажной подготовке.
 
На заседании Межведомственной комиссии по отбору космонавтов и их назначению в составы пилотируемых кораблей и станций 26 апреля 2010 года был аттестован в качестве космонавта отряда ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина».
 
В выпущенном НАСА 2 июня 2010 года плане полётов экипажей МКС до 2013 года появилась информация о том, что он сменил Сергея Ревина в дублирующем экипаже МКС-25/26, и кроме того назначен в дублирующий экипаж МКС-33/34 (однако в декабре 2010 года информация о назначении его в дублирующий экипаж МКС-33/34 не была подтверждена).
 
14 сентября 2010 года в Центре подготовки космонавтов вместе с Сергеем Волковым и Рональдом Гараном сдал предполетную экзаменационную тренировку на тренажере ТДК-7СТ №4 (тренажер корабля «Союза ТМА»). 15 сентября 2010 года экипаж сдал экзаменационную тренировку на российском сегменте МКС.
 
17 сентября 2010 года Межведомственной комиссией утвержден в качестве бортинженера основного экипажа корабля «Союз ТМА-М». 21 сентября 2010 года назначение было подтверждено на заседании коллегии Федерального космического агентства.
Во время старта ТК «Союз ТМА-М» 7 октября 2010 года был дублером бортинженера корабля.

 
Во исполнение приказа Роскосмоса о создании единого отряда космонавтов уволился из РКК «Энергия». 22 января 2011 года приказом начальника ЦПК принят в отряд ФГБУ НИИ ЦПК на должность космонавта-испытателя.
 
12-13 мая 2011 года вместе с Андре Кауперсом и Доналдом Петтитом успешно провел экзаменационную тренировку на тренажере российского сегмента МКС и ТК. 16 мая 2011 года был утвержден Межведомственной комиссией в качестве командира дублирующего экипажа корабля «Союз ТМА-02М». 23 мая 2011 года назначение было подтверждено на заседании коллегии Федерального космического агентства.
7 июня 2011 года был дублером командира корабля.
 
24 ноября 2011 года в Центре подготовки космонавтов успешно сдал экзамен на тренажере «Телеоператор» по сближению и причаливанию к МКС и получил сертификат на право мониторинга сближения, причаливания и стыковки европейского космического корабля ATV-3.
 
29 ноября 2011 года в Центре подготовки космонавтов вместе с Андре Кауперсом и Доналдом Петтитом сдал предполетную экзаменационную тренировку на российском сегменте МКС. 30 ноября 2011 года экипаж сдал экзаменационную тренировку на тренажере ТДК-7СТ №4 (тренажер корабля «Союза ТМА»).
 
1 декабря 2011 года был утвержден Межведомственной комиссией в качестве командира основного экипажа корабля «Союз ТМА-03М».
 
20 декабря 2011 года на заседании Государственной комиссии по проведению летных испытаний пилотируемых космических комплексов под председательством руководителя Федерального космического агентства Владимира Поповкина был утвержден в качестве командира основного экипажа корабля «Союз ТМА-03М».
 
Второй полёт
Нажать для увеличения
Нажать для увеличения
Нажать для увеличения

Стартовал 21 декабря 2011 года в 13:16:14 UTC в качестве командира корабля «Союз ТМА-03М» и бортинженера 30 и командира 31-й основной экспедиции МКС вместе с Андре Кауперсом и Доналдом Петтитом.
23 декабря 2011 года в 15:19:14 UTC корабль «Союз ТМА-03М» в автоматическом режиме пристыковался к Международной космической станции на стыковочный узел на модуле «Рассвет».


Во время полета совершил один выход в открытый космос:
2012.02.16 - продолжительностью . Выход в космос начался в 14:31 UTC (18:31 мск). Во время выхода космонавты осуществили перенос грузовой стрелы ГСтМ-1 со стыковочного отсека «Пирс» и установку её на малом исследовательском модуле «Поиск», закрепили на модуле «Поиск» блок экспозиционных образцов по эксперименту «Выносливость» и в рамках космического эксперимента «Тест» взяли пробы с поверхности рабочего отсека служебного модуля «Звезда». В 20:46 UTC (17 февраля в 00:46 мск) космонавты возвратились на борт МКС.

1 июля 2012 года в 04:47:43 UTC (08:47:43 мск) космический корабль «Союз ТМА-03М» отстыковался от Международной космической станции. 1 июля 2012 года в 08:14:41,2 UTC (12:14:41,2 мск) спускаемый аппарат корабля «Союз ТМА-03М» приземлился в 148 километрах юго-восточнее города Жезказган Республики Казахстан.

Продолжительность полета составила (с учетом компенсированной секунды) .

 
20 декабря 2012 года решением Межведомственной комиссии (МВК) назначен в основной экипаж экспедиции МКС-44/45 (командир ТК «Союз ТМА-17М» (планируемая дата старта - 30 мая 2015 года), бортинженер МКС-44/45) и в дублирующий экипаж МКС-42/43 (командир ТК и бортинженер МКС). Американская сторона определила остальных членов экипажа: Кимия Юи (JAXA) и Челл Линдгрен (NASA).
 
С 27 по 28 января 2014 года вместе с Кимия Юи и Челлом Линдгреном принимал участие в автономных комплексных тренировках по действиям в случае аварийной посадки в лесисто-болотистой местности зимой.
 
На заседании Главной медицинской комиссии 16 октября 2014 года был допущен к полету.
 
30 октября 2014 года начал прохождение комплексных тренировок в качестве командира дублирующего экипажа вместе с бортиженерами Кимия Юи и Челлом Линдгреном. В этот день состоялась экзаменационная тренировка на тренажере ТПК «Союз ТМА-М». 31 октября экипаж сдал зачетную тренировку на тренажере российского сегмента МКС, за которую экипаж оценку получил оценку «отлично».
 
06 ноября 2014 года был утвержден Межведомственной комиссией в качестве командира дублирующего экипажа корабля «Союз ТМА-15М». 07 ноября 2014 года назначение было утверждено на заседании коллегии Федерального космического агентства.
 
22 ноября 2014 года на заседании Государственной комиссии на космодроме Байконур была утвержден в качестве командира дублирующего экипажа ТПК «Союз ТМА-15М». Во время старта корабля 24 ноября (23 ноября UTC) 2014 года был дублером командира экипажа.
 
На состоявшемся 16 апреля 2015 года в Центре подготовки космонавтов заседании Главной медицинской комиссии (ГМК), которая проанализировала данные медицинских обследований российских членов основного и дублирующего экипажей 44/45-й длительной экспедиции на МКС, был признан годным к космическому полету по состоянию здоровья.
 
6 мая 2015 года начал прохождение комплексных тренировок в качестве командира основного экипажа корабля вместе с бортиженерами Кимия Юи и Челлом Линдгреном. В этот день состоялась экзаменационная тренировка на российском сегменте МКС, за которую экипаж получил оценку «отлично». 7 мая экипаж сдал зачетную тренировку на тренажере ТПК «Союз ТМА-М».
 
8 июля 2015 года на состоявшемся в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина заседании Межведомственной комиссии утверден командиром основного экипажа корабля «Союз ТМА-17М».
 
21 июля 2015 года на заседании Государственной комиссии на космодроме Байконур был утвержден в качестве командира основного экипажа ТПК «Союз ТМА-17М».
 
Третий полет

Стартовал 23 июля 2015 года в качестве командира корабля «Союз ТМА-17М» вместе с Кимия Юи и Челлом Линдгреном. Через 5 часов 42 минуты после старта корабль успешно пристыковался к малому исследовательскому модулю «Рассвет» (МИМ1) российского сегмента МКС.

11 декабря 2015 года ТПК «Союз ТМА-17М» отстыковался от МКС, в тот же день в 13:12:14 UTC (16:12:14 по москвоскому времени) ТПК «Союз ТМА-17М» совершил посадку в 132 км северо-восточнее города Джезказган.

Продолжительность полета составила

 
07 июля 2016 года на форуме журнала «Новости космонавтики» появилось сообщение об предварительном назначении его командиром основного экипажа корабля «Союз МС-11», старт которого намечен на ноябрь 2018 года. Однако осенью 2016 года это назначенио не было подтверждено в связи с изменениями в экипажах, связанным с сокращением российского экипажа МКС.
 
15 ноября 2016 года на форуме журнала Новости Космонавтики появилось сообщение о его назначении командиром корабля «Союз МС-10».
 
Нажать для увеличения30 января 2017 года. В подмосковном лесу экипаж в составе Давида Сен-Жака, Олега Кононенко и Серены Ауньён-Ченселлор приступил к тренировкам по действиям после посадки в лесисто-болотистой местности зимой. 02 февраля 2017 года экипаж завершил экстремальную тренировку. По заключению руководителей тренировки, её программа выполнена, все поставленные задачи достигнуты.
 
Однако в начале февраля 2017 года межпартнерская комиссия MCOP согласовала его назначение командиром экипажа корабля «Союз МС-11» вместе с Давидом Сен-Жаком и Сериной Оньён-Ченселор.
 
Нажать для увеличенияВ июне 2017 года на базе 179-го Центра МЧС в г. Ногинск Московской области экипаж в составе Олега Кононенко, Давида Сен-Жака и Серины Оньён-Ченселор прошел тренировки по действиям после посадки космического корабля на водную поверхность – так называемые «водные выживания». На протяжении нескольких дней космонавты и астронавты выполняли задачи так называемых «сухой», «длинной» и «короткой» тренировок.
 
30 ноября 2017 года решением Межведомственной комиссии (МВК) утвержден в качестве командира дублирующего экипажа корабля «Союз МС-09» и командира основного экипажа корабля «Союз МС-11».
 
24 апреля 2018 года по итогам заседания Главной медицинской комиссии был признан годным к космическому полёту по состоянию здоровья.
 
10 мая 2018 года начал прохождение комплексных тренировок в качестве командира дублирующего экипажа вместе с бортиженерами Давидом Сен-Жаком и Энн Макклейн. В этот день состоялась экзаменационная тренировка на тренажере ТПК «Союз МС». 11 мая экипаж сдал зачетную тренировку на макете российского сегмента МКС.
 
5 июня 2018 года на заседании Государственной комиссии на космодроме Байконур утвержден в качестве командира дублирующего экипажа ТПК «Союз МС-09»
 
6 июня 2018 года во время старта ТПК «Союз МС-09» был дублером командира экипажа корабля.
 
19 июня 2018 года на сайте Центра подготовки космонавтов появилось сообщение, он заменил Олега Скрипочку в дублирующем экипаже ТПК «Союз МС-10» (МКС-57/58).
 
17 сентября 2018 года на заседании Межведомственной комиссии в ЦПК им.Ю.А.Гагарина экипаж Олега Кононенко и Давида Сен-Жака был допущен к заключительному этапу предстартовой подготовки на космодроме «Байконур» в качестве дублирующего экипажа корабля ТПК «Союз МС-10».
 
21 сентября 2018 года на заседании Государственной комиссии в Москве экипаж Олега Кононенко и Давида Сен-Жака был утвержден в качестве дублирующего экипажа ТПК «Союз МС-10».
 
10 октября 2018 года на заседании Государственной комиссии на космодроме Байконур экипаж Олега Кононенко и Давида Сен-Жака был утвержден в качестве дублирующего экипажа ТПК «Союз МС-10».
 
11 октября 2018 года во время аварийного запуска корабля «Союз МС-10» был дублером командира экипажа.
 
13 ноября 2018 года начал прохождение экзаменационных комплексных тренировок в качестве командира основного экипажа корабля «Союз МС-11» вместе с бортиженерами Давидом Сен-Жаком и Энн Макклейн на макете российского сегмента МКС. 14 ноября экипаж продолжил тренировку на тренажере ТПК «Союз МС».
 
15 ноября 2018 года на заседании Межведомственной комиссии в ЦПК им. Ю.А.Гагарина экипаж в составе Олега Кононенко, Давида Сен-Жака и Энн Макклейн был утвержден в качестве основного экипажа ТПК «Союз МС-11».
 
2 декабря 2018 года на заседании Государственной комиссии на космодроме Байконур экипаж Олега Кононенко, Давида Сен-Жака и Энн Макклейн был утвержден в качестве основного экипажа ТПК «Союз МС-11».
 
Четвертый полет

Стартовал 3 декабря 2018 года в качестве командира корабля «Союз МС-11» вместе с Давидом Сен-Жаком и Энн Макклейн.
В 17:33 UTC (20:33 мск) 3 декабря ТПК «Союз МС-11» успешно пристыковался к стыковочному узлу малого исследовательского модуля «Поиск» (МИМ2) российского сегмента МКС.

Во время полета совершил один выход в открытый космос:

- продолжительностью . Выходной люк стыковочного отсека «Пирс» был открыт в 15:59 UTC (18:59 мск). Во время выхода космонавты Олег Кононенко (скафандр «Орлан-МКС» с красными полосами) и Сергей Прокопьев (скафандр «Орлан-МКС» с синими полосами) добрались до корабля «Союз МС-09» с помощью двух манипуляторов «Стрела», вскрыли экранно-вакуумную теплоизоляцию (ЭВТИ) и провёли запланированные работы. Образцы герметика, которым было закрыто отверстие корабля, а также материалы с поверхности вокруг него, были уложены в изолирующий контейнер, чтобы 20 декабря вернуть на Землю вместе с экипажем «Союза МС-09». Выходной люк был закрыт космонавтами в 11:44 UTC (12 декабря в 02:44 мск).

 
Спортивные достижения:
Имеет 1-й разряд по волейболу. В 1979 году окончил школу олимпийского резерва.
 
Почетные звания:
Герой Российской Федерации (05.02.2009).
Лётчик-космонавт Российской Федерации (05.02.2009).
 
Классность:
Космонавт-испытатель 2 класса.
Инструктор-космонавт-испытатель 1 класса.
 
Общественная деятельность:
В июне 2015 года избран в новый состав общественной палаты города Королёва.
 
Награды:
Медаль «Золотая звезда» Героя Российской Федерации (Указ Президента РФ N118 от 05.02.2009), орден «За заслуги перед отечеством» III степени (Указ Президента РФ от 26.01.2017), орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (Указ Президента РФ N176 от 25.03.2014), медаль «За заслуги в освоении космоса» (Указ Президента РФ №436 от 12 апреля 2011 года).
 
Награды иностранных государств:
Орден «Звезда президента» (Туркменистан, вручен 09.02.2009), офицер Ордена Оранских-Нассау (декабрь 2016 г).
 
Семейное положение
Отец - Кононенко Дмитрий Иванович, (1927 - 1993), работал шофёром.
Мать - Кононенко (Чуракова) Таисия Степановна, 1927 г.р., работала оператором связи в аэропорту г.Чарджоу (Туркменская ССР), ныне - Туркменабат.
Жена - Кононенко (Юрьева) Татьяна Михайловна, 1963 г.р.
В 2004 году у них родились двойняшки Андрей и Алиса.
 
Увлечения
Космонавтика (во время учебы в ХАИ три года был директором факультетского музея космонавтики), чтение книг, спортивные игры, рисование. Любит проводить время с семьей.
 

Назад

ЦСКБ «Прогресс»

Энциклопедия