Владимир Николаевич Бендеров

Vladimir Nikolayevich Benderov

Опыта космических полетов не имеет.

Статус - кандидат в космонавты (целевой набор «Восход»)

Дата и место рождения:
Родился 4 августа 1924 года в Москве.
 
Дата и причина смерти:
Погиб 3 июня 1973 года в авиакатастрофе на самолете Ту-144 во время показательного выступления на авиасалоне в Ле Бурже под Парижем. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
 
Образование и научные звания:
В 1941 году окончил среднюю школу №426 (по другим данным №508) города Москвы.
В 1943 году окончил спецшколу ВВС №8 в Саратове.
С 10 июля 1943 года учился во 2-м Чкаловского ВАУ стрелков-бомбардировщиков, но из-за пониженного цветоощущения был переведен в Васильковскую ВАШ.
В 1944 году окончил Васильковскую военную авиационную школу (ВАШ).
В 1950 году окончил факультет "Двигатели для летательных аппаратов" в Военно-воздушной инженерной академии (ВВИА) им.Н.Е.Жуковского.
 
Профессиональная деятельность:
С 23 сентября 1953 года в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 18 августа 1953 года был прикомандирован к Министерству авиационной промышленности (МАП) с оставлением в кадрах Советской Армии, и работал в ОКБ А. Н.Туполева.
В 1954 году принимал участие в полетах по испытанию опытного двигателя. В период с 1955 по 1959 год участвовал в заводских испытаниях первого турбовинтового опытного стратегического бомбардировщика, самолета Ту-104, системы заправки в воздухе на самолете Ту-16, в проведении первого вылета и совместных испытаниях самолета Ту-104А, Ту-107, в испытаниях тяжелого самолета на больших углах атаки, вплоть до сваливания. В 1959 году принимал участие в подготовке самолета Ту-114 к полетам по маршруту Москва - Нью-Йорк, Москва - Вашингтон.
С 1960 года был начальником Летно-экспериментальной станции ОКБ-156, одновременно участвовал в испытательных полетах в качестве ведущего инженера. В 1960 - 1963 годах принимал участие в проведении первого вылета и заводских испытаниях самолетов Ту-124 и Ту-134. С 1964 года участвовал в испытаниях всех самолетов ОКБ А.Н.Туполева.
 
Воинская служба:
С 17 июля 1950 года служил инженером - старшим испытателем моторного отдела Управления испытаний моторов и топлив ГКНИИ ВВС, а с 9 июля 1951 года служил старшим инженером-испытателем 3-го отделения 1-го отдела 2-го Управления испытаний авиадвигателей ГКНИИ ВВС.
С 9 сентября 1953 года служил ведущим инженером авиационного завода №156 (ОКБ А.Н.Туполева).
 
Воинское звание:
Младший техник-лейтенант (10.05.1946).
Техник-лейтенант (31.10.1947).
Старший техник-лейтенант (06.07.1950).
Старший инженер-лейтенант (17.10.1951).
Инженер-капитан (04.02.1953).
Инженер-майор (19.05.1959).
Инженер-полковник (10.08.1963).
Генерал-майор инженерно-технической службы (22.02.1971).
 
Космическая подготовка:
Весной 1964 года успешно прошел медицинское обследование в НИАГ для участия в полёте на корабле «Восход» в качестве кандидата от министерства авиационной промышленности. По некоторым сообщениям, был отобран в группу для подготовки лично С.П.Королёвым.
С 1 июня проходил подготовку к первому полету на корабле «Восход» в составе группы, но уже 2 июля прекратил подготовку по состоянию здоровья.
 
В феврале 1965 года А.Н.Туполев предпринял попытку вновь подключить Владимира Бендерова к подготовке к полетам, но она не увенчалась успехом. Тем не менее, в самом ОКБ он рассматривался как один из возможных кандидатов для участия в испытательных полетах аэрокосмических систем, проработка которых велась в 60-е годы в конструкторском бюро.
 
Спортивные достижения:
Установил 22 мировых рекорда по самолетному спорту. Среди них рекорд скорости полета (1 015.866 км/час) по замкнутому 1000-километровому маршруту с коммерческим грузом 15000 кг на реактивном самолете Ту-104б в составе экипажа (1 августа 1959), рекорд подъема максимального груза (20 053 кг) и высоты полета 11 221 м с грузом 20 т на самолете Ту-104А (6 сентября 1957), рекорд скорости полета на участке 2000 км с грузом 2 т на самолете Ту-104А с результатом 897.498 км/час (11 сентября 1957), рекорд скорости полета (959.94 км/час) по замкнутому 2000-километровому маршруту с коммерческим грузом 15000 кг, 10000 кг, 5000 кг, 2000 кг, 1000 кг и без груза, достигнутой на самолете Ту-104Е (2 апреля 1960).
 
Награды:
Награждён орденом Ленина, орденом "Знак Почета", медалью "За боевые заслуги" (03.11.1953), медалью "За победу над Германией" (1945), медалью «За воинскую доблесть в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», медалью «XX лет победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медалью «30 лет Советской Армии и Флота», медалью «40 лет Вооруженных Сил СССР», медалью «50 лет Вооруженных Сил СССР», медалью «В память 800-летия Москвы», медалями «За безупречную службу» I и II степеней.
 
Семейное положение
Отец - Бендеров Николай Иванович, (1882 - 1952), врач по инфекционным заболеваниям.
Мать - Бендерова Вера Ильинична, (1888 - 27.05.1968), домохозяйка.
Брат - Бендеров Николай Николаевич, (27.04.1915 - 19.02.1994), ответственный секретарь Всероссийского общества "Динамо", полковник МВД.
Сестра - Бендерова Вера Николаевна, (24.04.1916 - 1991), писатель, автор книг: "След на земле", "История одной семьи" и др.
Сестра - Бендерова Елена Николаевна, род. 13.07.1920, народный судья.
Сестра - Бендерова Евгения Николаевна, (25.11.1917 - 25.07.1991), домохозяйка.
Сестра - Малевинская (Бендерова) Генриэтта Николаевна, (29.10.1922 - 29.07.1994), заведующая отделом писем журнала "Наука и жизнь".
Жена (бывшая) - Елисеева Галина Васильевна, (21.01.1925 - 04.08.1998), начальник планово-финансового отдела Госснаба СССР.
Сын - Бендеров Валерий Владимирович, род. 28.06.1946, заместитель генерального директора Авиационного научно-технического комплекса им.А.Н.Туполева.
Жена - Бабушкина Роза Александровна, род. 06.04.1929, биолог, на пенсии.
Дочь - Сергиева (Бендерова) Ольга Владимировна, род. 28.04.1954, начальник отдела рекламы в коммерческом банке.
 
Увлечения
Увлекался собаководством, строительством фанерных катеров, обтянутых стеклотканью, охотой на кабанов.
 

Назад

 

Энциклопедия