若田 光一


другие фотографии

Koichi Wakata

Коити Вакатá

Порядковый номер - 343 (4)

Количество полетов -
Продолжительность полетов - .

Число выходов в открытый космос -
Суммарная продолжительность выходов -

Статус - Бывший астронавт JAXA

Дата и место рождения:
Родился 1 августа 1963 года в городе Omiya (Омия), префектура Saitama (Саитама), Япония.
 
Образование и научные звания:
В 1982 году закончил среднюю школу Urawa High School.
В 1987 году получил степень бакалавра наук по авиационной технике (Aeronautical Engineering) в Университете Кюсю (Kyushu University).
В 1989 году получил степень магистра наук по прикладной механике (Applied Mechanics) в том же университете.
В 2004 году получил степень доктора наук по аэрокосмическому машиностроению (Aerospace Engineering) в том же университете.
 
Профессиональная деятельность:
В апреле 1989 года начал работать инженером в компании Japan Airlines (JAL) и в течение 3 месяцев проходил обучение и затем работал в Главном ремонтном управлении в Нарите (Narita).
С июля 1991 по май 1992 работал в техническом управлении компании, где занимался исследованиями целостности конструкции транспортных самолетов, а также программой предотвращения коррозии.
Налет на самолетах различных типов составляет более 2600 часов.
 
Работа в отряде астронавтов:
С марта 2010 по февраль 2011 года возглавлял Отделение эксплуатации МКС (Space Station Operations Branch) в отряде астронавтов НАСА (NASA Astronaut Office).
С апреля 2010 по июль 2012 года являлся командиром отряда японских астронавтов (JAXA Astronaut Group).
 
Космическая подготовка:
В апреле 1992 года был отобран в отряд астронавтов Национального космического агентства NASDA (ныне - JAXA).
С марта 1992 по август 1993 годах прошел годичный курс ОКП (в составе 14-го набора NASA) в Космическом центре им.Джонсона в США и получил квалификацию специалиста полета шаттла. Получил назначение в Отделение компьютерного обеспечения Отдела астронавтов (Astronaut Office Computer Support Branch).
 

Нажать для увелтчения

12 декабря 1994 года получил назначение в экипаж шаттла «Endeavour» (STS-72) в качестве специалиста полета.

Первый полет

Нажать для увеличения

С 11 по 20 января 1996 года в качестве специалиста полета шаттла «Endeavour» (STS-72).

Продолжительность полета составила 8 суток 22 часа 00 минут 40 секунд.

 
С 1996 по 1998 года работал в Отделении ВКД Отдела астронавтов (Astronaut Office EVA/Robotics Branch).
 
Во время полёта STS-85 в августе 1997 года занимался обеспечением наземных операций по полезным нагрузкам от NASDA во время демонстрации полётного экземпляра манипулятора японского экспериментального модуля.
 

Нажать для увеличения

2 июня 1997 года получил назначение в экипаж шаттла «Discovery» STS-92 по программе сборки космической станции ISS-05-3A. (В результате стал первым японцем, побывавшим на станции).

 
В марте 1999 года во время экспериментов, проводимых в телеоператорном режиме, управлял манипулятором спутника Engineering Test Satellite VII NASDA.
 

Второй полет

Нажать для увеличения

С 11 по 24 октября 2000 года в качестве специалиста полета шаттла «Discovery» STS-92 ISS-05-3A (доставка секции Z1 Truss).

Продолжительность полета составила 12 суток 21 час 42 минуты 42 секунды.

 
С 26 августа по 6 сентября 2002 года участвовал в тренировках (по программе полетов на станцию ISS) на базе европейского центра астронавтов в Кёльне (European Astronaut Centre - EAC, Cologne) в Германии.
 
Принимал участие в разработке операций по инспекции системы тепловой защиты челноков на орбите в рамках работ по возвращению Space Shuttle к космическим полётам после аварии МТКК Columbia.
 
В декабре 2005 года приступил к подготовке в РГНИИ ЦПК им.Ю.А.Гагарина для долгосрочного полёта на международной космической станции (МКС) продолжительностью от трех до шести месяцев.
 
В июле 2006 года являлся командиром десятой экспедиции NASA по проекту NEEMO («Полетные операции NASA в экстремальных условиях») на борту обитаемой океанической подводной станции.
 
В августе 2006 года совместным решением «Роскосмоса» и NASA в предварительном порядке был включен в состав основного экипажа МКС-16 (старт на STS-124, посадка на «Союз ТМА-11»). В том же месяце в РГНИИ ЦПК им.Ю.А.Гагарина приступил к изучению систем корабля «Союз ТМА». Позднее был выведен из экипажа МКС-16.
 
В период с 16 по 27 января 2007 года в лесистой местности в 30 км от Москвы участвовал в тренировках по выживанию в составе условного экипажа вместе с Салижаном Шариповым (Россия) и Соити Ногути (Япония).
 
13 февраля 2007 года решением NASA был назначен бортинженером основного экипажа 18-й экспедиции на МКС (МКС-18).
 
Третий полет


Стартовал 15 марта 2009 года в 23:43:44 UTC (16 марта 02:43:44 мск) в качестве специалиста полёта шаттла Discovery STS-119.
Стыковка с МКС произведена 17 марта 2009 года в 21:19:53 UTC (18 марта в 00:19:53 мск).

Сменил в составе 18-й экспедиции на МКС астронавта США Сандру Магнус, которая вернулась на Землю с экипажем шаттла Discovery STS-119. Находясь на станции исполнял обязанности бортинженера 18-й, 19-й и 20-й экспедиции. После прибытия на станцию на шаттле Endeavour STS-127 нового бортинженера 20-й экспедиции Тимоти Копра, перешел в экипаж шаттла в качестве специалиста полёта.

27 июля 2009 года шаттл Endeavour отстыковался от Международной космической станции. 31 июля шаттл успешно приземлился в Космическом центре на мысе Канаверал.

Продолжительность полёта составила .

 
С марта 2010 года по февраль 2011 года занимал должность руководителя отделения по операциям МКС в офисе астронавтов NASA.
 
28 января 2011 года на форуме журнала Новости космонавтики появилось сообщение о назначении его в основной экипаж экспедиции МКС-38/39 (старт на корабле Soyuz 37 в ноябре 2013 года).
17 февраля 2011 года в сообщении японского агентства аэрокосмических исследований JAXA и 18 февраля 2011 года в пресс-релизе НАСА №11-044 это назначение было подтверждено, при этом он так же был назван командиром экспедиции МКС-39.
 
С сентября 2011 года по май 2013 года готовился к полету в составе дублирующего экипажа МКС-36/37 в качестве бортинженера-2 ТПК «Союз ТМА-М» и бортинженера МКС.
 
29 апреля 2013 года вместе с Михаилом Тюриным и Ричардом Мастраккио приступил к экзаменационным тренировкам в Звездном городке. В этот день экипаж отрабатывал на наземном тренажере КК «Союз ТМА-М» короткую, четырехвитковую схему стыковки с МКС. 30 апреля 2013 года экипаж провёл тренировку на тренажере российского сегмента МКС. 6 мая 2013 года на тренажёре ТПК «Союз ТМА-М» экипаж МКС-36/37 проходил КЭТ по двухсуточной схеме полёта и получил отличные оценки за работу на тренажере ТПК.
 
8 мая 2013 года в Звездном городке состоялось заседание Межведомственной комиссии, которая рекомендовала к утверждению его в качестве бортинженера дублирующего экипажа 36/37-й экспедиции на Международную космическую станцию. 27 мая 2013 года решением государственной комиссии утверждён бортинженером дублирующего экипажа ТПК «Союз ТМА-09М».
 
28 мая 2013 года во время старта ТПК «Союз ТМА-09М» был дублером бортинженера корабля.
 
С июля 2013 года проходиk подготовку в составе основного экипажа МКС-38/39 в качестве бортинженера МКС-38, командира МКС-39 и бортинженера-2 ТПК «Союз ТМА-М».
 
В октябре 2013 года в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина начались итоговые предполётные тренировки экипажа 38/39-й длительной экспедиции на МКС. 4 октября члены основного экипажа МКС-38/39 отработали ряд операций на тренажере «Дон Союз».

15 октября 2013 года состоялась экзаменационная тренировка с участием основного экипажа МКС-38/39 на тренажере российского сегмента Международной космической станции. По окончании тренировки члены экзаменационной комиссии оценили работу экипажа на «отлично». 17 октября 2013 года комплексная экзаменационная тренировка прошла у основного экипажа на тренажёре корабля «Союз ТМА-М». Экипаж сдал экзамен по «длинной» (50 часов, 34 витка) и «короткой» (6 часов, 4 витка) схемам сближения корабля и станции. Результат тренировки оценён на «отлично». 26 октября 2013 года экипажи вылетели на Байконур.

6 ноября 2013 года на заседании Государственной комиссии по проведению летных испытаний пилотируемых космических комплексов утверждён бортинженером-2 основного экипажа и командиром МКС-39.

 
Четвёртый полёт


Стартовал 7 ноября 2013 года в качестве бортинженера-2 корабля «Союз ТМА-11М» и члена 38-1 и командира 39-й основных экспедиций МКС вместе с Михаилом Тюриным и Ричардом Мастраккио. В этот же день корабль после полёта по короткой, четырехвитковой схеме успешно пристыковался в автоматическом режиме к малому исследовательскому модулю «Рассвет» (МИМ1) Российского сегмента Международной космической станции.

9 марта 2014 года принял командование станцией от российского космонавта Олега Котова. Котов и Ваката подписали акт передачи полномочий, после чего по традиции ударили в корабельный колокол.

12 мая 2014 года передал командование станцией американскому астронавту Стивену Свонсонону. Ваката и Свонсон подписали акт передачи полномочий, после чего по традиции ударили в корабельный колокол.

14 мая 2014 года ТПК ««Союз ТМА-11М»» отстыковался от МКС и в тот же день спускаемый аппарат корабля совершил мягкую посадку на территории Казахстана юго-восточнее города Джезказган.

Продолжительность полета составила .

 
20 ноября 2020 года в твиттере представительства JAXA в США появилось сообщение о назначении его в экипаж основной экспедиции, работа которой на МКС должна начаться в 2022 году.
 
12 октября 2021 года японское космическое агентство JAXA распространило сообщение о его включении в экипаж корабля «Кру Дрэгон», полет которого по программе Crew-5 намечен на осень 2022 года.
 
Пятый полет

 

Стартовал 5 октября 2022 года в качестве специалиста полета-1 в экипаже корабля «Индьюренс» (Crew Dragon C2-10.2 Endurance) по программе Crew-5, вместе с Николь Манн, Джошем Кассадой и Анной Кикиной.
6 октября корабль успешно состыковался с узловым модулем Harmony американского сегмента МКС.

Во время полета совершил два выхода в открытый космос:

- продолжительностью .
Скафандры астронавтов были переключены на автономное питание в 13:14 UTC (16:14 мск). Во время выхода EVA-84 астронавты Коити Ваката (скафандр с красными полосками, EV1) и Николь Манн (полностью белый скафандр, EV2) смонтировали на левой стороне фермы МКС кронштейн для новой солнечной панели IROSA. После возвращения астронавтов наддув модуля Quest начался в 20:35 UTC (23:35 мск).

- продолжительностью .
Скафандры астронавтов были переключены на автономное питание в 12:45 UTC (15:45 мск). Во время выхода EVA-85 астронавты Николь Манн (скафандр с красными полосками, EV1) и Коити Ваката (полностью белый скафандр, EV2) провели работы по подготовке станции к установке панелей солнечных батарей iROSA. После возвращения астронавтов наддув модуля Quest начался в 19:26 UTC (22:26 мск).

11 марта 2023 года в 07:19:58 UTC (10:19:58 мск) корабль отстыковался от адаптера PMA2 модуля Harmony американского сегмента МКС и отправился в автономный полет. 12 марта 2023 года в 02:02 UTC (05:02 мск) корабль «Индьюренс» с экипажем миссии Crew-5 приводнился в расчетной точке Мексиканского залива возле города Тампа, штат Флорида.

Продолжительность полета составила

 
26 марта 2024 года агентство NHK распространило сообщение о его уходе из JAXA 31 марта 2024 года.
 
Награды:
Награжден медалью «За заслуги в освоении космоса» (Указ Президента РФ №437 от 12 апреля 2011 года).
 
Семейное положение
Отец - Нобутака Ваката (Nobutaka Wakata).
Мать - Такайо Ваката (Takayo Wakata).
Женат на Stefanie von Sachsen-Altenburg (Штефани фон Заксен-Альтенбург), немке из Бонна. У них один сын.
 
Увлечения
Лыжи, баскетбол, бейсбол, теннис, дельтапланеризм.