Четвертый этап (1992 - ...)

 

Хронология работ по программе Проект-921.1

1992 год, апрель - официальное начало работ над проектом 921.1
1993 год, январь - начало разработки корабля Shenzhou
1996 год, ноябрь - 1997 год, ноябрь - будущие инструкторы и члены китайского отряда космонавтов проходят стажировку в РГНИИ ЦПК
1999 год, январь - обнародование сроков пилотируемых полетов
1999 год, июль - пополнение флота кораблей наблюдения
1999 год, 19 ноября - запуск первого корабля серии Shenzhou.
2000 год, декабрь - открытие станции слежения в Намибии
2001 год, 9 января - запуск корабля Shenzhou-2
2002 год, 25 марта - запуск корабля Shenzhou-3
2002 год, 30 декабря - запуск корабля Shenzhou-4
2003 год, 15 октября - запуск первого пилотируемого корабля Shenzhou-5
 

Описание программы

Официально этот этап начался в апреле 1992 года, когда китайское руководство огласило так называемый «проект 911», состоящий из 3 фаз. Первая фаза (проект 921.1) заключалась в создании пилотируемого корабля. Вторая (проект 921.2) - в создании орбитальной станции и третья (проект 921.3) - многоразового пилотируемого корабля.
Как обстоят дела со второй и третьей фазой проекта 921 - пока не известно. А по первой этап уже реализуется полным ходом.
Первый проект пилотируемого корабля (проект 921.1), получивший позднее название «Шэньчжоу» (Shenzhou - «корабль богов», иногда переводится так же как «священная лодка», «волшебный корабль»), был представлен на собрании Международной Федерации астронавтики (International Astronautical Federation) в 1992 году.
В рамках этого проекта началось создание новой ракеты-носителя CZ-2F, новых стартовых комплексов на космодроме Цзюцюань (Jiuquan), Центра подготовки космонавтов, наземных станций слежения (в том числе за границами Китая) и другой необходимой инфраструктуры.
В середине 90-х годов в конструкцию создаваемого корабля были внесены существенные изменения, так как к тому времени Китай официально приобрел патенты на изготовление многих узлов будущего корабля у космических фирм в России. В частности, речь шла об андрогинном стыковочном узле и системах жизнеобеспечения, приобретенных у РКК «Энергия».
В 1996 году, в соответствии с межправительственным китайско-российским соглашением, двое китайских летчиков прибыли на подготовку в РГНИИ ЦПК им. Гагарина. Они были уже не первыми иностранными астронавтами в ЦПК, но впервые подготовка велась целиком в рамках космической программы другого государства, ведь «выпускники» готовились к полету на «чужом» для России корабле.
В 1997 году в своем интервью Международному радио Китая советский космонавт Георгий Михайлович Гречко сказал, что в Звездном городке проходят подготовку уже шесть китайских инструкторов. По его словам, на этом термине «инструктор», настаивала китайская сторона, а их подготовка не отличается от обычной.
Подготовка астронавтов проводилась и в Китае. На неофициальном сайте, посвященном китайской космической программе (Go Taikonauts!) была опубликована подборка фотографий, без указания даты, когда они были сделаны (что обидно!). В примечании указывалось, что эти фотографии были предоставлены организациями The Heritage Foundation и China Internet Information Center.

В разное время в разных изданиях публиковались рисунки будущего корабля, орбитальной станции и даже лунной базы. В июне 1999 года в интернете появились даже фотографии космического корабля и ракеты-носителя CZ-2F и сведения о том, что первый непилотируемый полет нового корабля может состояться в октябре 1999 года.
В августе в Звездном городке проходили подготовку (в частности, в лаборатории гидроневесомости и по программе параболических полетов) уже 15 - 20 китайских специалистов (кандидатов в астронавты?) Но все это была предыстория, где домыслов было не меньше, если не больше, чем точных данных.
История началась 19 ноября 1999 года в 22 часа 30 минут GMT. Первый китайский космический корабль, пока еще в непилотируемом варианте, был запущен с помощью ракеты-носителя CZ-2F (Великий Поход 2F) с космодрома Цзюцюань (Jiuquan). Полет продолжался 21 час, после чего спускаемый аппарат совершил посадку в провинции Внутренняя Монголия в Китае.
После еще трех успешных беспилотных полетов, 15 октября 2003 года состоялся первый пилотируемый полет. Информация об этом (и других полетах) расположена в разделе Таблица запусков.