Четвертый этап (1992 - ...)
Хронология работ по программе Проект-921.1
1992 год, апрель - официальное
начало работ над проектом 921.1
1993 год, январь - начало разработки
корабля Shenzhou
1996 год, ноябрь - 1997 год, ноябрь - будущие инструкторы и члены
китайского отряда космонавтов проходят стажировку в РГНИИ ЦПК
1999 год, январь - обнародование сроков пилотируемых полетов
1999 год, июль - пополнение флота кораблей
наблюдения
1999 год, 19 ноября - запуск первого
корабля серии Shenzhou.
2000 год, декабрь - открытие станции
слежения в Намибии
2001 год, 9 января - запуск корабля Shenzhou-2
2002 год, 25 марта - запуск корабля Shenzhou-3
2002 год, 30 декабря - запуск корабля Shenzhou-4
2003 год, 15 октября - запуск первого пилотируемого корабля Shenzhou-5
Описание программы
Официально этот этап
начался в апреле 1992 года, когда китайское
руководство огласило так называемый «проект
911», состоящий из 3 фаз. Первая фаза (проект
921.1) заключалась в создании пилотируемого
корабля. Вторая (проект 921.2) - в создании
орбитальной станции и третья (проект 921.3) - многоразового пилотируемого корабля.
Как обстоят дела со
второй и третьей фазой проекта 921 - пока не
известно. А по первой этап уже реализуется
полным ходом.
Первый проект
пилотируемого корабля (проект 921.1),
получивший позднее название «Шэньчжоу» (Shenzhou - «корабль богов»,
иногда переводится так же как «священная лодка», «волшебный корабль»), был представлен на
собрании Международной Федерации
астронавтики (International Astronautical Federation) в 1992
году.
В рамках этого проекта
началось создание новой ракеты-носителя
CZ-2F, новых стартовых комплексов на
космодроме Цзюцюань (Jiuquan), Центра подготовки
космонавтов, наземных станций слежения (в
том числе за границами Китая) и другой необходимой
инфраструктуры.
В середине 90-х годов в
конструкцию создаваемого корабля были
внесены существенные изменения, так как к
тому времени Китай официально приобрел
патенты на изготовление многих узлов
будущего корабля у космических фирм в
России. В частности, речь шла об андрогинном
стыковочном узле и системах
жизнеобеспечения, приобретенных у РКК «Энергия».
В 1996 году, в соответствии
с межправительственным китайско-российским
соглашением, двое китайских летчиков
прибыли на подготовку в РГНИИ ЦПК им.
Гагарина. Они были уже не первыми
иностранными астронавтами в ЦПК, но впервые
подготовка велась целиком в рамках
космической программы другого государства,
ведь «выпускники» готовились к полету
на «чужом» для России корабле.
В 1997 году в своем
интервью Международному радио Китая
советский космонавт Георгий Михайлович Гречко
сказал, что в Звездном городке проходят
подготовку уже шесть китайских
инструкторов. По его словам, на этом термине
«инструктор», настаивала китайская сторона,
а их подготовка не отличается от обычной.
Подготовка астронавтов
проводилась и в Китае. На неофициальном
сайте, посвященном китайской космической
программе (Go
Taikonauts!) была опубликована подборка
фотографий, без указания даты, когда они
были сделаны (что обидно!). В примечании
указывалось, что эти фотографии были
предоставлены организациями The Heritage Foundation и
China Internet Information Center.
В разное время в разных
изданиях публиковались рисунки
будущего корабля, орбитальной станции и
даже лунной базы. В июне 1999 года в интернете
появились даже фотографии космического
корабля и ракеты-носителя CZ-2F и сведения о
том, что первый непилотируемый полет нового
корабля может состояться в октябре 1999 года.
В августе в Звездном
городке проходили подготовку (в частности,
в лаборатории гидроневесомости и по
программе параболических полетов) уже 15 - 20
китайских специалистов (кандидатов в
астронавты?) Но все это была предыстория,
где домыслов было не меньше, если не больше,
чем точных данных.
История началась 19
ноября 1999 года в 22 часа 30 минут GMT. Первый китайский
космический корабль, пока еще в
непилотируемом варианте, был запущен с
помощью ракеты-носителя CZ-2F (Великий Поход
2F) с космодрома Цзюцюань (Jiuquan). Полет продолжался 21 час,
после чего спускаемый аппарат совершил
посадку в провинции Внутренняя Монголия в
Китае.
После еще трех успешных беспилотных полетов, 15 октября 2003 года состоялся первый пилотируемый полет. Информация об этом (и других полетах) расположена в разделе Таблица запусков.