США

Шимпанзе - испытатели ВВС США

 

В начале 50-х годов ВВС США передали 65 пойманных в Африке молодых шимпанзе в создаваемое Полевой авиамедицинской лаборатории (Aeromedical Field Laboratory) на авиабазе Холоман (Holloman AFB) в г.Аламогордо (Alamogordo) отделение биодинамики (Biodynamics Branch). Вначале шимпанзе привлекались к исследованиям в области военной авиации, но затем их стали использовать и в экспериментах по космической тематике с участием специалистов НАСА. В частности, на шимпанзе исследовалось воздействие на живой организм больших отрицательных и положительных ускорений, перегрузок и т.д. В небольших стальных контейнерах их вращали на центрифуге, сбрасывали с самолёта, катапультировали под различными углами к горизонту, помещали в декомпрессионную камеру. Многие из этих шимпанзе погибли, другие были серьезно ранены или покалечены. Зачастую что произошло с «испытателем» даже не указывалась в отчете об эксперименте, и установить судьбу этих помощников человека сейчас уже практически невозможно. Из размещенной на сайтах ВВС США и НАСА скудной информации можно узнать о следующих экспериментах.

Испытания на переносимость скачкообразного воздушного потока (Tolerance to Abrupt Windblast)

Нажать для увеличенияРеактивная тележка 1
На первом этапе специалисты из Полевой авиамедицинской полевой лаборатории использовали построенную корпорацией Northrop Aircraft реактивную тележку Sonic Wind 1.

Первый эксперимент с шимпанзе состоялся 28 января 1954 года. Тележка была запущена по направляющим рельсам и развила скорость около 640 км/час, после чего резко остановилась. Из-за быстрого торможения шимпанзе получил сильнейшее сотрясение мозга, который практически разрушился при ударе о кости черепа, что привело к смерти животного.

Нажать для увеличенияВ том же январе было проведено еще четыре испытания. Для исследования воздействия резкого изменения воздушного потока на высоких скоростях специалисты ВВС США стали устанавливать на тележку специальный ветровой экран (лобовое стекло). Этот экран мог отстреливаться в любой заданный момент времени. Однако на этапе испытаний этого экрана несколько шимпанзе погибли, прежде чем конструкция экрана была отработана. В июне 1956 года, во время проведения 80-го заезда, перегузка составила 80 g, в результате чего Sonic Wind 1 получили сильные повреждения и не были восстановлены.

Для полноты картины нужно упомянуть и о том, что в экспериментах на этой реактивной тележке в качестве испытателей участвовали не только шимпанзе и манекены, но и люди.
19 марта 1954 года место пилота в тележке впервые занял человек, подполковник Джон Пол Стапп (John Paul Stapp). Во время заезда от достиг скорости 677 км/час. При тороможении до скорости 246 км/час на дистанции 60 метров перегрузка составила 22 g.
Второй его заезд состоялся уже после установки ветрового экрана. Экран был открыт на полной скорости, при этом скорость воздушного потока составила 800 км/ч, а давление 0,4 кгс/см². Перегрузка при торможении составила 12 g, а присуствующая в воздухе пыль до крови посекла его лицо.
Всего Джон Стапп выполнил 29 заездов, при этом рекордным стал последний, состоявшийся 10 декабря 1954 года. Через несколько секунд после старта скорость тележки составила 1017 км/час, перегузка составила 20 g, а давление воздушного потока на пилота составляло около 2 тонн. Для остановки тележки использовались два последовательно расположенных на трассе водяных тормозных резурвуара. В момент торможения пиковая перегрузка составила 46.2 g, при этом в течение 1.1 секунды перегрузка составляла 25 g. Стапп был жив, но почти все капилляры в его глазных яблоках лопнули, и он ничего не видел. Врачи всерьез опасались, что он ослепнет, но в госпитале, куда его срочно доставили, хирурги обнаружили, что отслоения сетчатки не произошло. Через несколько часов он начал различать яркие пятна, а на следующий день его зрение уже немного восстановилось.

Реактивная тележка 2
В 1955 году началось использование новой более скоростной реактивной тележки Sonic Wind 2, разработанной специально для изучения воздействия воздушного потока. Скорость этой тележки могла достигать 1580 км/ч, а значение давления воздушного потока достигало 1 кгс/см². В период с 17 мая 1955 по 2 марта 1956 года было проведено 15 испытаний. Лишь во время трех заездов в кресле пилота находился антропоморфный манекен. Во всех остальных случаях пассажиром тележки были шимпанзе. Все эти заезды проводились на базе Холломан, однако после того, как начались задержки со строительством новой, более длинной разгонной дорожки, испытания были перенесены на рельсовую испытательную трассу ВМС для разгона ракет (Supersonic Naval Ordnance Research Track) в Чайна-Лейк (China Lake), где благодаря более длинной трассе можно было достичь большей скорости.

Первое испытание в Чайна-Лейк (China Lake) состоялось 18 февраля 1957 года и являлось контрольной проверкой всех систем реактивной тележки и готовности трассы. Максимальная скорость составила 1463 км/ч.

Первое полномасштабное испытание состоялось 13 апреля 1957 года. Схема испытания предполагала плавный разгон и торможение, но при этом скорость тележки составляла 2130 км/ч (около 1.7 Маха). Принимавший участие в эксперименте шимпанзе был одет в скафандр, разработанный в Полевой авиамедицинской лаборатории и в шлем, созданный корпорацией Protection, Inc. К несчастью еще до того, как тележка достигла сверхзвуковой скорости надломился заголовник сиденья, после чего сломался и сам гермошлем. В результате голова шимпанзе дергалась так сильно, что это привело к практически мгновенному перелому шеи и смерти животного. Было также обнаружено, что часть скафандра обгорела под воздействием нагрева из-за трения набегающего воздуха.

Следущее испытание состоялось 27 июня 1957 года. Тележка достигла скорости 2090 км/ч, и в течении двух секунд двигалась на скорости 1.7 Маха. Максимальное давление воздушного потока составило около 3500 фунтов на кв.фут. Испытание опять окончилось смертью животного, но уже по другой причине. Шимпанзе был крепко зафиксирован в тележке, но шлем и скафандр окозались недостаточно прочными. Поток воздуха порвал скафандр и под воздействием набегающего воздуха шимпанзе получил ожоги 40% тела (второй и третьей степени). Смерть шимпанзе наступила через 24 часа после испытания из-за полученых ожогов.

Следущее испытание было проведено 12 марта 1958 года. В этом заезде использовался скафандр из новых материалов, во всем остальном эксперимент проводился по старой схеме. Как и в предыдущих случаях, животное погибло. На этот раз причиной гибели стал обрыв ремня безопасности, фиксирующего гремошлем шимпанзе на заголовнике сиденья. Это стало последним экспериментом в Чайна-Лейк. Дальнейшие заезды вновь проводились на базе Холломан, на новой трассе длиной 10,6 км.

Проект «Свист рассекаемого воздуха» (Project Whoosh)

Следующий этап испытаний, получивший название «Свист рассекаемого воздуха» (Project Whoosh), заключался в отработке средств катапультирования из летательного аппарата на сверхзвуковой скорости.

Катапультирование находящегося под наркозом (анестезией) шимпанзе проводилось из специально разработанной для этой цели ракеты «Чероки» (Cherokee). Ракета запускалась с модифицированного бомбардировщика Б-29 (B-29) и затем преодолевала звуковой барьер. После этого происходило катапультирование из ракеты открытой тележки с животным.

К сожалению ни одно из животных, принявших участие в экспериментах, не выжило. Причиной гибели становились различные отказы оборудования (катапульты или парашютной системы). Полученные животными травмы не давали возможности определить, как они переносили скоростной воздушный поток. В то же время, считать эксперименты полным провалом нельзя. Полученные данные были использованы в последующих экспериментах на Сверхзвуковом исследовательском стенде ВВС США (Supersonic Military Air Research Track) в Хоррикэн Меса (Hurricane Mesa) в штате Юта (Utah).

 
* * *

После проведения первых успешных пилотируемых космических полётов ВВС США завершили программу «космических» испытаний и сдали в аренду почти всех остававшихся в живых шимпанзе для использования в различных биомедицинских экспериментах. В течение 30 лет (до 1977 года), во время многочисленных исследований, многие из животных погибли на руках токсикологов.

В 1997 году ВВС США заявили об окончании программы исследований на шимпанзе, колония которых к этому моменту насчитывала 141 особь. В 1998 - 1999 годах 30 шимпанзе были переданы организации Primarily Primates в г.Сан-Антонио (San Antonio) в Техасе, а 111 шимпанзе в августе 1998 года попали в лабораторию Фонда Кулстона (The Coulston Foundation - TCF) в г.Аламогордо (Alamogordo). За спасение шимпанзе от лабораторных исследований боролся Центр защиты пойманных шимпанзе (Center for Captive Chimpanzee Care - CCCC). После года юридических проволочек в октябре 1999 года суд постановил передать 21 шимпанзе из лаборатории TCF защитникам животных. 17 июля 2001 года 21 шимпанзе получили «постоянную прописку» в реабилитационном питомнике центра CCCC в г.Сент-Люси Каунти (St. Lucie County) в Южной Флориде (South Florida).

В сентябре 2002 года находящаяся на грани банкротства лаборатория TCF предложила центру CCCC купить землю и строения лаборатории. При покупке были вскрыты факты преступной небрежности персонала TCF, которые привели к смерти 4 шимпанзе и 10 других обезьян, причем среди погибших из-за нерадивости сотрудников TCF была бывшая 36-летняя шимпанзе ВВС США Донна (Donna). Приобретение этой лаборатории не только сделало питомник центра CCCC самым большим в мире прибежищем шимпанзе, но и спасло 266 шимпанзе, некоторые из которых ранее использовались ВВС, от опасности стать когда-либо жертвой лабораторных экспериментов.